Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перманентная украинская революция. Эпизод 2007

Преодолевая очередной политический кризис, украинское общество нарабатывает навыки демократии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политический кризис, переживаемый Украиной с весны 2007 года, беспрецедентен для нашей, хотя и короткой, но перенасыщенной конфликтами новейшей истории. Во-первых, мы еще не наблюдали такого тотального взаимонепризнания деятельности важнейших институций государственной власти. Во-вторых, мы еще не наблюдали такого открытого и шокирующе демонстративного нарушения законов, а также неформальных норм и договоренностей. В-третьих...

Разрушение политического режима

Политический кризис, переживаемый Украиной с весны 2007 года, беспрецедентен для нашей, хотя и короткой, но перенасыщенной конфликтами новейшей истории. Во-первых, мы еще не наблюдали такого тотального взаимонепризнания деятельности важнейших институций государственной власти. Во-вторых, мы еще не наблюдали такого открытого и шокирующе демонстративного нарушения законов, а также неформальных норм и договоренностей. В-третьих, на фоне столь опасного течения политического конфликта, несмотря на воинственную риторику политиков и постоянные апелляции к обществу, должно удивлять спокойствие и даже равнодушие субъектов предпринимательства и населения в целом. Соответственно спокойна и экономика, и ее рост отвечает тренду и влиянию базовых неполитических факторов.

И тотальное нарушение законов, регулирующих политический процесс, и спокойное отношение к этому в обществе были бы невозможными в законопослушном обществе. Однако исторически законопослушание не играет роли императивной моральной нормы в нашем обществе. Но этот факт не объясняет, по какой причине именно сейчас для нашей политической элиты стала возможной и необходимой война с Законом и война между законами.

Все эти феномены могут быть объяснены и, более того, объективно рождены состоянием общества в целом и политической системы в частности после оранжевой революции. Оранжевая революция получила заказ общества на слом действовавшего политического режима и выполнила его.

Любой политический режим - это единство политической организации общества, системы методов осуществления власти и способов реализации прав и свобод граждан. Таким образом, это не только структура власти и присущие ей методы реализации политической воли, но шире - баланс социального и политического. Изменение социального основания общества - структуры влиятельных социальных слоев и их интересов, динамика ценностных параметров общества - ведет к нарушению социально-политического баланса. Что и наблюдалось к началу оранжевой революции.

В экономике контроль олигархических кланов сдерживал развитие новых социальных слоев общества, ориентированных на свободу самореализации. Речь идет о миллионах самозанятых людей. Их поддерживали средний бизнес, высококвалифицированные наемные специалисты. Их поддерживали и те представители крупного капитала, которые в борьбе за близость к власти были отсечены от контролируемых властью источников монополистической ренты.

Дозированная демократия, распространение коррупции как технологии власти вызывали протест европейски ориентированных граждан, особенно молодежи, выросшей в несоветской атмосфере, не испытывающей парализующего страха перед властью.

Власти недостало гибкости и дальновидности адекватно отреагировать на фундаментальные изменения социальной структуры общества. Нарушение социально-политического баланса ослабило властный режим, сузило поле для маневра, что и обусловило его разрушение оранжевой революцией.

Очевидно, что оранжевая революция как всякое крупное социальное движение была организована, и ее вполне правдиво можно рассматривать и в стиле Александра Дюма как конфликт личных интересов, и в стиле заговора. Но все эти факторы не отменяют фундаментальных объективных социальных причин ее осуществления и разрушения политического режима, олицетворяемого президентом Л.Кучмой.

Неформальные нормы и правовое поле

Политический режим институализируется формальными нормами, образующими его правовое поле. В хозяйственной, политической - любой социальной практике правовое поле дополняется динамичной системой неформальных норм и договоренностей. Вместе они создают единую систему, институционально обеспечивающую дееспособность режима.

Нравственные нормы, традиции, стереотипы поведения - в сущности это те же неформальные нормы, которые характеризуют социум и обеспечивают действенность формальных норм. Скажем, уголовное законодательство о наказании за убийство достаточно действенно в Украине вследствие общественного согласия о недопустимости такого рода преступлений. А антикоррупционное законодательство недейственно в первую очередь потому, что средний гражданин рассматривает взятку как допустимый грех.

