Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасаться ли нам антизападного союза России и Китая?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда российские и китайские официальные лица пожимают друг другу руки, Вашингтон настораживается, и воскресают давние страхи перед возможным созданием антизападной китайско-российской оси. Ежегодная встреча Шанхайской организации сотрудничества, форума по безопасности в Центральной Азии, где ведущие роли играют Москва и Пекин, вызвала интерес прессы, когда специально приглашенный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад воспользовался этим мероприятием для осуждения внешней политики США

Скорее всего, не стоит. И вот почему

Когда российские и китайские официальные лица пожимают друг другу руки, Вашингтон настораживается, и воскресают давние страхи перед возможным созданием антизападной китайско-российской оси. Ежегодная встреча Шанхайской организации сотрудничества, форума по безопасности в Центральной Азии, где ведущие роли играют Москва и Пекин, вызвала интерес прессы, когда специально приглашенный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад воспользовался этим мероприятием для осуждения внешней политики США.

ШОС привлекала к себе внимание администрации Буша и раньше. В 2005 г. Россия и Китай воспользовались этим форумом для того, что призвать к выдворению американских войск с авиабазы в Узбекистане. Совместные учения стран-участниц ШОС вновь вызывают страхи перед превращением организации в военный блок.

Действительно ли Россия и Китай создают партнерство, которого многие так боятся? Ни распад СССР, ни переход Китая к капитализму не угасил страхи США перед китайско-российским альянсом, способным угрожать американским интересам на пространствах Евразии.

В последние несколько лет Россия усилила опасения американцев, активно выступая против планов США, Европы и НАТО, вмешиваясь в политическую жизнь своих соседей и двигаясь в сторону авторитаризма в своей внутренней политике.

Китай в последние годы вложил значительные средства в укрепление своего военного потенциала. Вашингтон, не знающий в точности, о каких суммах идет речь, ответил на это критикой на высоком уровне.

Однако крайне маловероятно, что правительства России и Китая смогут в ближайшее время добиться единства по ключевым внешнеполитическим вопросам. Они будут продолжать сотрудничество, когда сотрудничество будет им выгодно, но их фундаментальные интересы несовместимы.

Во-первых, Россия — один из ведущих в мире экспортеров нефти и газа. В последние годы спрос Китая на энергоносители возрос многократно и продолжит расти по мере роста экономики. Две страны создают прочное энергетическое партнерство продавца с покупателем.

Но противоречия между целями их внешней политики появляются, если мы вспомним о том, что России нужны высокие цены на энергоносители, а Китай хотел бы их снижения. Поэтому многие из сегодняшних международных конфликтов могут так повлиять на цены энергоносителей, что Россия и Китай будут часто оказываться по разные стороны баррикад.

Оба правительства выступают против жестких санкций ООН в отношении Ирана. Но если бы Тегеран попытался ответить на попытки Запада свернуть его ядерную программу, сознательно подтолкнув цены на нефть к новым высотам, то российской экономике это было бы выгодно, а китайской — нет. Именно поэтому Россия и Китай, как бы энергично они ни противостояли введению суровых санкций ООН, не могут одинаково смотреть на конфликт вокруг Ирана.

Во-вторых, экономическая и военная экспансия Китая пугает некоторых представителей российской военной элиты. Они, в частности, опасаются того, что богатый природными ресурсами российский Дальний Восток может однажды стать ареной напряженного китайско-российского противостояния. В России проживает около 18 миллионов этнических русских, в то время, как население пограничных северных провинций Китая составляет 300 миллионов человек.

Пока русские покидают слабозаселенные восточные территории в поисках лучшей жизни в постоянно богатеющих городах страны, в Россию проникают (главным образом, нелегально) китайские мигранты. Вероятно, эта тенденция будет усиливаться, подпитывая антикитайскую ксенофобию, которая существовала в России веками. Риск межэтнических столкновений будет возрастать, осложняя отношения между двумя правительствами.

В-третьих, государственные китайские компании проявляют интерес к приобретению все большего числа российских акций. Россия с удовольствием примет наличные, но Кремль не переносит инвестиций, которые дают каким-либо иностранным державам долю в так называемых стратегических секторах российской экономики.

Сегодня на торговлю с Россией, оцениваемую примерно в 40 млрд. долларов, приходится всего 2 процента общего товарооборота Китая. По данным китайских таможенных органов, в 2006 г. объем торговли Китая с США достиг 262 млрд. долларов, с Европейским Союзом — примерно 272 миллиардов. Учитывая то, какую важную роль играет торговля в видении будущего Китая китайским руководством, эти цифры показывают, что интерес Китая к какому-либо антизападному альянсу остается ограниченным.

Наконец, у властей России и Китая фундаментально различное видение мира (и своей роли в нем). Китай давно встал на путь превращения в державу статус-кво. Основным приоритетом Коммунистической партии Китая является защита своей легитимности в стране путем повышения благосостояния китайского народа.

Для этого Пекин приступил к осуществлению активной программы зарубежных инвестиций, призванной гарантировать надежные долгосрочные поставки энергоносителей и других ресурсов, от которых будет зависеть дальнейший рост. Для того, чтобы эта стратегия увенчалась успехом, Китай должен сохранять на хорошем уровне отношения с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, родиной богатых потребителей, покупающих все больше китайских товаров, и компаний, не только инвестирующих в Китай, но и передающих новые технологии китайским фирмам. Международный конфликт — с Америкой или любым другим мощным государством — ставит под угрозу часть этих торговых связей.

Москва же считает международный статус-кво неприемлемым. После распада Советского Союза в российском обществе растет запрос на более активную роль на международной арене, удовлетворяющую внутренний спрос на восстановление Россией ее исторического значения.

После десяти лет относительной бедности, проведенных в страхе перед тем, что западные державы окружают Россию и пользуются ее бедностью, администрация Владимира Путина приступила к проведению новой сознательно агрессивной внешней политики. Этот проект финансируется благодаря резкому повышению цен на энергоносители в последние четыре года.

Но даже российский антиамериканизм ограничен. Отношения Москвы с западными правительствами достигли низшей точки после окончания 'холодной войны'. Но Путин — не Ахмадинежад, и Кремль не хочет становиться парией. Кремль настойчиво повторяет, что он следует букве международного права, исправляя несправедливость последних лет.

Россия и Китай продолжат находить тактические преимущества в сотрудничестве по конкретным вопросам внешней политики. Именно этой цели отчасти призвана служить Шанхайская организация сотрудничества. В какой-то степени эти согласованные действия будут вестись за счет Запада. Но внешнеполитические разногласия между двумя странами сохранятся, ограничивая возможность возникновения какого бы то ни было антизападного альянса.

Ян Бреммер — президент аналитической группы Eurasia, автор книги 'The J Curve: A New Way To Understand Why Nations Rise and Fall' (J-образная кривая: Новый подход к пониманию причин взлета и падения наций') .

___________________________________

Москва ругает Вашингтон, но угроза исходит от Пекина ("Le Figaro", Франция)

Центральная Азия — двор у дома России и Китая ("La Stampa", Италия)