Двусторонние отношения между США и Россией переживают наихудший период с момента окончания 'холодной войны'. В это время 'главную надежду на улучшение отношений дает укрепление торговых связей', которое способно заложить более надежный фундамент политического диалога и обеспечить сближение интересов. Деловые круги как в США, так и в России особенно заинтересованы в этом сближении. Расширение двусторонней торговли и обмена инвестициями поможет выстраиванию нужных институтов и поспособствует переменам к лучшему в российском обществе. Таким образом, Соединенным Штатам надо стремиться к укреплению и росту самостоятельности российских деловых кругов, и тогда похолодание отношений сменится потеплением.

Частный сектор в России прошел значительный путь с момента распада Советского Союза в 1991 году. Вокруг него было сформировано большое число организаций, образовалось значительное по размерам поле интересов. В современной экономике торгово-промышленные сообщества и объединения играют важнейшую роль; особенно это важно для России, где как раз формируется особенная разновидность капиталистического уклада. Российские торговые сообщества помогают фирмам повышать конкурентоспособность, предлагая образовательные программы для персонала, а также помогая ответственным лицам вырабатывать действенную публичную политику. Усиление сектора торгово-промышленных сообществ будет означать усиление и рост самостоятельности частного сектора в России, что сделает российские компании более качественными партнерами для их американских коллег. Сообщества и представляемые ими отрасли экономики могу послужить основой устойчивого экономического роста страны и ее процветания, тем самым способствуя общему развитию российской экономики.

Деловые сообщества функционируют в быстро меняющихся условиях, что является результатом процессов глобализации, появления новых информационных технологий, а также вмешательств со стороны государства. В России влияние большей части таких сообществ ограничено лишь одной отраслью или одним регионом страны. В федеральном масштабе ни одно из них не имеет практически никакого веса. Большая часть сообществ выступают в качестве лоббистов конкретных отраслей и не реализуют свой потенциал с точки зрения стандартизации, а также гражданских и образовательных функций. Частично это объясняется недостаточно разработанной юридической и налоговой базой для благотворительных организаций, а частично катастрофической недостачей средств, сознательности и профессионализма.

Как российское, так и американское правительства должны понять, что деловые сообщества являются потенциальным 'локомотивом' для американо-российских деловых отношений, а также потенциальным инструментом для улучшения инвестиционного климата в России. Вот что обоим правительствам следует предпринять для поддержки сообществ:

1. Способствовать развитию российских деловых сообществ через посредство существующих в стране институтов гражданского общества и через посредство программ содействия рыночным реформам, а также путем обмена студентами и стажерами.

2. Привлекать российские деловые сообщества к борьбе с коррупцией и нарушениями права интеллектуальной собственности.

Кроме того, правительство США должно:

1. Рекомендовать российскому правительству создавать более благоприятные условия для функционирования деловых сообществ путем введения налоговых льгот для неправительственных организаций.

2. Прорабатывать с российским правительством вопрос интенсификации диалога между государственными органами и деловыми сообществами по вопросам, связанным с двусторонними экономическими связями.

Укрепление американо-российских деловых связей

В этой сфере деловым сообществам также отведена значительная роль.

Во-первых, деловые сообщества могут заниматься подбором партнеров для торговли как в России, так и в США.

Во-вторых, хорошо развитый сектор деловых сообществ обеспечивает возможность лоббирования в российском и американском парламентах законопроектов, связанных с соответствующими отраслями, к обоюдной выгоде. В частности, имеет смысл добиваться введения прогрессивного отраслевого законодательства, решения конкретных юридических проблем, а также снятия торговых барьеров. Так, недавно благодаря давлению со стороны деловых сообществ по обе стороны Атлантики был облегчен взаимный доступ на рынок, что привело к подписанию двустороннего американо-российского соглашения касательно вступления России в ВТО.

