Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демонтировать Путина

Кто представляет собой 'российскую оппозицию', и чего ждет от нее Запад?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кризис, по утверждению Гарри Каспарова, наступит в конце года. Экс-чемпион мира по шахматам, 'вывеска' российской 'демократической оппозиции', прогнозирует, выступая на немецком телевидении в программе 'ЦДФ-Миттагсмагацин' серьезные изменения в московской властной конструкции. 'Крыша рушится, фундамент проржавел', - повествует он о власти Кремля, предвещая ее 'крушение в будущем'.

Кризис, по утверждению Гарри Каспарова, наступит в конце года. Экс-чемпион мира по шахматам, 'вывеска' российской 'демократической оппозиции', прогнозирует, выступая на немецком телевидении в программе 'ЦДФ-Миттагсмагацин' серьезные изменения в московской властной конструкции. 'Крыша рушится, фундамент проржавел', - повествует он о власти Кремля, предвещая ее 'крушение в будущем'. Произойдет это, якобы в декабре 2007 г., после выборов в Государственную Думу, незадолго до президентских выборов. Владимир Путин тогда покинет свой пост, а его преемник еще не определен. По мнению Каспарова, намечается вакуум власти: в России надвигается 'глубокий внутриполитический кризис'.

Интерес, который проявляют западные СМИ с начала марта к Каспарову, намного превышает внимание к прочей российской оппозиции. Ни блок 'Яблоко', ни Союз правых сил, а уж коммунистическая партия и подавно, даже приблизительно не пользуются подобным вниманием. Началось все с 'Марша несогласных' 3 марта в Санкт-Петербурге. От 1000 до 1200 демонстрантов прорвались через милицейские заграждения и столкнулись с отрядами милиции. Инициаторами этого мероприятия были бывший премьер Михаил Касьянов, слывущий взяточником, и Каспаров. У них обоих ясная цель. Серией демонстраций (следующие должны состояться в конце мая и начале июня) они собираются мобилизовать слои населения, не согласные с нынешней политикой правительства.

Каспаров, которого западные СМИ сейчас преподносят как надежду оппозиции, начиная с последних выборов в Думу в 2003 г. систематически работает на смену власти. Еще в январе 2004 г. он предпринял первую организационную попытку, создав совместно с бывшим председателем СПС Борисом Немцовым 'Комитет 2008 - свободные выборы'. Оба тогда заявили, что хотят воспрепятствовать очередному выдвижению кандидатуры Путина. 'Комитет заседал несколько раз, опубликовал ряд жестких оппозиционных заявлений и уже в середине 2004 бесследно исчез', - рассказывает Йенс Зигерт, представитель Фонда Генриха Белля в Москве. Немцов нашел новое поле деятельности: он оказывал поддержку революционному движению в Киеве, а после успешного завершения переворота стал экономическим советником нового украинского президента Ющенко.

Каспаров же продолжал действовать в России. Уже тогда у него были налажены отличные связи за рубежом. Впервые они обнаружились в 1991 г. Советский Союз еще существовал, но уже тогда чемпион мира по шахматам получил от вашингтонского Центра политики безопасности (Center for Security Policy) награду как 'борец антикоммунистического сопротивления'. Контакты с этим мозговым центром, тесно связанным с республиканским истеблишментом, с тех пор не прерывались. Когда в 2005 г. Каспаров завершил свою шахматную карьеру и полностью посвятил себя политике, Центр сделал его уже официально членом своего Совета национальной безопасности. Сейчас Каспаров исчез из списка членов совета, размещенном в интернете. Однако связи с высокопоставленным персоналом Центра так просто ликвидировать нельзя. Так например, сопредседателем Совета является бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси. С 2003 по 2005 г.г. он возглавлял вашингтонскую организацию 'Freedom House', тренировавшую, в частности, активистов украинского переворота.

'Мы хотим сконцентрировать протестный потенциал', - заявил Каспаров в интервью журналу 'Штерн' пару месяцев спустя после переворота в Киеве. 'Целью должен стать демонтаж режима (Путина)'. С этой целью, в подражание Украине, он создал свою новую организацию - 'Объединенный гражданский фронт'. С его помощью он организовал в Москве 30 октября 2005 г. первый 'Марш несогласных', в котором участвовали, правда, лишь несколько сотен человек. Возникли проблемы, поскольку Каспаров в этой демонстрации пошел на сомнительный союз с национал-большевиками. А Национал-большевистская партия не только занимала правоэкстремистские позиции, но и была уже летом 2005 г. запрещена как противоречащая конституции страны. 'Мы стремимся разработать общую программу-минимум, которая могла бы объединить как правых, так и левых активистов под одним флагом, чтобы создать единый фронт против режима Путина', - оправдывался Каспаров в начале 2006 г. на страницах французского журнала 'Политик Интернасьональ'. Однако внутренняя пустота этого революционного союза вызывает критику и на Западе. 'Политическая программа отсутствует', - сухо отмечает Фонд Генриха Белля.

Но это нестрашно, пока есть важные связи. Летом 2006 г. Каспаров снова выступил в роли создателя организации, на этот раз - 'Другой России'. Каспаров основал этот союз совместно с Касьяновым и национал-большевиками при поддержке вашингтонского Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy), активно поддержавшего полтора года назад переворот на Украине. Его президент, Карл Гершман, фигурировал в списке гостей учредительного съезда организации Каспарова наряду с другими влиятельным лицами из США. Среди них, например, руководитель Отдела Европы Госдепартамента. Так же, как и в Киеве осенью 2004 г., при провозглашении нового союза присутствовали и известные деятели из Германии. Союз 90/зеленые делегировал своего лидера Райнхарда Бютикофера, присутствовали и посланцы Фонда Генриха Белля. А канцлер Германии Ангела Меркель направила в Москву своего уполномоченного Андреаса Шоккенхофа.

