Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как нам 'навести мосты' в отношениях с Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С русскими непросто иметь дело, так ведь? Заявления президента Путина накануне саммита 'большой восьмерки', в которых он, не стесняясь в выражениях, отстаивает национальные интересы России (в его собственном понимании) лишь подтверждают правоту одного бывшего члена Еврокомиссии

Необходимо создать единое экономическое пространство от Атлантики до Урала - такое же, как до начала Первой мировой войны

С русскими непросто иметь дело, так ведь? Заявления президента Путина накануне саммита 'большой восьмерки', в которых он, не стесняясь в выражениях, отстаивает национальные интересы России (в его собственном понимании) лишь подтверждают правоту одного бывшего члена Еврокомиссии. В разговоре со мной он заметил, что из всех стран, с которыми ему пришлось вести переговоры, Россия была самым трудным партнером. Дело было не только в том, что ее представители вели себя грубо, постоянно меняли позицию и не соблюдали договоренностей - их действия к тому же не соответствовали долгосрочным интересам самой России. Москва делала опрометчивые шаги, которые в конечном счете шли ей же во вред.

Что ж, порой мы все ведем себя опрометчиво - государства, фирмы, отдельные люди. Но отношения между Россией и ЕС имеют важнейшее значение не только по очевидным политическим причинам, - мы живем бок о бок - но и в плане глобальной экономики. Мы - естественные партнеры, мы нуждаемся друг в друге и можем друг другу помочь. Но что делать, когда Россия угрожает использовать поставки энергоносителей (необходимые странам ЕС) в качестве политического орудия? Так не поступают даже страны ОПЕК. Саудовская Аравия, к примеру, манипулирует объемами добычи, порой сокращает ее, но это делается для поддержания цен, и к срыву поставок не приводит. Россия же не только угрожает перекрыть газовый вентиль своим клиентам, но и воплощает эти угрозы на практике.

Разумными такие действия не назовешь. Энергетическая безопасность нужна Западной Европе как воздух. Но теперь она знает, что на Россию в этом смысле рассчитывать нельзя. Европа вынуждена страховаться, искать альтернативные источники поставок. И хотя Россия теперь может торговать нефтью и газом по мировым ценам, - а они вероятнее всего останутся высокими - она лишается дополнительных доходов, которые несомненно ей бы достались, если бы Москва занимала более конструктивную позицию.

Сказанное подводит нас ко второму выводу. Успешное развитие российской экономики полностью соответствует интересам Западной Европы. Благодаря своим природным богатствам Россия лет через 20 скорее всего займет по объему ВВП первое место в Европе (в практическом плане ее несомненно следует считать частью Европы: хотя примерно 80% ее территории расположены восточнее Урала, 80% производственного потенциала - если не брать в расчет сырьевые отрасли - сосредоточено в европейской части страны). Таким образом, регионы, граничащие с ЕС, обеспечивают 80% совокупной покупательной способности страны. Если вспомнить о вкладе, который вносят в показатели роста по всему ЕС восточноевропейские государства - бывшие страны СЭВ, нетрудно представить себе, какое процветание принесет нам всем успешное развитие диверсифицированной российской экономики. Но чтобы преодолеть сырьевой характер народного хозяйства, России необходимо активно расширять производственную базу.

Сегодня природные ресурсы обеспечивают стране порядка 70% экспортных поступлений; точная цифра варьируется в зависимости от цен на нефть и другое сырье. С учетом вероятной динамики цен на энергоносители такая ситуация на первый взгляд представляется выгодной, но она несет в себе и целый ряд опасностей. Некоторые из них уже проявляются со всей наглядностью. Сырьевой характер экономики приводит к сильному имущественному неравенству в обществе, поскольку плоды 'сырьевого капитала' - в отличие от капитала человеческого - как правило достаются небольшой группе людей. Кроме того, количество рабочих мест, создаваемых в сырьевом секторе, весьма ограничено. И, наконец, значительная часть полученных таким образом прибылей вкладывается за рубежом - такое мы наблюдаем не только в России, но и в добывающих странах Ближнего Востока.