В-третьих, российские предприниматели в последнее время переходят на более высокий уровень ведения бизнеса и претендуют на международную конкурентоспособность. В результате Россия приобретает статус крупного рынка для американского оборудования, инвестиций, а также финансово-банковских услуг. В последние годы экспорт машин и оборудования в Россию значительно увеличился, однако возможности дальнейшего роста товарооборота все еще весьма велики. Деловые сообщества могут в значительной мере поспособствовать дальнейшему расширению торговли.

В-четвертых и в-последних, в условиях переходного периода, который переживает российская экономика, деловые сообщества будут способствовать распространению западных методик ведения бизнеса, при которых поощряется частная инициатива. Благодаря этому влияние делового сектора сравнительно с всесильным российским правительством может расшириться. Растущая российская экономика предлагает широкие возможности для торговли и инвестирования; таким образом, деловые сообщества вполне могли бы пролоббировать в правительстве более прозрачное законодательство в сфере бизнеса, а также укрепление правопорядка, включая такие сферы, как разрешение споров и обеспечение соблюдения условий контрактов. Напомним, что после 2003 года многие секторы экономики, в особенности энергетический, в немалой степени пострадали от вмешательств со стороны государства. Также со стороны деловых сообществ может поступать оперативная информация об экономическом положении в стране. Наконец, они могут способствовать формированию положительного образа России, сильно испорченного за первые постсоветские годы, что стало одной из причин затрудненного формирования двусторонних экономических связей.

Улучшение торгово-инвестиционного климата

Растущая российская экономика является поистине гигантским рынком сбыта для потребительских и промышленных товаров из Америки, а также обладает привлекательностью в плане инвестиций как в сферу производства, так и в сферу услуг. Деловые сообщества способны сыграть ключевую роль в укреплении двусторонних американо-российских экономических отношений. Недавно посол России в США заявил, что и американские, и российские деловые сообщества 'должны общаться свободно и регулярно, соединяя рынки обеих стран тесными торговыми и инвестиционными связями'.

Хотя объем двусторонней торговли между США и Россией превысил уровень 2001 года в два раза, общий объем торговли (24,5 миллиарда долларов) весьма невелик в сравнении с размерами экономик двух стран. Более того, почти весь рост приходился на российский экспорт в Америку, величина которого достигла в 2006 году 19 миллиардов долларов, тогда как общая стоимость экспортированных в Россию американских товаров составила всего пять миллиардов.

Россия обладает девятой по величине экономикой в мире и занимает тринадцатое место среди стран, экспортирующих свои товары в США, однако среди покупателей американских товаров в 2006 году занимала всего лишь тридцать третье место. В 2006 году США вывезли в Россию немногим меньше товаров, чем в Аргентину (двадцать второе место в мире по величине экономики). Ситуация с ввозом товаров в США резко отличается от ситуации с вывозом. С 1994 года товарооборот США с Россией характеризуется отрицательным сальдо, что объясняется главным образом ростом импорта энергоносителей и потребительских товаров.

Возможностей для увеличения вывоза товаров в Россию существует множество. По мере роста российской экономики все больше и больше россиян смогут покупать импортные товары, а местные компании будут делать все больше и больше инвестиций в качественное оборудование и передовые технологии.

Американские компании получают прибыль от растущего спроса со стороны России. Особенно много США поставляют в Россию горнодобывающего и иного промышленного оборудования, а также медтехники для российской системы государственного здравоохранения. Россия покупает почти все мясо за границей и по сей день остается крупнейшим рынком для американских экспортеров птицы, хотя по вопросам открытия рынка для американской говядины и снятия торговых барьеров для сельскохозяйственных продуктов до сих пор существуют двусторонние проблемы. Из всех автомобилей в России лучше всего продаются производимые в США 'форды' и 'шевроле'; экспорт в Россию автомобилей растет большими темпами.

Для страны с ежегодным экономическим ростом в 6,7% Россия привлекает достаточно мало инвестиций. Американские инвестиции составили в 2006 году всего 6,7 процентов от общих инвестиций из-за рубежа (хотя в 2006 году инвестировано было в два раза больше, чем в 2005). По данным совета предпринимателей США и России, 'уровень инвестиций составляют чуть больше, чем половину от уровня, необходимого для устойчиво высокого роста'. Прямые иностранные инвестиции, как ожидается, будут расти, но так и не достигнут необходимого уровня, если российские власти не пересмотрят методы взаимодействия с корпорациями и не позаботятся о создании более благоприятного инвестиционного климата.

