Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Битва за историю

Чтобы понять, как сложно львовянам каждый год в день 9 мая, вспомним ту же Прибалтику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Драматические события в Эстонии снова привлекли внимание европейской общественности к историческому наследству Второй мировой войны. Ситуация в Западной Украине похожа по многим признакам с прибалтийской. Демонтировать советские символы там еще не собираются, но отношение к празднику 9 мая значительно отличается от оценок и эмоций жителей Киева или Харькова

"Спекулятивная немецкая политика и

торги относительно угнетенного

украинского народа базируются на

цинизме, вероломстве, низости,

вранье и злоупотреблении доверием других"

ОУНовская газета "Украинское

слово" (Париж), 24 сентября 1939 г.

Драматические события в Эстонии снова привлекли внимание европейской общественности к историческому наследству Второй мировой войны.

Ситуация в Западной Украине похожа по многим признакам с прибалтийской. Демонтировать советские символы там еще не собираются, но отношение к празднику 9 мая значительно отличается от оценок и эмоций жителей Киева или Харькова.

Все время "развития" собственной государственности украинцы стараются понять, как им теперь относиться к событиям 1939-1945 годов. И снова проблема "двух Украин" запутывает эту тему.

Многовекторная историчность

Во время правления Кучмы ситуация в этом вопросе была более или менее прогнозируемой. На официальном уровне использовались как советское название "Великая Отечественная война", так и современное "Вторая мировая". Дискуссии о месте Украины в советско-немецкой войне происходили преимущественно в академической плоскости.

Победа Ющенко изменила ситуацию. Национально-демократические круги решили воспользоваться эффектом Майдана - и тема Второй мировой вернулась в общественно-политическую жизнь.

Два года назад президент Ющенко старался разрубить гордиев узел противоречий.

Разработанный в его окружении план празднования предусматривал общий обед ветеранов УПА и Красной Армии. Однако, идея не нашла поддержки среди ветеранов обеих раньше враждующих сторон.

Поэтому вместо праздничного обеда был устроен гражданский ход по Крещатику, после которого президент выступил на "майдане" перед музеем ВОВ. В своей речи Ющенко снова подчеркнул необходимость примирения ветеранов УПА и красноармейцев.

В прошлом году 9 мая пришлось на период сложных переговоров относительно формата коалиции. Сторонам, как и сейчас, было не до ветеранов. Тем более, что с каждым годом их количество неустанно сокращается. Но, если ветераны так и не дождутся решения исторических споров, что делать их потомкам?

Львовская правда

Чтобы понять, как сложно львовянам каждый год в день 9 мая, вспомним ту же Прибалтику.

Эстония в этой войне почти стопроцентно поддерживала Германию. Вообразите, например, памятник офицерам вермахта на Манежной площади в Москве? Дико, невероятно, провокационно. Монумент в честь Советской армии в центре Таллина выглядел так же бессмысленно.

Его перенесение на воинское кладбище делает ситуацию более приемлемой для эстонцев. Но россияне оскорблены. Поздно, господа! Эстония - член НАТО и ЕС, и как у вас говорят: "Сняв голову, по волосам не плачут!".

В советские времена жителям ГДР демонстрировали художественные фильмы режиссера Озерова с Ульяновым в роли маршала Жукова и показывали "Семнадцать мгновений весны" с Тихоновым-Штирлицем.

Чего ждали от восточных немцев в ответ, непонятно. Наличие мировой системы социализма требовала общего праздника Победы. Одного 9 мая для всех людей от Тарта до Урус-Мартана, от Элисты до Бахчисарая.

Для значительной части жителей Западной Украины тема советской победы также является проблематичной. Это не Эстония, но все же...

С началом войны против СССР были связаны определенные ожидания в украинских национальных кругах.

Как пишет французский исследователь украинского Движения Сопротивления Владимир Косик: "После провозглашения независимости в Львове (30 июня 1941 г. - Авт.) демонстрации за независимость состоялись во всех городах после прихода производных групп ОУН Бандеры. Эти группы везде организовывали местное управление и милицию. ОУН Бандеры выдавала газеты без разрешения оккупационной власти, распространяла открытки, призывала население не сдавать немцам оружие".

Да, потом деятельность ОУН была придушена, но до 1944 года в недрах этой организации (мельниковское крыло) сохранялась надежда на согласие с гитлеровцами.

Отражением этой надежды стало создание дивизии "СС-Галичина", почти полностью разгромленной в боях под Бродами.

Севастополь и жертвы немецких репрессий

Наверное, для Львова немцы были "меньшим злом". Но ведь совсем иначе реагировали на гитлеровское вторжение на востоке и юге. Не говоря уже про Крым.

Оборона Севастополя во время ВОВ стала частью героически-патриотичного пантеона России, присоединившись к наследству Крымской войны.

На оккупированных территориях Советской Украины террор длился почти с самого начала немецкого правления.

Вот отрывок из приказа коменданта Днепропетровска 6 декабря 1941 года: "2 декабря 1941 года в Днепропетровске было совершено покушение на немецкого офицера. Как наказание, 100 заложников, взятых из жителей Днепропетровска, были расстреляны. В случае повторения подобных фактов будут употреблены более строгие меры".

В декабре 1941 года немцы еще не знали, что проиграют эту войну. Но, методы управления уже тогда были жестокими.

По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских преступлений за годы оккупации на территории Украины были уничтожены 4 496 547 человек, разрушены 714 городов и рабочих городков и 16 150 промышленных предприятий, разграблены 27 910 колхозов.

Для многих советских граждан выражение "черные года немецкой оккупации" надолго вошло в память.

Но это же выражение может вызвать иронию на западе страны. Для Львова оккупация была, но не немецкая, а советская.

Такие расхождения не преодолеть общими обедами или круглыми столами историков. 9 мая напоминает нам об отсутствии национальной идеи в Украине. Страна по-разному относится к государственным праздникам, и в таких условиях напрасно искать пути к примирению ветеранов.

Должно пройти время. События Второй мировой войны должны в самом деле стать историей для большинства жителей Украины. Лишь тогда можно будет приступать к изготовлению национального "наратива" относительно событий 1939-1945 годов.

Впрочем, сегодня политики углублены в собственные дела и о спорах относительно праздника 9 мая забыли практически все. Распределение полномочий важнее. Возможно, что в данном случае это неплохо?

________________________________

Возможен ли украинский Тынисмяги? ("Украинская правда", Украина)

Идеалы или дивиденды? ("Telegraf", Латвия)