Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восьмерка или четверка?

"Большая восьмерка" более не отвечает сложившейся обстановке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Большая восьмерка" более не отвечает сложившейся обстановке. Италию и Канаду вряд ли можно отнести к ведущим экономическим державам. Европа представлена чрезмерно, в то время как Азия не представлена вовсе. Демократия в России вызывает серьезные вопросы. А Китай и вовсе не претендует на звание демократической страны, он является авторитарным однопартийным государством, в котором имеются политические заключенные, отсутствует свобода вероисповедания, нет свободных средств массовой информации и независимой судебной власти. С точки зрения экономики Китай имеет все основания для вступления в "большую восьмерку", однако его членство автоматически разрушит представление о G8 как о демократической организации.

Саммит "большой восьмерки", который пройдет на этой неделе в Германии, может стать последней или одной из последних встреч "восьмерки" в ее нынешнем виде. В середине 1970-х годов, когда эти встречи начали происходить, страны-организаторы - Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Великобритания - были, несомненно, крупнейшими и важнейшими промышленно развитыми демократиями в мире.

Затем, после присоединения Италии и Канады, организация стала "большой семеркой", а в 1990-х годах Россия превратила ее в "большую восьмерку". Все это означает, что нынешний саммит нельзя назвать встречей самых главных промышленно развитых стран мира. Кроме того, из-за присутствия России его можно назвать встречей демократических стран лишь с определенной натяжкой.

В этом году на саммите, который пройдет на находящемся на побережье Балтийского моря курорте Хайлигендамм под председательством канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel), "восьмерку" ждут перемены. Около половины рабочего времени будет посвящено встречам со странами, которые считают, что у них есть все основания на вступление в G8 в будущем, после того, как они начнут отвечать требованиям, предъявляемым к полноправным участникам организации.

Китай и Индия уже входят в число десяти ведущих экономик мира, а в скором времени войдут и в пятерку. Выдвигает свою кандидатуру и Бразилия, в которой говорят на португальском языке. Мексика, занимающая 13-е место в мире по размеру экономики, является представителем стран, говорящих на испанском языке. В качестве представителя африканского континента Ангела Меркель выбрала Южную Африку, единственную страну с относительно современной экономикой и одну из немногих демократий на континенте.

Их пригласили, конечно, для обсуждения имеющейся у г-жи Меркель (и у всей Европы) глубокой обеспокоенности изменением климата и для обсуждения тех мер, которые мировое сообщество может принять для решения этой проблемы. Китай уже занимает второе после Соединенных Штатов место по выбросу углекислого газа в атмосферу, в 2004 году количество выбросов составило 4,7 миллиарда тонн. (В ближайшие полтора года по этому показателю Китай может обогнать США.)

Индия, в 2004 году выбросившая в атмосферу 1,1 миллиарда тонн парниковых газов, уже опережает Германию на 300 миллионов тонн, а если данный процесс будет продолжаться нынешними темпами, то через десять лет она будет выбрасывать в атмосферу больше газов, чем Великобритания, Франция и Германия, вместе взятые.

Кроме проблем глобального потепления, список приглашенных г-жой Меркель гостей, отобранных по критериям экономической мощи, размеров населения и представления различных континентов, отражает в какой-то мере и неофициальную мировую иерархию, которая может сложиться в будущем, а также ход предстоящих глобальных саммитов.

"Большая восьмерка" более не отвечает сложившейся обстановке. Италию и Канаду вряд ли можно отнести к ведущим экономическим державам. Европа представлена чрезмерно, в то время как Азия не представлена вовсе. Демократия в России вызывает серьезные вопросы. А Китай и вовсе не претендует на звание демократической страны, он является авторитарным однопартийным государством, в котором имеются политические заключенные, отсутствует свобода вероисповедания, нет свободных средств массовой информации и независимой судебной власти. С точки зрения экономики Китай имеет все основания для вступления в "большую восьмерку", однако его членство автоматически разрушит представление о G8 как о демократической организации.

В результате в стенах таких организаций, как Всемирный банк и Европейская комиссия, начинают вестись неофициальные разговоры о том, как "большой восьмерке" следует развиваться. Несмотря на то, что председатель Еврокомиссии принимает участие в саммитах восьмерки, эти организации очень хотели бы, чтобы представительство Европейского Союза на встречах G8 было урезано с четырех кресел до одного - то есть чтобы был представитель именно Европейского Союза. (Французы, англичане, немцы и итальянцы единодушно считают, что это является плохой идеей.)