Прямые американские инвестиции в Россию также растут, так как уже действующие на местном рынке фирмы расширяют свою деятельность, а еще не действующие - рассматривают возможность вступления (или возвращения) на рынок. Более того, теперь инвестиции не концентрируются в энергетическом секторе, как это было раньше, а рассредоточиваются по различным отраслям, включая розничную торговлю и сферу услуг. В 2005 году наибольший объем инвестиций привлекла сфера торговли; второе место занял производственный сектор (включая нефтяную промышленность). И хотя условия ведения бизнеса улучшились, доступ ко многим отраслям промышленности до сих пор ограничен. В то же время многие российские фирмы стали делать значительные по размерам инвестиции в американскую экономику.

Американо-российские деловые отношения не получили пока должного развития из-за тех проблем, решить которые вполне можно путем лоббирования. Американские компании выражают свое недовольство более связно, что частично отражает ту более значительную роль, которую американские деловые сообщества играют в формировании политики и лоббировании интересов. Американским и российским деловым сообществам предстоит сыграть ведущую роль в укреплении деловых связей между двумя странами путем совместного лоббирования в целях улучшения ситуации с двусторонними инвестициями и торгового климата.

Проблемы российских деловых сообществ

Российские деловые сообщества в сравнении с аналогичными американскими организациями существуют в течение сравнительно небольшого срока. Первые деловые сообщества в России появились всего пятнадцать лет назад, после распада Советского Союза. С тех пор возникло более трехсот ассоциаций федерального уровня. Вдобавок к базирующимся в Москве федеральным ассоциациям существуют еще несколько сотен региональных. Для сравнения: в США таких ассоциаций зарегистрировано восемьдесят шесть тысяч.

Российские деловые сообщества функционируют в динамически меняющихся условиях. Среди проблем, которые им приходится решать, можно назвать меняющееся законодательство, процесс вхождения России в ВТО, рост российских инвестиций за рубеж, быстрый экономический рост и глобализационные процессы, наблюдающиеся в ряде отраслей промышленности. Деловые сообщества также сталкиваются с повышенными требованиями и ожиданиями со стороны состоящих в них фирм.

Источником дополнительных проблем служит трансформация российской экономики и глубокая вовлеченность федеральных и региональных властей в экономическую жизнь страны. После того, как одномандатные избирательные округа на выборах в нижнюю палату парламента (Думу) были окончательно отменены и на смену им пришло голосование только по партийным спискам, лоббирование в Думе стало еще более затруднительным. В России администрация президента и кабинет министров играют решающую роль в формировании экономической политики и регулировании экономической жизни. Если после выборов в марте 2008 года президент Владимир Путин станет премьер-министром, его личная роль, а также роль правительственного аппарата и министров возрастет еще больше. В условиях российских реалий, чтобы решить конкретную проблему или провести какой-либо законопроект, всегда важно заручиться поддержкой исполнительной власти на федеральном уровне.

Практически все отрасли промышленности создали свои представительные органы, однако вместо того, чтобы основать по одной ассоциации для каждой отрасли, каждая крупная фирма создает свою, после чего они начинают конкурировать друг с другом.

Сектор деловых сообществ в России отличается от аналогичного сектора в США по своей структуре. Российские сообщества организованы двухслойно: вдобавок к традиционным отраслевым сообществам (аналоги которых имеются в США) существуют еще четыре крупных предпринимательских конфедерации (так называемые 'зонтичные организации'). Эти четыре организации представляют интересы крупного бизнеса, среднего, мелкого и интересы менеджеров высшего звена. Эти организации работают с различными отраслями и деловыми объединениями, предлагают услуги в разных регионах Российской Федерации.