В рамках политического режима элита вырабатывает свои неформальные нормы и договоренности, обусловливающие и политику, и социальную практику власти, практику правоприменения и коррекцию процесса развития норм права.

Системное взаимодействие формальных и неформальных норм в политике и управлении государством - явление универсальное. Вопрос заключается в распространенности неформальных норм, их законности по сути и в характере взаимодействия с Законом. В Украине, стране младенческой государственности, незрелой демократии, несистемного противоречивого законодательства при отсутствии исторической традиции законопослушания неформальные нормы и договоренности элиты, фиксирующие материальные интересы активных игроков и их личные амбиции, играли и играют определяющую роль в социальных процессах и в политике более всего. Они определяют содержание принимаемых решений, оформляемое затем формально-правовой оболочкой.

В силу своей вспомогательной дополняющей роли система формальных норм (действующее законодательство) сама по себе дефектна: где-то не до конца отработана - неполна и противоречива, где-то искажена с целью повышения взяткоемкости управленческих решений.

Разрушение дооранжевого политического режима вывело из строя систему неформальных норм и договоренностей, систему принудительного арбитража Л.Кучмой влиятельных игроков и социально-политического балансирования. Тем самым обнажилась неспособность действующих законов (формальных норм) самостоятельно служить правовым полем - правилами по разрешению острых социально-политических конфликтов.

Но без действенного политического режима государства не существует. Поэтому основные политические игроки в любом случае вынуждены будут согласовать новый корпус неформальных норм, процедур, договоренностей взамен разрушенных оранжевой революцией. Лишь на основе такого согласия возможна в нынешних условиях корректировка правовой системы, включая конституцию.

Неспособность к стратегическим компромиссам

Неизбежность этой процедуры могла бы подвигнуть политиков на мирные переговоры о формировании нового политического режима. Неспособность мирного решения является тестовой характеристикой незрелости политической элиты. Это, в свою очередь, свидетельствует о незрелости гражданского общества, не способного заставить политиков идти на стратегические компромиссы, в частности по формированию и соблюдению действенных правил политической игры.

Переговорный процесс идет постоянно.

Но периодически достигаемые соглашения носят характер тактического перемирия, нарушение соглашения типично и рассматривается как удачный политический ход. Договоренности массово умирают, не вступив в силу. Дело не столько в договороспособности политических сил, сколько в качестве подобных договоренностей. Они поверхностны, ситуативны, перегружены личными интересами и, в принципе, не могут служить долго, так как не направлены на выработку общей стратегии развития.

Компромисс рассматривается как тактический обмен уступками на фоне боевых действий с целью полной победы. Если компромисс - это не наработка общей стратегии, нет основания для взаимного доверия и для преемственности политики.

Именно отсутствие общего видения траектории развития страны, более того, отсутствие значимых усилий по выработке такого видения придает политической игре беспорядочность и поверхностность, что наиболее опасно деструктивными последствиями в средне- и долгосрочном периодах. Подобно тому, как в экономике отсутствие стабильности вынуждает предпринимателей сосредоточиться на быстроокупаемых проектах, так и политики эксплуатируют темы, приносящие быстрый политический эффект, какими бы опасными ни были долгосрочные последствия. Наиболее яркими примерами такого рода являются популистские проекты и эксплуатация в политической борьбе региональных различий.

Популизм является политическим наркотиком, а склонность общества позитивно реагировать на популистские проекты и шире - видеть все сложности мира через популистские очки соответственно должна быть диагностирована как опасная социальная болезнь с соответствующей оценкой политиков, сажающих население на популистскую иглу. Было бы близоруко и опасно сводить популизм к нереальным посулам быстрого повышения доходов граждан. Популисты обещают простое и быстрое решение любых проблем: будь то снижение уровня коррупции, повышение рождаемости, переход к профессиональной армии или дерегуляция экономики. Дело не столько в обмане, сколько в том, что гражданам прививается вера в возможность подобных решений, ослабляя тем самым поддержку обществом сложных долгосрочных реалистичных проектов. Радикальная политика может иногда формально реализовать популистские проекты, но всегда в ущерб системному развитию общества. Препятствуя реалистическим ответам на вызовы истории, популизм разоружает страну.