И все же мысль о том, что необходимо создать "большую четверку", которая должна состоять из Соединенных Штатов, Японии, Европейского Союза и Китая, имеет определенную привлекательность, так как демократия не будет считаться обязательным требованием для членства, и так как создание "четверки" не обидит самую большую демократическую страну в мире, Индию, чья экономика скоро превзойдет экономику Канады. (В рамках Всемирной Торговой Организации уже существует группа-четверка, состоящая из США, Европейского Союза, Бразилии и Индии.)

И именно при обсуждении данных моментов дискуссии о реформах "большой восьмерки" вязнут в спорах - как это происходит и при обсуждении планов реформирования Совета Безопасности ООН. Нынешние члены не хотят отказываться от престижа и привилегий, предоставляемых членством в существующих организациях. При этом им приводят огромное количество аргументов в пользу принятия в организацию новых важных членов, таких как Индия или Бразилия - которым можно противопоставить лишь тот факт, что принятие каждого нового члена способствует распылению полномочий и усложняет функционирование системы.

Кроме того, в игру вступает фактор квоты. Латинскую Америку должна представлять Бразилия, однако не означает ли это, что испаноговорящий мир должен быть представлен Испанией или Мексикой? Если Африку будет представлять ЮАР, то кто должен представлять арабский мир? Как быть с занимающим огромные границы и весьма многочисленным исламским сообществом в Азии?

Возможно, пришло время ввести деление по территориальному признаку, и включить в организацию представителя Европейского Союза, а не Великобритании, Франции, Германии и Италии; пригласить Арабскую лигу представлять арабские государства, а МЕРКОСУР - Южную Америку (МЕРКОСУР - парламент стран Южноамериканского общего рынка, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла - прим. перев.); Азия должна быть представлена Ассоциацией Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южно-азиатской Ассоциацией регионального сотрудничества и Шанхайской Организацией Сотрудничества (в которую входят Россия, Китай и страны Центральной Азии).

В этой идее имеется определенный смысл и логика, однако стоит лишь предложить, чтобы Соединенные Штаты были представлены организацией, в которую входят страны, заключившие Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА, кроме США включает в себя Мексику и Канаду), как она становится невыполнимой. Государства не любят уступать свой суверенитет или делиться им, а также не любят позволять кому-то вести переговоры от их имени на международном уровне. Подобный шаг мгновенно лишит "большую восьмерку" всей ее значимости.

Интересной чертой восьмерки как раз и является ее высокая значимость, которой она обладает, несмотря на то, что она более не отвечает своим изначальным критериям и не является репрезентативной организацией. Причиной этому являются не ежегодные саммиты, которые скучны и имеют зачастую предсказуемые результаты (хотя они очень полезны для мировых лидеров, которые имею возможность познакомиться друг с другом лично), а гораздо менее освещаемые встречи министров финансов стран "большой восьмерки". Их встречи, а также большое количество консультаций между работниками этих министерств представляют собой прообраз системы глобального управления финансами.

Другие малоизвестные события, происходящие в G8, такие, как встречи министров развития, или министров, отвечающих за окружающую среду, или министров труда и т.д., имеют для развития организации гораздо большее значение, чем сами саммиты. И так как "большая восьмерка" стала местом, где ведущие мировые державы обсуждают, куда направлять средства, выделяемые на помощь слаборазвитым государствам, и решают проблемы списания долгов и изменения климата, она по-прежнему будет иметь большое значение, несмотря на оставляющую желать лучшего структуру и состав.

Если речь идет об экономической мощи, торговле и загрязнении окружающей среды, нет никаких сомнений в том, что участниками будущих саммитов должны быть Соединенные Штаты и Европейский Союз, Китай, Япония и Индия, а также, возможно, Россия и Бразилия. Однако если мы считаем демократию неотъемлемым элементом системы, то нам лучше сохранить восьмерку в прежнем виде и создать новую самостоятельную организацию, посвященную чисто экономическим вопросам. Однако это было бы неразумно в данный момент, и, возможно, именно поэтому Ангела Меркель остановилась на одном из лучших промежуточных решений: провести очередной саммит "большой восьмерки" и пригласить Китай, Индию и еще несколько стран в качестве специальных гостей.

___________________________________________________________

Саммит 'восьмерки': Западу пора определяться ("The Wall Street Journal", США)

Россия и 'большая семерка': Последний залп ("The Guardian", Великобритания)