Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вооруженные столкновения между сторонниками ФАТХ и ХАМАС в секторе Газа, взрыв мечети в городе Самарре в Ираке, террористический акт в Бейруте - неполный список последних событий. Новая дуга напряженности на Ближнем Востоке, а именно Бейрут- сектор Газа-Самарра ( Ирак) , как считают многие аналитики, может в ближайшее время расшириться дальше на восток, захватив территорию Афганистана и Пакистана

Вооруженные столкновения между сторонниками ФАТХ и ХАМАС в секторе Газа, взрыв мечети в городе Самарре в Ираке, террористический акт в Бейруте - неполный список последних событий. Новая дуга напряженности на Ближнем Востоке, а именно Бейрут- сектор Газа-Самарра ( Ирак), как считают многие аналитики, может в ближайшее время расшириться дальше на восток, захватив территорию Афганистана и Пакистана. И хотя внешне мотивация действий противостоящих сторон в разных частях этого огромного региона различна, их общей стратегической составляющей является небывалая и синхронизированная дестабилизация в разных частях региона. Поэтому сразу разобраться, кто за что воюет и борется, и кто на чьей стороне, если учитывать реально присутствующий в этом регионе фактор так называемой "третьей силы" в лице США и их союзников по НАТО, чрезвычайно сложно.

По мнению профессора Университета Сент-Джозеф и Джорджтаунского университета (США) Басса Хаддада, речь идет о банальном геополитическом расчете Вашингтона и Запада начать активнее проводить политику регионализации конфликтов, стравливая, противопоставляя одни "свои " группы, использующие насилие, с другими, которые точно также используют насилие. Тем более, в западных СМИ названия таких группировок, как "Аль Каида", которая совершила теракты на территории США, часто ставится в один ряд с группами, вроде "Хамаса", "Хезболлы" и "Исламского Джихада". Делается это, несмотря на то, что эти организации никогда не совершали терактов в США и в Европе и ведут всего лишь свои локальные сражения.

Но, как считает профессор Хаддад, проблема не в этом, а в том, кто решает, в каких случаях применения насилия объявляется легитимным, а в каких - нет.

Например, американское вторжение в Ирак многие американцы считают легитимным, в то время, как другие называют этот шаг "государственным терроризмом". С другой стороны, палестинское сопротивление против израильской оккупации на Западе часто называют или "партизанской войной" или обычным терроризмом.

Что же происходит в действительности на Ближнем Востоке? Похоже, что американская администрация пытается все-таки провести свои сценарии в этом регионе мира. Времени до президентских выборов остается мало. Но жажда реванша у правящих республиканцев становится просто невыносимой. И она пытается любыми средствами найти для себя надежного союзника. Точнее, укрепить в этом регионе позиции тех сил, на которые делаются главные ставки.

В Палестине предпринимаются невероятные усилия для сохранения режима власти движение ФАТХ, лидером которого является председатель палестинской автономии Махмудом Аббасом. Он, как известно, выражал готовность возобновить миротворческий процесс с Израилем. Но ХАМАС, победив на парламентских выборах, и превратившись в политически легитимную силу, разбила эти планы. Поэтому противостояние между ХАМАСом и ФАТХОМ было изначально неизбежно, но главное в том, кто и когда первым поднесет горящий фитиль к палестинскому пороховому погребу. Если же этот погреб по -настоящему взорвется, то появится реальный предлог для ввода в Палестину международного миротворческого корпуса, состоящего из военнослужащих стран НАТО.

В Ираке американцы главную ставку делают на суннитов, хотя времена вступают в альянс и с шиитами. В результате налицо гражданская война в Ираке. Она объективно, как и в Газе, ослабляет прежде всего внутренние противоборствующие группировки.

Аналогичная логика действий просматривается в Ливане и в Афганистане. Поэтому можно уже говорить о новом варианте осуществления "доктрины Буша" на Ближнем Востоке. При этом нельзя исключать, что Вашингтон попытается использовать нынешнюю ситуацию прежде всего для увеличения военного присутствия в этом регионе мира войск НАТО.

Правда, объективности ради стоит заметить, что в настоящее время руководство НАТО не рассматривает возможность размещения международных миротворческих сил под своим руководством, например, в секторе Газа. Однако, как заявил источник в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе, такое предложение могло бы быть рассмотрено в случае его поступления. К тому же премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт также заявил, что израильское правительство не намерено вмешиваться во внутрипалестинский конфликт, но при этом призвал западные страны рассмотреть вопрос о размещении в секторе Газа многонациональных миротворческих сил.

Если подобное произойдет, то можно будет констатировать: многолетний ближневосточный конфликт вступает в новую фазу, а нынешнее обострение ситуации является всего лишь предтечей более грозных грядущих событий.