Из двух энергетических саммитов, которые состоялись на прошлой неделе в Польше и Туркменистане последний превзошел все ожидания. По крайней мере, так считают в Москве. 'Итоги трехстороннего саммита и визита, характер и интенсивность обсуждения вопросов превзошли ожидания', - процитировал вчера Интерфакс источник в Кремле. Таким образом, Кремль дает оценку подписанной в минувшую субботу в городе Туркменбаши лидерами РФ, Казахстана и Туркмении совместной Декларации о строительстве Прикаспийского газопровода, а также Декларации, к которой уже присоединился президент Узбекистана, о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии.

Однако, нельзя сказать, что все так плохо закончилось в Кракове. Президенты пяти стран (Украины, Польши, Грузии, Азербайджана и Литвы) смогли договориться о старте проекта трубопровода Одесса-Гданьск. Правда, пока им не удалось гарантировать объемы прокачки нефти. Консорциум по проекту Одесса-Гданьск будет создан не ранее октября 2007 года - не ранее, чем его обсудит новый саммит в Вильнюсе.

С другой стороны, нельзя сказать, что туркменский саммит был успешным для его участников. Из стоявших в повестке саммита трех вопросов, относящихся к трубопроводам - о прикаспийском и транскаспийском трубопроводах, а также о расширении мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) был решен только один. Участники достигли согласия относительно строительства прикаспийского газопровода, что, безусловно, устраивает Россию, поскольку этот трубопровод будет проходить через российскую территорию. По словам министра энергетики России Виктора Христенко, мощность новой ветки к 2009-2010 году будет составлять 10 млрд. кубометров, а при наличии спроса в следующие 5-7 лет ее можно будет увеличить до 30 млрд. Казахстан рассчитывал получить согласие России на расширение мощности Каспийского трубопроводного консорциума с нынешних 31 млн. т до 67 млн. т нефти в год.

Нет пока окончательной ясности и по третьему вопросу - транскаспийскому трубопроводу по дну Каспия в обход России. Разумеется, Москва выступает против строительства любых альтернативных маршрутов поставки нефти и газа. Тем не менее, туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что достижение договоренностей о строительстве прикаспийского газопровода не снимает с повестки дня вопрос об участии Туркмении в возможном проекте транскаспийского газопровода. Тем самым Ашхабад оставил себе пространство для маневра. Ведь не секрет, что Соединенные Штаты, европейские страны и Китай хотели бы получить прямой доступ к туркменскому газу, большая часть которого сейчас поступает в Россию по ценам ниже рыночных. По мнению российской газеты 'Коммерсант', у Назарбаева и Бердымухаммедова появилось больше вариантов для торга с Chevron, Exxon Mobil, BP, Eni, которые, собственно, будут добывать нефть и газ на Каспии.

Транскаспийский трубопровод может стать частью проекта ЕС Nabucco, выводящего газ Азербайджана, а в перспективе Туркмении и Ирана в ЕС вне контроля России. При этом и туркменский, и казахский участки прикаспийского трубопровода вполне в будущем могут стать частью транскаспийского трубопровода.

Ожидается, что больше ясности относительно итогов двух альтернативных энергосаммитов внесет саммит - ЕС- Россия, который состоится 17-18 мая в Самаре. Не исключено, что там Евросоюз поддержит тот или иной вариант энергополитики в регионе.

КОММЕНТАРИЙ

Означает ли подписание президентами России, Казахстана и Туркменистана Декларации о строительстве прикаспийского газопровода, что Москва окончательно 'наложила руку' на среднеазиатский газ? Означает ли это все, что ЕС, США и Китай окончательно утратили шанс получить непосредственный доступ к среднеазиатским энергоносителям? Могут ли Украина и участники недавнего энергетического саммита в Кракове добиться реальной, не бумажной диверсификации энергоносителей?

Евгений ШАРОВ, политолог:

- Прежде всего, указанное событие следует рассматривать в ракурсе закладки основ для Евразийского энергетического союза. Москва, в соперничестве с США и ЕС, не 'наложила руку' на среднеазиатский газ, но выстроила систему координат, которая потенциально делает Казахстану и Туркменистану безотказное предложение и заставит остальных глобальных игроков играть по российским правилам. Российское предложение не замыкается сугубо на трубопроводах и механизме ценообразования, а, при условии гарантирования Москвой безопасности политическим режимам, предлагает Казахстану и Туркменистану стать партнерами в реализации глобальных проектов, то есть трансформирует эти страны в де-факто глобальных игроков. Кроме этого, российское предложение сделано в комплексе (неприкосновенность режима, соучастие в реализации проектов, атомная энергетика, и тому подобное), который делает это предложение беспроигрышным.

