Планы китайских автомобильных компаний, которые рассчитывали открыть свои производства в России, в одночасье потерпели фиаско. Как стало известно газете 'Шанхай чжэнцюаньбао', 15 сентября с.г. в России был подписан указ о прекращении заключения новых соглашений о промышленной сборке иностранных автомобилей на территории страны. Накануне появления нового указа американские, европейские и южнокорейские производители успели подписать контрактов на размещение своих производств в России на общую сумму в 1.7 млрд. долл. США. За это же время не было удовлетворено ни одной китайской заявки, а с учетом новых правил, китайским компаниям о своем присутствии в России и вовсе придется забыть.

Зарубежные автомобильные компании боятся не успеть.

Минэкономразвития, Минфин и Минпромэнерго подписали указ о прекращении с 15 сентября заключения новых соглашений о промышленной сборке иностранных автомобилей в России. В соответствии с принятым документом, компании, подписавшие соответствующие контракты до выхода настоящего указа в свет, имеют право продолжать подписывать необходимые дополнительные соглашения.

Чтобы хоть как-то ограничить влияние нового указа, большинство иностранных компаний было вынуждено в сжатые сроки до 14 сентября подписать с Минэкономразвития соглашения на размещение своих производств в России. Этими компаниями стали: американский Дженерал Моторс (GM), южнокорейский концерн SsangYing Rexton (сборка внедорожников) и итальянский Фиат.

Как стало известно, в соответствии с соглашением, подписанным GM с Минэкономразвития, американская сторона планирует инвестировать 1,5 млрд. долл. США в строительство в Санкт-Петербурге нового завода с первоначальным объемом производства 25 тыс. единиц техники в год. В будущем планируется довести годовой объем производства до 120 тыс. машин. На новом заводе будет налажено производство машин с качественно новой системой подачи энергии 'E-Flax'. Массовое производство, как ожидается, начнется в 2008 году, начиная с первого квартала 2009 года, объемы производства будут снижены.

Концерн Фиат также сработал достаточно быстро. 12 сентября концерн подписал соглашение с компанией 'Северсталь-авто'. В соответствии с подписанными документами, стороны будут иметь равные доли (по 50%) в новом СП; будут совместными усилиями производить, реализовывать и продвигать на рынок продукцию Фиата. Ожидается, что годовой объем производства составит 50 тыс. машин. Первым автомобилем станет модель класса 'Fiat Linea', производство которой планируется начать в первом квартале 2008 года.

Южнокорейский концерн SsangYing Rexton подписал соглашение с одним из автомобильных заводов Татарии. Кроме этого, Минэкономразвития до 15 сентября успело рассмотреть заявки японского концерна Мицубиси и южнокорейского Хендай.

По имеющимся данным, появление нового указа стало следствием крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся на рынке отечественных автомобилей в России. Статистика показывает, что, несмотря на увеличение объема продаж автомобилей за первую половину текущего года на 27,8% (более 118 млн. единиц), объем продаж автомобилей отечественного производства остается по-прежнему незначительным и составляет всего 13% от общего объема продаж (2,5 млрд. долл. США). Все остальное приходится на импортные машины и машины иностранных марок, сборка которых была произведена в России.

'Все европейские, американские и японские производители автомобилей, которые планировали оказаться на российском рынке, на него уже попали. Теперь дело осталось за китайскими автомобилями', - вчера вечером заявил Президент Корпорации по экспорту автомобилей 'Сибирь' (г. Пекин) Чжу Цзинчэн.

Китайские автомобильные предприятия в России сталкиваются с непреодолимыми трудностями.

В отличие от иностранных автомобильных компаний, разместивших свои производства в России, китайские производители продолжают топтаться на одном месте и никак не могут получить от российских властей разрешения на открытие своих заводов в России.

По имеющимся данным, отклонены заявки на предоставление прав промсборки, поступившие от китайских компаний Great Wall, Цзили, Чжунсин, Бэци и других. Китайский автомобильный гигант Great Wall планировал подписать соглашение с одним из автомобильных заводов Татарии по сборке автомобилей, компании Цзили и Чжунсин планировали совместно с заводом 'Автомобили и моторы Урала' (АМУР, Свердловская область) наладить производство двигателей для машин, а также легковых автомобилей Geely и внедоржников, концерн Бэйци рассчитывал запустить сборку легких грузовиков BAIC в Ульяновской области.

'В этом году я сопровождал российского чиновника на завод Цзили. Во время экскурсии он заметил, что вряд ли будет способствовать подтверждению китайской заявки на строительство завода этой фирмы в России', - отмечает Чжу Цзинчэн. 'Правда, тогда мы даже и не предполагали, что все будет настолько серьезно', - продолжает он, - 'планировали подать заявку на размещение своего производства в России, а что в результате? Производство 20 тыс. машин, предполагаемых на экспорт, до сих пор оттягивается'.

После принятие в России нового постановления, китайский автопром столкнулся с еще большими трудностями. 'Сегодня, кроме компании Цижуй, все остальные китайские автомобильные компании работают на российском рынке практически незаконно', - говорит Чжу Цзинчэн. 'Спасает лишь то, что в российском правительстве царит полная неразбериха. Однако если власти начнут действовать более решительно, тогда китайским производителям точно не поздоровится'.

Бытует мнение, что проблемы могут возникнуть даже и у компании Цзили. Известно, что российские производители требуют лишить эту компанию прав работать на российском рынке.