Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - Европа: это не 'холодная война', а полная неразбериха

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никогда еще за последние пятнадцать лет отношения между странами Евросоюза и его российским соседом не были настолько плохими. Правда, это ухудшение отношений ни для одной из сторон не является ни смертельным, ни выгодным. Значит, нужно выправлять ситуацию

Никогда еще за последние пятнадцать лет отношения между странами Евросоюза и его российским соседом не были настолько плохими. Правда, это ухудшение отношений ни для одной из сторон не является ни смертельным, ни выгодным. Значит, нужно выправлять ситуацию.

После того, как пятнадцать лет назад распался Советский Союз, отношения между Россией и Европейским Союзом впервые стали настолько откровенно плохими. Первой ласточкой стало внезапное прекращение 1 января 2006 года поставок газа, идущего в Европу по российско-украинскому газопроводу, что в свою очередь произошло после 'оранжевой революции' на Украине, воспринятой Москвой как оскорбление.

С тех пор споры, конфликты и недоразумения только накапливались и наслаивались одни на другие: разногласия по энергетическим вопросам и блокировка переговоров о новом соглашении ЕС-Россия; остановка поставок нефти в Литву по трубопроводу 'Дружба'; российское эмбарго на импорт польского мяса; перенос памятника советским солдатам в Таллинне и российские ответные меры против Эстонии, к числу которых можно отнести большую и внушающую тревогу 'премьеру' - кибератаки со стороны России - а также другие действия, например, осаду эстонского посольства в Москве группами молодежи, с которыми местная полиция обошлась намного более снисходительно, чем с участниками демонстраций, организованных Каспаровым; согласие Чехии и Польши разместить на своей территории элементы американского противоракетного щита и ответные угрозы русских выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе; обличения в СМИ нарушений прав человека в России, которые затем прозвучали и из уст официальных лиц, например, об этом говорила г-жа Меркель 18 мая во время волжского саммита ЕС-Россия; разногласия по вопросу окончательного статуса Косово и риск того, что Россия воспользуется своим правом вето в Совбезе ООН :

Список кажется длинным. Однако его можно и продолжить (например, добавить Чечню и отравление полонием Литвиненко). Но даже этот неполный перечень позволяет оценить размер бедствия. Саммит 'большой восьмерки', который состоится в Хайлигендамме 6 июня под председательством Германии, обещает быть трудным :

Но даже с учетом вышеизложенного не стоит усматривать в этом нагромождении разногласий возвращение 'холодной войны' или считать, что эскалация напряженности неизбежна. Все происходящее не имеет ничего общего с 'холодной войной' по той простой причине, что российская политика свободна от мессианских или идеологических мотивов. Какими бы сложными ни стали российско-европейские отношения, причиной тому будет не мировой конфликт между двумя соперничающими идеологиями, претендующими на глобальное господство. Если проводить историческую параллель, то стоит вспомнить о той России, какой она была сто лет назад до октябрьской революции: много авторитаризма, мало демократии, но в целом атмосфера не имела ничего общего с царством страха и идеологии, коим являлся советский период.

В международном плане Россия до 1917 года проводила политику силы, не всегда благоразумную, но лишенную запредельных задач, которые неотделимы от самой природы советской власти.

В феврале этого года Владимир Путин произнес в Мюнхене речь, суть которой крайне проста: Россия вновь стала великой державой, и она заставит себя уважать; она будет яростно защищать свои интересы; во внешней политике в расчет берется только соотношение сил. Сами по себе с точки зрения внешней политики эти посылы вызывают беспокойства не больше, чем выбор других 'реалистичных' стран, например, демократической Индии или коммунистического Китая. Может быть, играют они жестко, но зато понятно, предсказуемо и в определенных рамках.

Но на практике все не так просто. С одной стороны, Россия является членом Совета Европы и ОБСЕ, а, значит, несет обязательства в области прав человека, что затрудняет безоговорочное утверждение суверенитета России, отрицающего любое вмешательство во внутренние дела. С другой стороны, реализм внешней политики должен опираться не только на расклад сил в данный текущий момент: он должен учитывать возможные сценарии развития ситуации, в случае России - последствия падения цен на энергоносители. Поэтому, даже если страна склонна выстраивать отношения с позиции силы, представляется разумным отдавать предпочтение отношениям, основанных на доверии, не являющимися простым отражением сиюминутного расклада сил: международная жизнь - это фильм, а не фотография.

Россия, крупнейшая страна на нашей планете, является слишком значимым партнером для Европы, чтобы та могла исходить из принципа: ухудшение отношений является процессом одновременно вторичным и неизбежным. Европе действительно выгодны стабильные и доверительные отношения с Россией. А для России, четыре пятых населения которой живут на европейском пространстве, буквально в тысячах лье от Китая, Европа остается незаменимым партнером в политическом, стратегическом и экономическом планах.

Для России альтернатива стабильным и доверительным отношениям с Европой не очень-то привлекательна. Китай слишком далеко расположен от российской энергетики и представляет демографическую опасность для азиатской части России с ее огромными и малонаселенными просторами, поэтому он не сможет стать достойной заменой Европе, хотя Россия периодически и угрожает перенаправить в сторону Азии экспортные потоки российского газа, предназначенные для Европы. Наверное, Россия владеет неким волшебным заклинанием, позволяющим пренебрегать законами экономики и географическими реалиями.

Очевидно, что и России, и Европе нужно разорвать порочный круг, где разногласия только обостряются, поскольку обе стороны склонны приписывать друг другу задние мысли. Вот несколько ключевых слов, которые могут помочь отношениям вновь обрести равновесие, стать беспристрастными и профессиональными:

- уважение, на которое постельцинская Россия считает, что имеет полное право. Это уважением должно быть взаимным.

- европеизация, поскольку в игре, основанной на лишенном эмоциональной составляющей соотношении сил, Евросоюз и его партнеры должны вести себя последовательно и сплоченно перед лицом России, которой, с одной стороны, играют на руку соперничающие национальные политические курсы западных стран, а, с другой стороны, невыгодна разобщенность ее партнеров.

- и, наконец, необходимо, чтобы обе стороны как можно яснее выражали свои намерения, что позволит избежать в будущем какого-нибудь абсурдного конфликта, подобного спору, вызванному американскими планами размещения элементов ПРО в Европе.

Чтобы наладить более мирные отношения, необходимы усилия всех сторон. Если учесть, что у них есть общие интересы, в том числе противостояние внешним угрозам, например, распространению ядерного оружия или международному терроризму, эта задача не представляется непосильной. А разговоры о возвращении 'холодной войны' - не самый лучший способ запустить этот процесс.

_____________________________

Путин в евроловушке ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Европейский расклад ("The Spectator", Великобритания)