20 сентября в Сочи открылся IV Китайско-российский инвестиционный форум. Организаторами форума выступили Государственный комитет по развитию и реформе КНР и Министерство экономического развития и торговли России. Форум стал важным мероприятиям государственного уровня, проводимым в рамках Года Китая в России. Основной целью форума стало углубление взаимопонимания и повышение уровня инвестиционного сотрудничества между Китаем и Россией путем содействия прямым обменам и контактам между центральными и местными властями Китая и России, а также предприятиями двух стран.

На форуме с программными речами поочередно выступили Председатель Государственного комитета по развитию и реформе Китая Ма Кай и и.о. министра Минэкономразвития Г.Греф.

Выступая с речью, Ма Кай отметил, что по мере углубления китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия, при непосредственной поддержке руководителей и правительств обеих стран, активно развивается китайско-российское практическое сотрудничество во всех областях, совершенствуется его механизм. С 2004 года объем китайских инвестиций в Россию ежегодно увеличивается в два раза, включая самый высокий показатель - в 2,6 раза в год. На прошлых форумах стороны подписали 24 контракта, объем китайских инвестиций по которым составил порядка 3 млрд. долл. США (в реальном денежном исчислении - 300 млн. долл.). Параллельно с развитием инвестиционного сотрудничества стороны добились значимых результатов в важных областях двустороннего сотрудничества, таких как лесное хозяйство, капитальное строительство и инфраструктура, обрабатывающая промышленность, высокие технологии, сельское хозяйство и энергетика.

Ма Кай предложил три идеи, способные, по его мнению, расширить инвестиционное сотрудничество и повести за собой двусторонне сотрудничество. Это, во-первых, скорейшее принятие общего плана по инвестиционному сотрудничеству. По его мнению, необходимо изучить и определить общие цели, основные направления, конкретные шаги и гарантии двустороннего инвестиционного сотрудничества, выработать долгосрочный и работоспособный инвестиционный план. Во-вторых, улучшить механизм Китайско-российского инвестиционного форума, путем проведения совместных исследований, организации семинаров и т.д. укреплять непосредственные контакты и обмены. В-третьих, усилить поддержку проводимой политики. По возможности проводить облегченную финансовую и налоговую политику в отношении значимых государственных инвестиционных проектов. Предоставлять льготы по регистрации проектов, распределению трудовых ресурсов, оформлении въездных виз и осуществлению трансграничных перевозок.

Как отметил Ма Кай, укрепление двустороннего инвестиционного сотрудничества является важным выбором, нацеленным на повышение уровня экономического сотрудничества и способным оказывать плодотворное влияние на социально-экономическое развитие стран. Это - важный механизм, позволяющий увеличить совместные выгоды от сотрудничества. Стороны, имея в виду активный практический дух, должны ускорить разработку конкретных инвестиционных проектов, приступить к обсуждению форм и содержания новых проектов, вносить что-то новое в двустороннее экономическое сотрудничество.

Г.Греф в свою очередь отметил, что Российско-китайский инвестиционный форум является важнейшей составной двустороннего сотрудничества. Он играет значимую роль в деле экономического развития России. В последние годы российско-китайское инвестиционное сотрудничество получило стремительное развитие, его рамки значительно расширились. Г.Греф призвал китайских предпринимателей инвестировать в российскую экономику, развивать сотрудничество в области энергоресурсов, лесной промышленности, высоких технологий, транспорта, а также в области строительства олимпийской инфраструктуры в Сочи.

На форуме с докладами выступили посол Китая в России Лю Гучан, заместитель председателя Государственного комитета по развитию и реформе Китая Чжан Сяоцян, губернатор Краснодарского края А.Ткачев. В мероприятиях форума приняли участие более 500 человек из числа представителей центрального и региональных правительств двух стран, деловых кругов и СМИ.