Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московская миссия по смягчению отношений

США должны добиться от Европы поддержки своим планам ПРО, а для этого нужны терпеливые дипломатические усилия и готовность рассматривать другие возможности и учитывать иные мнения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поскольку в обеих странах приближается время выборов, возникает искушение возложить задачу по решению проблем двусторонних отношений на следующих руководителей. На мой взгляд, такой курс ошибочен. Президенты Буш и Путин оставят после себя хорошее политическое наследство, если сегодня им удастся принять важные стратегические решения, которые на протяжении многих лет будут определять американо-российские взаимоотношения.

Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) находятся сегодня в Москве с миссией налаживания ухудшающихся американо-российских отношений. Каждая из сторон разочарована и недовольна действиями другой стороны.

Американцам не нравится все более авторитарная направленность в методах руководства российского президента Владимира Путина и то, как он обращается со своими соседями. Русские считают, что американцам непонятно, да и по сути дела безразлично то, насколько трудным был для России постсоветский переходный период. Русским не нравится, когда мы читаем им наставления. Они полагают, что мы лицемерим, заявляя о своем позитивном отношении к восстановлению позиций России как крупной державы.

Поскольку в обеих странах приближается время выборов, возникает искушение возложить задачу по решению проблем двусторонних отношений на следующих руководителей. На мой взгляд, такой курс ошибочен. Президенты Буш и Путин оставят после себя хорошее политическое наследство, если сегодня им удастся принять важные стратегические решения, которые на протяжении многих лет будут определять американо-российские взаимоотношения.

Чтобы оставить такое наследство, им следует выступить с новыми инициативами в области ограничения вооружений и нераспространения, где взаимодействие имеет важнейшее значение и где наши интересы совпадают. Я предложил ряд конкретных идей, включая идею создания банка ядерного топлива в целях недопущения открытия новых предприятий по обогащению урана, план совместной работы по угрозам распространения ядерного оружия за пределами бывшего Советского Союза (в том числе, в Северной Корее), а также план продления Договора о сокращении стратегических вооружений (Договор СНВ-I), который служит основой заключенного в 2003 году московского соглашения, обязавшего каждую сторону сократить количество своих ядерных ракет до уровня ниже 2200 единиц.

Другой областью, где можно добиться успеха, является противоракетная оборона, хотя именно она служит сегодня источником беспокойства и тревоги в двусторонних отношениях.

Предложение США о создании ограниченной, региональной и направленной против стран-изгоев системы противоракетной обороны в Центральной Европе на сегодня вызывает раздражение у России и беспокойство у многих европейцев. Тем не менее, смелые и компетентные лидеры в таких условиях вполне могли бы наладить продуктивный диалог о более глобальных решениях проблем защиты от ядерного нападения.

Я согласен с мнением Генри Киссинджера (Henry Kissinger) относительно инициативы президента Путина об увязке систем предупреждения НАТО и России. Эту инициативу легко опорочить, говоря о ее бесполезности с технической точки зрения. Однако она позволяет нам 'мысленно представить себе подлинно глобальный подход к угрозе распространения ядерного оружия, которая до настоящего времени рассматривалась в основном в рамках национальной политики'. Если заинтересованные страны будут координировать свою политику в вопросах нераспространения, то появится новая схема для решения целого ряда других проблем. Российское предложение по ПРО создает важную стратегическую возможность для дальнейших дискуссий.

Предложение Путина удивительно схоже со стратегической концепцией президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan), изложенной им более двадцати лет назад. Меня радует то, что администрация серьезно изучает это предложение. Использование бывших советских РЛС для отслеживания пусков ракет с территорий экстремистских государств может принести пользу, а может и не принести. Но совместное с Россией использование информации, собранной системами США и НАТО, а также возможная интеграция систем радиолокационного обзора и раннего обнаружения поможет обеспечить открытость и подтвердит наше стремление к сотрудничеству.

Начать Соединенные Штаты Америки и Россия могут с совместной работы на радиолокационных объектах и с обмена данными дальнего радиолокационного обзора. Они могут также рассмотреть вопрос о совместной оценке угроз и провести обсуждение вариантов сотрудничества в сфере противоракетной обороны.

И наконец, мы можем подумать о направлении российских офицеров связи на американские объекты ПРО и американских - в российские стратегические центры управления. Та прозрачность, которая появится в результате реализации подобных мер, поможет убедить российскую сторону в том, что эти радары не предназначены для слежения за Россией.

Сотрудничество в области ПРО можно осуществлять как на двусторонней, так и на многосторонней основе через Совет Россия-НАТО. Многие скептически относятся к использованию НАТО, говоря о необходимости наличия единогласия в соответствии с правилами альянса. Такие взгляды страдают близорукостью.

Соединенным Штатам не удастся разработать эффективную систему противоракетной обороны в Европе без полной поддержки стран-членов НАТО. Во многих случаях понадобятся меры по обеспечению доверия, чтобы привлечь Россию. Для получения широкой поддержки требуется длительное время и масса усилий. Но та политика, в которой делаются попытки избежать участия невосприимчивых европейских стран и России, гарантированно обречена на провал.

На сегодняшний день противоракетная оборона - это тот вопрос, который вызывает противоречия в отношениях США и России. Данный вопрос способен также нанести ущерб и отношениям между США и Европой. Этого нельзя допустить. США должны добиться от Европы поддержки своим планам ПРО, а для этого нужны терпеливые дипломатические усилия и готовность рассматривать другие возможности и учитывать иные мнения.

Я надеюсь, что госсекретарь Райс и министр обороны Гейтс привезут в Москву дальновидный и новаторский план действий, нацеленный на выработку соглашений о нераспространении, контроле вооружений и противоракетной обороне. Достижение таких соглашений позволило бы остановить негативные тенденции в отношениях США и России и подать важный сигнал всему мировому сообществу.

Сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар является членом сенатского комитета по международным делам

____________________________________________________________

Американская делегация прибывает в Москву. Ее миссия почти невыполнима ("The Financial Times", Великобритания)

Сдержать возрождающуюся Россию Путина ("The Guardian", Великобритания)