Многие восточноевропейские страны, напротив, строят конкурентоспособную экономику, независимую от природных ресурсов. Так, Словакия стала крупнейшим в регионе центром сборки автомобилей. Венгрия восстанавливает производство электроники. Результатом становится не только мощный рост: диверсификация обеспечивает этим странам куда лучшие перспективы и в сфере занятости. Даже приток восточноевропейцев в Британию в конечном итоге идет на пользу не только нам, но и странам, из которых они приезжают: приобретенные навыки мигранты в дальнейшем смогут использовать на родине.

Тем не менее, мы не видим признаков присоединения России к единому европейскому экономическому пространству. Почему так получилось? И можем ли мы ей в этом помочь - ведь экономическая интеграция с Россией соответствует нашим собственным интересам?

Отчасти проблема связана с тем, что переход от командной экономики к рыночной в России осуществлялся менее компетентно, чем в любой стране Восточной Европы. Опыт привлечения западных советниками оказался печальным - особенно это относится к высокомерным американским экономистам, поднаторевшим в разработке стройных теорий, но не имевшим навыков их воплощения на практике. Однако все это уже в прошлом, да и в любом случае, Европа не виновата в том, что России достались не лучшие советчики.

Куда серьезнее другое - в таких странах, как Польша и Венгрия, умение работать в условиях рынка сохранилось в народной памяти куда лучше. В России же этические ценности, необходимые для нормального функционирования рыночных механизмов, а также понимание необходимости регулирования экономики и защиты прав собственности, были искоренены почти полностью.

Итак, чем мы все-таки можем помочь? Возможно, это прозвучит банально, но отправной точкой в этом смысле должно стать уважительное отношение к России. Одна из причин, по которым Владимир Путин пользуется на родине такой популярностью, связана с тем, что он помог вернуть россиянам чувство гордости за свою страну. Если нас резкие выпады против американских планов размещения элементов системы ПРО в Восточной Европе пугают, то в самой России они воспринимаются на ура. В долгосрочном плане это опрометчивая позиция, но она имеет свои преимущества.

Помимо уважения, необходимо активнее развивать экономическое сотрудничество. Европе следует воспользоваться опытом, накопленным в ходе первого этапа существования ЕЭС - тогда экономические контакты способствовали преодолению взаимных подозрений в политической сфере. Конечно, в рамках ЕС и сегодня происходят 'семейные ссоры', и вероятно, Союзу придется столкнуться с ростом внутренней напряженности, но первоначальная цель его создания, несомненно, достигнута: война между крупными европейскими державами сегодня немыслима. Таким образом, нам надо сделать так, чтобы экономические соображения сделали невозможной и саму мысль о нацеливании российских ядерных ракет на соседние страны.

Этого не добиться по мановению волшебной палочки: необходимы поэтапные шаги, ведущие к неуклонному расширению взаимовыгодного сотрудничества. Естественно, начинать с интеграции угольной и сталелитейной отрасли, как это происходило при создании ЕС, не следует. На мой взгляд, на первом этапе сотрудничество вообще должно развиваться не по межгосударственной, а по коммерческой линии - государственные органы можно будет подключить позднее, для устранения имеющихся препятствий. События накануне предстоящего саммита 'восьмерки' вызывают тревогу потому, что они, похоже, не ограничивают, а расширяют пространство для разногласий между участниками.

Так что давайте не будем подключать 'восьмерку' - а возможно, и Брюссель - к процессу реинтеграции европейской экономики. Логика диктует необходимость единого экономического пространства от Атлантики до Урала - как это было в 1914 г., пока война не разорвала его в клочья. Если с российскими властями иметь дело непросто, что ж - ничего не поделаешь. Генерал де Голль тоже был не самым сговорчивым партнером, но экономические связи между европейскими странами перевесили все остальное. Или возьмем другой пример: переговоры с китайскими властями зачастую идут нелегко, но западные инвестиции тем не менее способствовали экономическим преобразованиям в этой стране. Теперь надо подумать о том, как построить такие же отношения и с Россией.

_________________________

Противоречия между Россией и Западом не ограничиваются только ракетами ("The Independent", Великобритания)

Почему Запад не должен больше потакать Путину ("The Independent", Великобритания)