Одна из главных тем политических дебатов в Грузии - интеграция страны в европейские структуры. В этом отношении для Грузии крайне важны как видение Европой Кавказа, в частности Грузии, так и сдвиги, происходящие внутри самой Европы. В условиях президентства Германии в Евросоюзе особенно интенсивно начались поиски путей будущего развития Европы и преодоления внутреннего кризиса, а также формирование новой европейской политики добрососедства в отношении Черноморского региона, что в значительной степени является результатом инициатив Берлина.

Германия пытается максимально использовать свое благоприятное международное политическое положение и преодолеть противостояние скептически настроенных к Европе сил. В такой обстановке очень большое значение придается позиции Германии относительно происходящих в нашей стране реформ, замечаниям по поводу имеющихся у нас недостатков, советам и ее общему видению Грузии. Эти вопросы - тема беседы 'Джорджиан таймс' с Чрезвычайным и Полномочным послом Германии в Грузии госпожой Патрицией Флор.

- Госпожа Флор, Германия была первой страной, признавшей независимость Грузии. Для Тбилиси это стало большой политической поддержкой. За период с 1992-го года помощь Германии нашей стране составила 250 миллионов евро, и в этом отношении она на втором после США месте. Какие политические и экономические проекты осуществляются сейчас в Грузии правительством Германии?

- Германия, являясь вторым по величине партнером Грузии, по- прежнему продолжает оказывать ей помощь и включая 2007-й год выделила уже 277 миллионов евро для развития вашей страны. По согласованию с правительством Грузии Германия заботится о тех секторах, которые особенно важны для экономической, политической и общественной ее трансформации. К примеру, с помощью Германии в Грузии была осуществлена регистрация частной собственности, создана система кадастра, в рамках которой произведена перепись всех земель. А это твердая основа для дальнейшего развития рыночной экономики.

Один из значительных проектов - содействие правовой и судебной системе. Особое значение мы придаем развитию гражданского права в Грузии. Интересен также проект создания лаборатории вина для изготовления продукции, соответствующей европейским стандартам, чтобы успешнее экспортировать грузинское вино на европейский рынок. На продолжительное время рассчитан и проект создания в Батуми системы водоснабжения и канализации.

В результате таких программ каждый гражданин почувствует, что что-то сделано для его блага, и мы этому очень рады.

- Как Вы думаете, Грузия больше европейская или азиатская страна?

- Когда я приехала сюда в июле прошлого года, мое первое впечатление, что здесь я встретила европейскую культурную среду. Ведь если окинуть взглядом Тбилиси, увидишь церкви, древние крепости - обычную картину, которая можно встретить в любом европейском городе. Грузия, бесспорно, относится к европейскому культурному пространству. Вместе с тем, она всегда находилась на границе между азиатским и другими влияниями, и то, к какому из них Грузия себя относит и какое более значительно для нее, должны решить сами грузины.

- Немецкая пресса довольно критична в отношении властей Грузии. А как бы Вы оценили процессы после 'революции роз', оправдались ли возлагаемые на них надежды и в каких направлениях основные пробуксовки?

- Грузия переживает процесс сложной трансформации. После длительной советской эпохи, плановой экономики, диктатуры все общество, вся экономика, политическое пространство должны быть выстроены заново. У меня создается впечатление, что многие основательные реформы начаты, но их еще долго не смогут завершить. Поэтому, к сожалению, для многих людей прямые результаты этих реформ пока не очень ощутимы.

Не может быть и речи о том, что сегодня-завтра бедность будет преодолена. Для этого необходимо время. Самое главное, на чем сосредоточено наше сотрудничество, - сохранить это направление. Мы желаем для Грузии - демократию, правовое государство, права человека, рыночную экономику, сближение с Евросоюзом и евро-атлантическими структурами. А для достижения этого нужно терпение, что, естественно, сложно.

- Можете ли Вы однозначно ответить, является Грузия демократической страной или нет?