Получается, что представитель немецкого правительства приветствует создание хунты с участием радикальной Национал-Большевистской Партии? Сомнения возникли даже у немецких СМИ. Ведь речь идет об объединении совершенно разных людей, которые никогда не сидели за одним столом', - заметила корреспондент 'Tagesschau', - 'таких, например, бывший узник ГУЛАГа Сергей Ковалев и сталинист Виктор Ампилов. Или Алла Гербер из Фонда Холокоста и Эдуард Лимонов, называющий себя национал-большевиком'. Что можно сказать, если люди не ходят или не могут критиковать союз с правыми экстремистами? 'Сильной России нужно сильное гражданское общество', - такими словами Шокенхофф объяснил свое участие в учредительном съезде 'Другой России', - 'поэтому я думаю, что нам следует открыто поддержать те силы, которые составляют основу этого гражданского общества'.

Этот призыв поддержала и репортер ARD: 'После многих лет президентства Путина этих людей объединяет стремление построить такую Россию, в которой различные мнения смогут конкурировать друг с другом'.

Хвалебные речи в адрес правых экстремистов, звучащие из уст представителей Германии, уже давно не вызывают удивления. Подобное отношение уже имело место, в частности в конце 2004 года на Украине. Представители правозащитной организации British Helsinki Human Right Group были неприятно удивлены, наткнувшись в рядах тамошней 'демократической оппозиции' на откровенных антисемитов. Мятежные промышленные магнаты под руководством Петра Порошенко и Юлии Тимошенко сумели привлечь на свою сторону ту часть общества, которая традиционно ориентирована на Германию. В их предвыборный блок входил и Конгресс Украинских Националистов (КУН). Эта организация считается преемницей бандеровского крыла Организации Украинских Националистов, представители которого в июне 1941 вошли во Львов вместе с частями вермахта и участвовали там в массовых убийствах еврейского населения. 'Оранжевый' блок, который не без поддержки Вашингтона и Берлина прорвался во власть, поддерживал одного из лидеров радикально-антисемитской партии УНА-УНСО. Их союз имел геостратегическое значение. Ведь незадолго до этого партия УНА-УНСО опубликовала в газете Национально-демократической партии Германии статью, в которой высказалась в поддержку сближения Украины с ЕС.

Очевидно, в западных столицах в начале нынешнего года было принято решение усилить поддержку каспаровской кампании по смене власти в России по сценарию украинской 'оранжевой революции'. А ведь еще в декабре прошлого года бывшему чемпиону мира по шахматам под нажимом Кремля было отменено приглашение на политическое ток-шоу на немецком телевидении, а тогдашний 'Марш несогласных' не нашел существенного отражения в СМИ. Но во время демонстрации 3 марта ситуация была уже совсем иная. Каспаров применил привычный гамбит: контролируемые регулярные нарушения правил проведения подобных акций провоцировали жесткую реакцию со стороны правоохранительных органов, давая СМИ богатый материал о жестокости 'полицейского государства', о которой затем с возмущением писала немецкая печать (см. KONKRET 4/70). Несомненно, все это - не больше чем шоу. Ведь каких-то два года назад немецкие СМИ галантно умолчали о жестоких избиениях, устроенных 'дружественной' эфиопской полицией. Однако подобные медиа-шоу, как показали события на Украине и в Грузии, являются частью подготовки к перевороту.

На политическом уровне желание Запада усилить давление на Москву стало очевидным в начале марта после визита украинского политика-оппозиционера Юлии Тимошенко в Вашингтон. В американской столице Тимошенко встретилась с вице-президентом Диком Чейни и госсекретарем Кондолизой Райс, а также выступила в 'Центре стратегических и международных исследований'. По результатам своего визита Тимошенко опубликовала в официозном издании 'Foreign Affaires' статью под заголовком 'Сдерживание России' ("Containing Russia"), в которой она призвала дать жесткий ответ на консолидацию государства в путинской России. Некоторое время спустя она начала в Киеве кампанию за проведение досрочных выборов, целью которой было повторное отлучение от власти пророссийского премьера Виктора Януковича.

Вопрос в том, насколько серьезны намерения Запада начать наступление на Кремль с целью смены власти в России. По мнению представителя Фонда Генриха Белля в Москве, Гарри Каспаров хоть и самая харизматическая фигура в стане либеральной оппозиции, 'однако его революционная риторика призвана скрыть полное отсутствие какой-либо социальной базы'. Вряд ли кто-то всерьез верит в возможность массовых протестов. 'После нестабильных 90х годов россияне наконец-то хотят насладиться хоть каким-то благосостоянием', - считает журналист Ульрих Хейден, - 'для них Путин - это гарант стабильности и несколько улучшившейся социальной ситуации'. Кроме того, Кремль извлек уроки из событий на Украине. Так, новый Закон о неправительственных организациях предусматривает жесткий контроль над финансированием этих организаций и существенно усложняет финансирование госпереворота из-за рубежа.

Вполне возможно, что Каспаров всего лишь пешка, стремящаяся хоть немного потеснить вражеского 'короля'. Однако и в этом качестве он использует Вашингтон, который при помощи планов по размещению ПРО непрерывно усиливает нажим на Москву.

Мониторинг: читатель ИноСМИ - Вл. М.

_____________________________________

Запад в образе врага ("Focus", Германия)

Владимир Рыжков: Враг России - внутри страны ("Christian Science Monitor", США)

Гарри Каспаров: Критики Путина и 'всемирная паутина' ("Business Week", США)