Процесс государственного строительства в Казахстане во многом персонифицируется с эффективной политикой ее лидера. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сумел на практике реализовать концепцию государственного развития Дэн Сяопина, основной смысл которой состоял в том, что только сильная экономика выступает гарантом необратимости либерально-демократических реформ и модернизации национальной экономики.

О необходимости проведения политической реформы в Казахстане говорили давно. Это требование стало одним из главных лозунгов созданного осенью 2001 года оппозиционного движения 'Демократический выбор Казахстана'. Однако в то время власти не согласились с этим требованием.

Надо заметить, что тогдашняя жесткая реакция руководства Казахстана на требование проведения политической реформы, при всей своей непопулярности, была объяснима. Согласиться на нее в условиях, когда децентрализация власти содержала потенциальные угрозы для территориальной целостности Казахстана, гражданского мира и экономической стабильности государства было невозможно. Пойти на требования оппозиции форсировать реформы, когда экономический остов страны не набрал необходимой устойчивости, означало для Нурсултана Назарбаева не просто добровольную передачу инициативы в руки оппозиции, но гораздо большее - введение страны в состояние политического и экономического хаоса.

Назарбаев отдавал себе отчет в том, что законодательная база страны требует модернизации, поскольку начала тормозить ее политическое и экономическое развитие. В возникшей ситуации, когда начинали зреть и все активнее заявлять о себе предпосылки изменений политической системы, побудили Назарбаева заявить о необходимости политической реформы уже в 2003 году. Суть ее состояла в том, чтобы ослабить жесткую централизацию за счет расширения полномочий законодательной власти на всех ее уровнях.

С момента заявленной президентом Казахстана идеи о необходимости конституционной реформы прошло четыре года. Назарбаев не торопился. В конце 2005 года он в очередной раз переизбрался на новый семилетний президентский срок. В 2006 году на парламентских выборах пропрезидентские партии заняли подавляющее большинство мест в парламенте. В последующем эти партии слились в одну - 'Нур Отан', которая стала практически безраздельно доминировать на политической сцене страны. А занятые внутренними конфликтами оппозиционные партии либо встраивались в систему, либо маргинализовались.

Укрепив свои властные позиции, Назарбаев решил, что время для реализации проекта конституционной реформы, в содержание которой было внесено несколько принципиальных изменений политической системы Казахстана, настало. Или, как говорил недавно еще часто цитируемый классик: 'Вчера было рано - завтра будет поздно!'

Убежден, что детальное обсуждение законопроектов, направленных на изменение и дополнение в конституцию Казахстана, которые прозвучали в выступлении Н. Назарбаева 16 мая текущего года, покажет более глубокий смысл и значение этого документа для перспектив политического развития страны. Пока же, в формате оперативной экспертизы, можно говорить о некоторых, однако вполне отчетливо проявляющих себя в качестве новых тенденций факторов, которые направлены на изменение политической конфигурации всех ветвей власти.

В первую очередь изменениям подвергаются институты законодательного органа двухпалатного парламента - сената (верхняя палата) и мажилиса (нижняя палата). Основное внимание уделяется усилению роли сената за счет увеличения президентской квоты с 7 до 15 депутатов. Часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана. Всего в верхней палате будет 47 депутатов. Численность мажилиса предлагается увеличить до 107 депутатов. При этом 98 депутатов будут избираться по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народов Казахстана, избираемых в соответствии с законом о выборах. Кроме того (подозреваю, что здесь была учтена ситуация в украинском парламенте) отмена нормы о так называемом императивном мандате усилит контроль со стороны партий за своими депутатами, обяжет их голосовать так, как решит партия, от которой они избраны.

Предлагаемые изменения, вне сомнения, значительно повысят статус парламента, что, по сути, в уже обозримой перспективе станет эффективным механизмом, предохраняющим страну от возможного конфликта между преемниками на пост главы государства, поскольку полномочия парламента становятся контрбалансом против потенциального волюнтаризма последнего.

В то же время, президенту будет теперь легче распустить парламент. Если в нынешней конституции для подобных случаев прописана сложная и многоступенчатая процедура, то теперь главе государства достаточно будет консультаций с премьером и председателями обеих палат - и парламент, в случае их консенсусного решения о прекращении полномочий депутатского корпуса, перестанет существовать.

Совершенно очевидно, что поднятие статуса парламента в контексте с общей либерализацией политической и экономической жизни страны, связано с форсированным стремлением Казахстана на роль страны-председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009-2011 годах. А эти перспективы вполне реальны - при условии, что Астану поддержат Европейский Союз и США (а нефтегазовый комплекс и урановое топливо страны выступают весьма убедительным аргументом для позитивного решения вопроса). Казахстан может стать первой страной СНГ, получившей столь высокий политический статус.

И еще одно весьма знаменательное новшество, заложенное в содержание объявленного курса реформ - в своем выступлении Назарбаев заявил о том, что 'никакие изменения основного закона не приведут к реальной демократизации политической системы, если они не поставят все уровни и ветви государственной власти в прямую зависимость от волеизъявления народа'.

Для реализации конституционной реформы президент Казахстана предлагает следующие шаги:

- предоставить мажилису реальные полномочия по формированию правительства и осуществлению контроля исполнения республиканского бюджета;

- ввести выборность акимов всех уровней путем общенародного голосования;

- утвердить основы независимости судебной системы посредством избрания районных судей населением, а вышестоящих - мажилисом по представлению Высшего судебного совета.

Вносимые изменения способны стать эффективным механизмом активизации партийной жизни и наполнения ее качественным содержанием - но лишь при условии полной транспарентности выборного процесса и обеспечения представительства всех политических партий в избирательных комиссиях.

Назарбаев предложил внести поправку, согласно которой премьер-министр страны назначается главой государства после консультаций с политическими партиями и с согласия большинства депутатов мажилиса. 'Премьер будет представлять партию парламентского большинства', - сказал президент. Он особо подчеркнул, что этот пункт реформы вызвал 'наибольшие споры, и в итоге за основу было взято предложение оппозиции'.

Назарбаев выступил также с инициативой сократить срок полномочий президента с нынешних семи до пяти лет. Правда, самого Назарбаева эта поправка не коснется: это изменение будет вводиться с 2012 года. Именно тогда истекает срок его полномочий на посту главы государства. В сложившейся ситуации ключевыми политическими фигурами становятся помимо президента спикер мажилиса и председатель сената.

По мнению некоторых российских экспертов, Казахстан ожидает новый этап внутриэлитной борьбы за право стать преемником Нурсултана Назарбаева. Однако, как представляется, подлинный смысл последней поправки состоит в другом - в стремлении добиться максимальных гарантий при упреждении авторизации власти будущих лидеров страны.

Александр ГАШИЦКИЙ - первый заместитель председателя Государственной судебной администрации Украины, заслуженный юрист Украины.

N98, вiвторок, 19 червня 2007

_________________________

Борьба за наследство Назарбаева: диктатор, его дочь, и распри в правящей династии ("The Independent", Великобритания)

Политический вызов для Казахстана ("The Washington Times", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.