- Грузия на пути демократии. В стране прошли выборы. Выборы 2006-го года в органы местного самоуправления оценены ОБСЕ. как свободные, но, конечно, было и немало недостатков. Это касается списков избирателей, отношения со СМИ, презентации политических сил, информации о выборах. Поэтому считаю очень важным уже сейчас начать работу для исправления этих недостатков к выборам 2008-го года. Речь идет о перепроверке избирательных списков, внесении ясности в вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании, осуществлении рекомендаций ОБСЕ и Еврокомиссии относительно избирательного закона. Этот процесс должен начаться уже сейчас, чтобы к 2008-му году удалось достичь прогресса.

- Как Вы оцениваете дальнейшие шансы расширения Европы. Насколько вероятно, что Грузия будет включена в эту схему, и ожидаете ли Вы значительных подвижек в преодолении внутреннего кризиса в период президентства Германии в Евросоюзе?

- Евросоюз за довольно короткое время численно очень возрос. Если в 1992-м году в нем было 12 членов, то сейчас он объединяет 27 государств. Поэтому, думаю, что дальнейшее расширение - дело далекого будущего и в последующие годы оно не произойдет. В Европе многие страшатся дальнейшего расширения, так как не знают, как решится ее будущее, и считают, что прежде чем произойдет следующее расширение, необходимо осуществить внутреннее реформирование Евросоюза.

Европейская Конституция, которая, к сожалению, до сих пор не ратифицирована несколькими странами, очень способствовала бы этой внутренней реформе. Поэтому в период европрезидентства Германии, срок которого истекает в июне 2007-го года, была поставлена цель - достичь для дальнейших действий, самое малое, хотя бы единства в том, каким образом или в какие сроки мы хотим прояснить вопрос о новом внутреннем порядке. Мы должны разработать план дальнейшего движения вперед, поскольку оставаться в существующем положении было бы ошибкой.

Что касается Грузии, хочу сказать, что правильно, если она будет ориентирована на европейские стандарты, независимо от того, когда появится возможность возобновления дискуссии о расширении Европы. Верю, что такая ориентация будет полезна и для самой Грузии. Европейский опыт показывает, как эти стандарты и принципы могут гарантировать мир, благополучие и правовое государство.

- Как относится Германия к существованию на Кавказе сепаратистских регионов, в частности, Абхазии и Южной Осетии?

- Конфликты в Грузии создают угрозу развитию страны и региона. Сегодняшний статус-кво опасен, поскольку экономическое развитие, политическая стабильность всегда находятся под угрозой того, , что конфликты по-прежнему не урегулированы, и мы не знаем, каким будет будущее.Поэтому Евросоюз сейчас больше стремится разрешить эти кризисы. Естественно, речь идет о мирном урегулировании конфликтов. А для этого, в первую очередь, необходимо установить доверие между людьми как одной, так и другой стороны.

- В последнее время стали отмечать, что роль Европы в мировой политике значительно возросла. Что принесет это Грузии, и ожидаете ли вы такую же активизацию на Кавказе?

- Бесспорно, что в прошлом, например, в 90-е годы, Кавказ находился для Европы где-то далеко. Но в этот период в наших взглядах тоже очень многое изменилось, и сейчас Грузия и Кавказ - непосредственные соседи Евросоюза. После принятия Румынии и Болгарии в этот Союз Грузия своим приморьем еще более приблизилась к Европе. Между тем в Европе очень хорошо поняли, что нестабильность и проблемы в регионе Кавказа уже непосредственно касаются нас.

Для Европы важно иметь таких соседей, у которых мир и демократия, которые экономически хорошо развиваются и разделяют наши ценности. Естественно, что Кавказ важен для нас и в энергетической сфере. Именно поэтому в 2004-м году Германия была очень активной сторонницей включения трех стран Южного Кавказа в новую европейскую политику добрососедства. То, что европейская политика активизируется на Кавказе, видно в трех планах действий, подписанных осенью 2006-го года с Грузией, Арменией и Азербайджаном.

