МОСКВА - Компания-производитель боевых самолетов 'Сухой' одержала важную победу на авиационной выставке в Париже, обретя первых покупателей на свой новый гражданский авиалайнер "СуперДжет-100", который станет первым самолетом, созданным в России после распада Советского Союза.

Однако этот проект создания сверхзвукового реактивного самолета стоимостью 800 миллионов долларов - не просто коммерческая сделка с долей риска. Это также важный экзамен на прочность для новой промышленной политики Кремля, в рамках которой в попытке возрождения тяжелой индустрии сведены воедино государственная собственность, иностранные технологии и деньги инвесторов.

Успех этой политики крайне важен для Кремля, который прилагает усилия по диверсификации экономики страны, чтобы снизить ее зависимость от нефти и газа и вдохнуть новую жизнь в те отрасли промышленности, которые подверглись разрухе в ходе хаотичного перехода от коммунизма к рыночной экономике.

Кроме авиации по единой схеме проводится реформирование таких секторов промышленности, как судостроение, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и космические технологии.

'Мы не хотим потерять эти отрасли; мы хотим развивать их, и мы намерены делать это при помощи частного капитала', - заявил в этом месяце президент Владимир Путин.

Многие из указанных отраслей в 90-е годы были частично приватизированы, однако образовавшимся компаниям пришлось вести борьбу за выживание в одиночку. Сейчас государство объединяет их активы в крупные холдинги, которые, по словам официальных представителей, повысят эффективность работы и приведут к появлению конкурентов глобального масштаба. Что касается авиации, то в этой отрасли была проведена консолидация с созданием 'Объединенной авиастроительной корпорации' (ОАК), 90,1 процента акций которой принадлежат государству. Правительство пообещало в течение десяти лет вложить в компанию, по меньшей мере, 12 миллиардов долларов.

'Нам необходимо было объединить все наши ресурсы, чтобы добиться успеха на мировом рынке', - заявил в интервью генеральный директор компании 'Сухой' и первый вице-президент ОАК Михаил Погосян.

Проект 'СуперДжет' станет ключевой проверкой способности нового авиакосмического гиганта создавать современную продукцию, которая пользовалась бы спросом за пределами России.

Виктор Субботин, возглавляющий компанию 'Гражданские самолеты Сухого', приветствовал сделку, заключенную с небольшим итальянским региональным авиаперевозчиком ItAli Airlines, назвав ее крупным прорывом. В соответствии с ее условиями, итальянская компания закупит 10 самолетов 'Сухого' на общую сумму 283 миллиона долларов. Президент собственника ItAli Airlines - компании Aeroservices Group Джузеппе Спадачини (Giuseppe Spadaccini) заявил, что благодаря низкой стоимости самолетов фирма смогла закупить 10 машин, получив возможность приобрести еще пятнадцати. ItAli также ведет переговоры о заключении соглашения на обучение пилотов и механиков для самолета 'СуперДжет' из других компаний.

За исключением этого заказа, самолеты 'СуперДжет' покупают лишь российские авиаперевозчики, тесно связанные с государством.

Производство лайнеров должно начаться в будущем году. ОАК планирует в течение 20 лет продать не менее 1200 машин 'СуперДжет' по цене около 25 миллионов долларов за каждую.

Первоначальная его модель рассчитана на перевозки 75 и 95 пассажиров. Самолет выставляется на продажу на рынке региональных лайнеров, где действует довольно сильная конкуренция. Компании 'Сухой' придется конкурировать с такими признанными соперниками, как канадская Bombardier Inc. и бразильская Empresa Brasileira de Aeronautica SA.

Компания 'Сухой' обратилась за технологиями и помощью в реализации проекта к зарубежным партнерам, надеясь на то, что их опыт поможет переманить требовательных иностранных авиаперевозчиков и устранить опасения в отсутствии у фирмы опыта работы на гражданском рынке. 'Сухой' добился признания во времена 'холодной войны', став наряду с 'МиГом' основным создателем советской истребительной авиации.

Внутренней отделкой и интерьером 'СуперДжета' будет заниматься американская компания B/E Aerospace Inc. из Уэллингтона, штат Флорида. Двигатели будет делать совместное предприятие, в состав которого входит подразделение французской Safran SA под названием Snecma Moteurs. А чикагская корпорация Boeing станет оказывать консультационные услуги по техническим вопросам, вопросам обучения и послепродажного обслуживания.

Итальянская Finmeccanica SpA, которая приобретает 25 процентов акций проекта 'СуперДжет', будет отвечать за вопросы продаж самолета в Европе и оказание услуг западным покупателям.

ОАК надеется, что со временем в рамках проекта 'СуперДжет' будет создано целое семейство самолетов, что поможет России изменить соотношение сил на международном авиационном рынке в свою пользу. Одна из идей заключается в том, чтобы создать 'СуперДжет' с вытянутым фюзеляжем, который сможет конкурировать с такими небольшими самолетами, как Boeing 737 и Airbus A320.

В корпорации ОАК работает около 100000 человек. Многие считают ее председателя - первого заместителя премьер-министра Сергея Иванова - основным претендентом на замену Путину в ходе выборов следующего года.

Как сказал на прошлой неделе Иванов, он хочет, чтобы Россия к 2025 году вышла на третье место в мире на рынке гражданской и транспортной авиации, увеличив свою долю в этом секторе с сегодняшнего 1 процента до показателя в 10-12 процентов. Это очень амбициозная цель для компании, которая еще не завершила полностью процесс своего формирования. Когда в следующем году ОАК обретет окончательный вид, она будет объединять под одной крышей знаменитые предприятия советской эпохи, такие как 'МиГ', 'Туполев', 'Иркут', 'Ильюшин', 'Сухой' и 'Яковлев'.

Однако пока кремлевский энтузиазм в деле формирования промышленных гигантов не соответствует практике создания победителей рынка. Известный российский промышленник Владимир Потанин на прошлой неделе удивил участников конференции по инвестициям, когда пожаловался, что государственное вмешательство в промышленность страны подрывает ее эффективность. А в прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития отметила в своем докладе, что российское государство имеет слабые показатели как собственник компаний, поскольку в таких компаниях появляются признаки коррупции, снижается эффективность работы и замедляется рост.

Однако представители российских властей указывают на успехи европейских и азиатских промышленных гигантов, которые стали образцом для новых холдинговых компаний России. В случае с ОАК Кремль хочет наладить тесное сотрудничество с одним из таких гигантов - европейской авиакосмической оборонной корпорацией EADS, которой принадлежит Airbus.

Но когда контролируемый российским государством банк летом прошлого года приобрел 5 процентов акций EADS и проявил интерес к покупке дополнительного пакета, европейские лидеры довольно холодно отнеслись к попыткам Москвы. Руководители Airbus утверждают, что стремятся к налаживанию сотрудничества с ОАК в реализации целого ряда проектов, например, в деле реконструкции старых самолетов Airbus с их переделкой в транспортные самолеты, а также в разработке новых моделей. Однако российские представители заявляют о своем желании стать полноправными партнерами и грозят избавиться от своей доли в EADS, если не будет достигнуто никаких соглашений.

'Это шантаж, - говорит один из представителей российской авиастроительной отрасли, - Россия еще пытается [заключить сделку], но пока все дискуссии идут лишь в одном направлении'.

Свой материал для статьи подготовили Дэниел Майклс (Daniel Michaels) и Габриэль Кан (Gabriel Kahn).

___________________________________________________________

Китай и Россия бросают вызов могуществу компаний Boeing и Airbus ("The Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.