Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Повторение июля 1914 года?

Не напоминает ли та ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, июль 1914 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Причины Первой мировой войны давно ушли в прошлое. Никакие секретные договоры не обязывают великие державы приходить на помощь более слабым государствам. Более того, сегодня количество армий гораздо меньше того количества, которое было в Европе сто лет назад, а у главного противника - джихадистского экстремизма - вообще нет армии. Однако в свете реальных и возможных кризисов, наблюдающихся на пространстве от западных берегов Африки до восточных берегов Индонезии, вероятность того, что одна или несколько из этих горячих точек взорвутся, может стать реальностью.

28 июня 1914 года наследник престола Австро-Венгерской империи эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена София были застрелены в Сараево Гаврилой Принципом. В течение следующего месяца это убийство разожгло Первую мировую войну, чему способствовал и ряд трагикомических ошибок, в том числе и то, что сербские войска ошибочно перешли Дунай и пересекли тем самым границу Австро-Венгрии. Затем последовала массовая мобилизация сил великих держав и наступил момент, когда псов войны было уже не сдержать.

Всего за несколько лет до этого было широко распространено мнение, которое гласило, что полномасштабная война в Европе невозможна. Из-за ограничений в виде тесно связанных между собой экономик разных стран ведение войны становилось слишком дорогим делом, а у связанных родственными узами правящих королевских семей не было никаких оснований для того, чтобы сражаться друг с другом. Об этом ошибочно было заявлено в известной книге английского экономиста, лауреата Нобелевской премии сэра Нормана Энджелла (Norman Angell) "Великая иллюзия" (The Grand Illusion), завоевавшей популярность в европейских салонах в 1910 году.

Причины Первой мировой войны давно ушли в прошлое. Никакие секретные договоры не обязывают великие державы приходить на помощь более слабым государствам. Более того, сегодня количество армий гораздо меньше того количества, которое было в Европе сто лет назад, а у главного противника - джихадистского экстремизма - вообще нет армии. Однако в свете реальных и возможных кризисов, наблюдающихся на пространстве от западных берегов Африки до восточных берегов Индонезии, вероятность того, что одна или несколько из этих горячих точек взорвутся, может стать реальностью. Кроме того, многие лидеры могут повторить судьбу эрцгерцога: от иракского шиитского священнослужителя Али Аль-Систани (Ali al-Sistani) до президента Пакистана Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf).

Несмотря на заявления американских генералов о достижении в Ираке "реального прогресса", ситуация очень близка к критической, если уже не стала такой. Политическое перемирие, закон об использовании углеводородов и очищение страны от партии БААС остаются отдаленными задачами. Производство электроэнергии и добыча нефти, безработица, питьевая вода, канализация, медицинские и образовательные учреждения и многие другие важные показатели жизни общества - все они находятся в неудовлетворительном состоянии. Любой политический акт наподобие уничтожения полтора года назад Золотой мечети в Самаре может расколоть хрупкое государство на куски.

Палестина и Ливан также либо пребывают в состоянии гражданской войны либо близки к ней - ФАТХ и ХАМАС ведут борьбу за власть не на жизнь, а на смерть, а правительство премьера Фуада Синьоры пребывает в том же состоянии с организацией "Хезболла". По неподтвержденным сообщениям, поступающим с Ближнего Востока, Израиль может нанести удар по Сирии, предположительно по долине Бекаа, чтобы бросить вызов "Хезболле" в момент, когда популярность премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта (Ehud Olmert) настолько низка, что по сравнению с ним президент Буш (Bush) кажется рок-звездой.

На прошлой неделе английская газета "Guardian" писала, что вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) одерживает победу в политической борьбе за принятие решения о нанесении военного удара по ядерным объектам Ирана. Слухи об этом ходят уже несколько недель. После прошедших в минувшие выходные выборов в Турции неясно, что она предпримет, если курды сделают шаг в сторону независимости или если в этом регионе разразится крупный конфликт, наподобие иракского. Последние акции террористов-смертников в Киркуке, унесшие жизни около сотни человек, свидетельствуют о том, что подобное насилие может выйти за границы страны.

В Афганистане по-прежнему продолжается невидимая война - невидимая и незаметная. Однако условия там продолжают ухудшаться. Гражданский сектор не восстанавливается. Растет производство опия и процветает коррупция. И по мере того, как все больше афганцев гибнет от дружественного огня, их взоры и сердца могут повернуться к талибам или племенным вождям.

Нигерия, хотя она находится не на Ближнем Востоке, тоже может стать жертвой устроенной исламистами или джихадистами революции. В стране, обладающей огромными запасами нефти и природного газа, возглавляемой новым, еще не проверенным президентом, зараженной коррупцией, нельзя рассчитывать на стабильность. Действительно, планы в отношении этого региона составляются с учетом возможных чрезвычайных обстоятельств, и создание Соединенными Штатами военного командования в Африке говорит именно об этом.

И наконец, Пакистан - возможно, самое опасное место на земле. Генерал Мушарраф продолжает делать все возможное, чтобы поддержать Соединенные Штаты в их войне с террором и "Аль-Каидой". Но не следует обманывать себя - ситуация в Пакистане отличается противоречащими друг другу обязательствами, национальные интересы нередко идут вразрез с интересами Америки, ощущается пугающее влияние джихадистов-экстремистов и фундаменталистов. В тысячах медресе преподаются самые искаженные взгляды на ислам - и на всем этом лежит тень десятков ракет с ядерными боеголовками.

Конечно, нет никакой уверенности (и, возможно, нет даже и вероятности) в том, что какая-нибудь из этих горячих точек станет причиной регионального взрыва с катастрофическими последствиями. И все же основания для беспокойства есть. Министр национальной безопасности Майкл Чертофф (Michael Chertoff) выразил озабоченность тем, что его "нутро" сказало ему о возможном террористическом акте на территории США этим летом - сразу после чего сделанный им "анализ" был высмеян. Однако я - мой разум, а не мое нутро - задаюсь вопросом, не напоминает ли та ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, июль 1914 года, только лишь в замедленном варианте.

____________________________________________________________

Да, Ближний Восток важен ("Los Angeles Times", США)

Очевидная тенденция? Демократия буксует во всем мире ("The Financial Times", Великобритания)