- Есть предположения, что если дипломатические методы потерпят крах, правительство Грузии попытается решить конфликты военным путем. Какую позицию займет в этом случае Европа?

- Нет ни одного разъяснения европейской позиции, в котором не отмечено, что мы - сторонники только мирного урегулирования конфликтов. С моей точки зрения, негативна любая публичная попытка решения конфликта военными средствами, поскольку это укореняет в таких регионах страх, что фактически сводит на нет взаимное доверие. Ведь как могут люди, живущие в Абхазии или Южной Осетии, верить в то, что их права будут защищены и они могут мирно жить вместе с Грузией, когда военная угроза будет у них буквально перед глазами.

Более того, как могу я убедить немецкого инвестора, который может заинтересоваться вложением капитала в Грузию, что его ожидает здесь стабильное будущее, когда параллельно речь идет о возможных военных действиях. Так что не только политика, но и каждое подобное высказывание порождает очень много вопросов не только в Грузии, но и за ее пределами, и они (такие высказывания) не скажутся позитивно на развитии страны.

- Какая сила может стать противовесом России в Закавказье?

- Думаю, что это ошибочный вопрос. Здесь речь идет не о конфронтации, а о том, что у нас - Евросоюза, Германии, Грузии - есть общий большой сосед, который всегда останется нашим соседом, и зовется он Россией. И в Германии тоже интересы России давно уже отличны от наших. Общие интересы не всегда были и у нас, и Германия не раз испытала это на себе.

Очевидно, что из сложившейся ситуации надо попытаться найти такой выход, при котором обе стороны могут сосуществовать. Именно в этом заключается наша задача. Есть немало сфер, в которых возможно взаимное сотрудничество. Речь идет о кооперировании, исходя из тех обязанностей, которые есть у каждого государства. Это единство в вопросах прав человека, в соглашениях, заключенных между странами. Все это должно стать твердой основой в межгосударственных отношениях.

Грузия сейчас ищет новые рынки для своей продукции. Несмотря на это, было бы хорошо, чтобы и Россия в будущем по-прежнему входила в число этих рынков. Не говоря уже об отношениях между людьми, которые на протяжении многих лет складывались между Россией и Грузией и сохранить которые очень важно для связей между странами.

- Какие перемены произошли во внешней политике Германии, в том числе

в отношении региона Кавказа, после прихода к власти Ангелы Меркель?

- Внешнюю политику Германии всегда характеризовала последовательность. Так обстоит и в Бундестаге, где между различными политическими силами всегда четко выраженное согласие относительно общих целей внешней политики. Хотя, разумеется, отдельные политики, в том числе и Ангела Меркель, привносят в развитие внешней политики свой личный опыт и обоснование.

Наш канцлер родом из Восточной Германии. Это значит, что она лучше знает и имеет особые отношения со странами Восточной Европы, включая и бывшие советские страны. Раньше Германия проявляла особенную заботу о восточноевропейском пространстве, и сегодня будет продолжать заниматься этим еще более интенсивно. К примеру, в период европрезидентства Германия стремится активизировать европейскую политику добрососедства. Мы хотим до июня объединить европейцев вокруг более сильной кооперации между Евросоюзом и странами Черноморского региона.

- У Вас есть опыт журналистской работы. Как человек, компетентный в этой сфере, как бы Вы в общих чертах оценили грузинские СМИ?

- К сожалению, из-за языкового барьера сложно создать полное представление о грузинских газетах, телевидении и радио. Но, судя по английским или русским переводам, у меня создается впечатление, что часто основательная, углубленная работа не ведется. Информация публикуется поспешно, без дальнейшего выяснения правдива ли она или нет, остается неизвестным мнение второй стороны. Так что информация обрабатывается очень быстро, и ей не хватает глубины. Есть целый ряд проектов для повышения уровня образования и тренингов журналистов, например, проект 'Дойче велле', осуществляемый немецкой стороной. Думаю, участие грузинских журналистов в таких тренингах было бы полезно как для их развития, так и для обмена информацией между Грузией и другими странами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.