Различия региональные, этнические, религиозные, мировоззренческие политик обязан рассматривать как богатство страны и использовать для усиления общего результата, а не для его уничтожения. Была бы искренне цель поставлена, а технологии найдутся. Так, в политике президента Кучмы стремление к синергии региональных различий ясно прочитывалось. Условно говоря, Восток занимался экономикой, Запад - государственным строительством. В результате в течение всего периода президентства Л.Кучмы, за исключением успешно погашенного крымского конфликта, не наблюдалось серьезных политически оформленных противоречий между Востоком и Западом Украины. Без особых публичных конфликтов были законодательно приняты остро дискуссионные положения о государственном языке, европейском векторе развития, о политике в отношении НАТО.

Очевидно, что применяемые президентом Кучмой методы принудительного арбитража и социального балансирования не могут быть прямо перенесены в посторанжевое общество. Но и активного поиска новых политических методов синергии региональных различий не наблюдается, разве что сама проблема упрямо отрицается, а политическая конкуренция превращает эти различия в публичные противоречия.

Война с Законом и строительство нового политического режима

Если политическая культура не способствует мирной наработке стратегических компромиссов (неформальных норм), а противоречивое и незавершенное правовое поле (формальные нормы) не дает действенных инструментов для формирования нового политического режима и не ограничивает политических ястребов, конфликт, включающий наряду с множеством агрессивных манипуляций и войну между законами, становится неизбежным и закономерным.

Таким образом, нынешний политический кризис с демонстративным нарушением законов и войной между ними есть закономерное следствие и продолжение оранжевой революции. Политический кризис представляет собой неизбежную в современных условиях Украины конфликтную технологию формирования нового политического режима.

Утверждают, что основной причиной кризиса была конституционная реформа 2004-2005 гг., изменившая распределение полномочий между субъектами и ветвями власти, усилившая конфликт интересов и неопределенность правового поля в этой сфере. Важно, однако, учесть, что наряду с этим была уничтожена сложная система взаимодействия формальных и неформальных норм, позволявшая президенту быть верховным арбитром и в политике, и в экономике. Это и послужило основной причиной войны с Законом, а конституционная реформа лишь подлила масла в огонь.

Вероятно, что в очерченных координатах процесс установления нового политического режима будет конфликтным, длительным и императивным. Каждая итерация будет включать в себя слой достигнутых неформальных договоренностей, под которые будут изменяться формальные нормы. Так, слой за слоем, будет сформирована система институций, адекватная новому политическому режиму. Сентябрьские выборы и дальнейшие договоренности о распределении власти - лишь эпизод в этом сложном процессе.

Это - благоприятный сценарий, предполагающий, что кризис, пусть медленно, прибавит зрелости и обществу, и политикам. Альтернативный вариант: вялый политический кризис всем надоест, и харизматическая личность снимет противоречия, установив новый авторитарный режим радикального толка. Вероятность такого сценария возрастет при условии ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры (скажем, цены на нефть и газ вырастут скачкообразно, а на металлы упадут). Не стоит отказываться и от рассмотрения более экзотических вариантов будущего: внешнего вмешательства и/или разделения страны.

Однако спокойное отношение граждан к политическому кризису является свидетельством того, что субъекты хозяйствования, включая рядовых граждан, рассматривают кризис как внутриполитическое дело и не предполагают существенных изменений к худшему в условиях хозяйственной деятельности. Они, по-видимому:

- не считают, что кризис может реально привести к указанным выше неблагоприятным сценариям будущего;

- исключают абсолютную победу одной из противоборствующих сил и установление ее монопольного руководства страной;

- учитывают, что главные противоборствующие силы заинтересованы в сохранении единого украинского рынка, в сохранении сложившейся системы частного хозяйствования.

Верны ли эти благоприятные ожидания, покажет время.

Преодолевая очередной политический кризис, украинское общество нарабатывает навыки демократии. Не слишком изящно и не совсем этично. Но нет другого способа учиться свободе и демократии, нежели их практиковать.

Александр ПАСХАВЕР - президент Центра экономического развития

___________________________________________________

Пламенная Тимошенко возрождает "оранжевые" надежды ("Christian Science Monitor", США)

Апельсины и лимоны ("The Economist", Великобритания)