Владимир Путин одним ударом ослабил позиции энергетического саммита в Кракове, усилил российские позиции на переговорах накануне визита госсекретаря Кондолизы Райс в Москву, встречи министров иностранных дел стран 'большой восьмерки' и саммита Россия-ЕС в Самаре. Россия безусловно выиграла этот раунд, становясь де-факто законодателем правил игры относительно распределения центральноазиатских энергоресурсов и определения энергетического баланса Евразийского континента. Президенты Назарбаев и Бердымухаммедов, безусловно, оставили за собой 'окно' для предложений США и ЕС и для дальнейшего 'торга' с Россией, но Запад, во всяком случае, должен поднять планку на уровень выше, чем это сделала Россия, что кажется проблематичным на сегодняшний день.

Неожиданное энергетическое наступление России в Центральной Азии не только бросает вызов проекту 'Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск' (фактически делает его невозможным в стратегической перспективе), но ставит под угрозу рентабельность проектов Баку- Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. Это, в свою очередь, оставляет достаточно ограниченный выбор для США и ЕС. Либо быстро (до осени) разработать безотказные предложения для Казахстана и Туркменистана, либо пойти путем дестабилизации этих двух стран благодаря 'цветным революциям' и смены политических элит, либо начать играть по российским правилам. Какая линия победит - покажет время.

Украина может продолжать американо-польский геополитический проект, направленный на формирование в обход России трубопроводов, и, таким образом, без конца надеяться на 'светлое будущее'. При этом, Украина в реальном экономическом измерении будет терять свой статус одного из главных транзитеров российских энергоносителей в пользу северных и южных энергетических потоков России в Европу. Или Украина пересматривает свою энергетическую стратегию в пользу 'своя рубашка ближе к телу' и начинает включать калькулятор при принятии тех или иных внешнеполитических решений. Пока побеждает стратегия разбазаривания того, что еще имеем.

Несмотря на радужные заявления участников неформального энергетического саммита в Кракове по поводу перспектив реализации проекта 'Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск', упомянутый саммит не достиг указанной цели и у проекта нулевые шансы на реализацию в рамках нынешнего формата участников. В первую очередь, неучастие Назарбаева в саммите продемонстрировало нежелание Казахстана участвовать в проектах, имеющих антироссийскую направленность. Об этом откровенно говорит условие Назарбаева, привязавшего участие Казахстана в реализации указанного проекта к соответствующему участию России в этом проекте. Как показывает анализ, 'Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск' может заработать если к нему подключится Россия и Казахстан и этот проект создаст дополнительные мощности в дополнение к нефтепроводу 'Бургас- Александрополис'.

Более того, провалилась польская энергетическая дипломатия последнего года (особенно центральноазиатский и кавказский визит) - Казахстан де-факто сделал ставку на Россию. Можно спрогнозировать, что энергетическая дипломатия Польши в вопросах американской трубопроводной политики начнет уже в ближайшем будущем вызывать раздражение в рамках сердцевины ЕС, с соответствующими последствиями для Варшавы - на арену энергетической дипломатии Европы выйдут 'тяжеловесы'. Более того, ради излишек газа и нефти, которые почти зарезервированы со стороны России, Китая, по Европе (при транспортировке через территорию России) и Ирану транскаспийские трубопроводы строить не будут. Во всяком случае - Россия будет держать руку на пульсе.

Американо-польская концепция диверсификации энергоносителей, исходя из вышеупомянутого, может быть реализована при условиях смены политических элит в России, Казахстане и Туркменистане. Следует ли Украине рассчитывать на такой сценарий в новых условиях при обеспечении собственных национальных интересов?

N76, вiвторок, 15 травня 2007

________________________________________

Для России Польша не является серьезным конкурентом ("Польское радио для заграницы", Польша)

''Замерзнем зимой назло москалям и немцам" ("Gazeta.pl", Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.