Задачи разных российских деловых сообществ близки друг другу. От них требуется улучшение делового климата и содействие экономическому развитию и деловой инициативе в России. Теоретически крупные 'зонтичные' организации должны функционировать в качестве механизма, соединяющего более мелкие ассоциации друг с другом с целью повышения их объединенной мощи и надежности, а также для унификации позиций по ключевым вопросам. В реальности этого, как правило, не происходит. Малые российские деловые сообщества конкурируют друг с другом за ресурсы, за членство компаний и за связи с правительством.

Для эффективной работы сообщества нужно, чтобы оно представляло существенную долю своей отрасли и чтобы в него входило достаточное число компаний, включая главных игроков. В России частные компании выступают в деловых сообществах активнее, чем государственные. Но частный сектор вынужден лоббировать свои интересы, а государственные синдикаты пользуются поддержкой властей автоматически.

Российские деловые сообщества редко работают вместе и обычно не вступают друг с другом в союзы для достижения общих целей. В США же сотрудничество ассоциаций представляет собой ключевой фактор решения важнейших проблем, включая и те, которые вызывают особенно много разногласий. Крупнейшие российские компании лишь недавно начали настаивать на сотрудничестве между отраслевыми ассоциациями ради того, чтобы избежать выполнения лишней работы и сегментирования лоббистских усилий. Удастся им это или нет - покажет время.

Российское правительство не имеет ни конкретной политики, ни даже какого-либо мнения касательно деловых сообществ. Их деятельность не регулируется законодательством, за исключением тех правовых актов, в которых говорится о торгово-промышленной палате. При этом в США законы уделяют деловым сообществам массу внимания. Сообщества обязаны представлять подробные отчеты о своей работе, регистрироваться в качестве лоббистских организаций, а их влияние на правительство сильно ограничено в методах. Однако деловые сообщества США освобождены от налогов (статья 501(c)(6) Кодекса внутренних доходов), что существенно стимулирует их развитие. Российские законы не предусматривают подобных льгот, а большинство некоммерческих и неправительственных организаций, включая и деловые сообщества, вынуждены платить столько же налогов, сколько и коммерческие.

Цели и виды деятельности российских деловых сообществ

Деловые сообщества в России призваны решать ряд задач, в целом совпадающих с теми, которые решают аналогичные объединения в США, хотя задачи разных ассоциаций могут достаточно сильно отличаться друг от друга в зависимости от потребностей компаний-участниц и от отраслевой специфики. В уставах большинства таких сообществ обозначены главные цели, среди которых обычно присутствуют следующие:

1. Лоббирование интересов соответствующей отрасли производства и компаний-участниц в органах законодательной и исполнительной власти.

2. Обустройство сетевого взаимодействия внутри отрасли, предоставление компаниям-участницам возможностей обмена опытом.

3. Содействие разрешению внутриотраслевых споров.

4. Выполнение маркетинговых исследований и выработка этики и стандартов качества для отрасли.

5. Способствование торговле, а также формирование положительного образа отрасли в России и за рубежом.

6. Предоставление справочных и аналитических данных СМИ, правительству, неправительственным и научным организациям.

По причине глубокой вовлеченности государства в экономическую жизнь лоббирование является важнейшей компонентой работы делового сообщества в России. В то же время фрагментированность сектора деловых сообществ негативно сказывается на эффективности процедур лоббирования. Правительство зачастую игнорирует деятельность лоббистских группировок, предпочитая общаться с компаниями напрямую.

В целом российским деловым сообществам пока только предстоит всерьез заняться формированием положительного образа России за рубежом. Представления о России (как о деловом партнере) и так было не на высоте еще с советских времен, а в результате экономического развала девяностых положение только ухудшилось. Тот затянувшийся кризис часто называют в качестве основной помехи интеграции российских компаний на иностранных рынках. Деловые сообщества в принципе способны решить эту проблему путем распространения оптимальных методик ведения бизнеса и пропагандирования деловой этики.

Российские деловые сообщества уже стали важным ресурсом профессионального развития благодаря программам образования и распространения оптимальных методик ведения бизнеса на национальном и международном уровне. Российское образование нередко подвергается критике за отсталость и несоответствие передовым требованиям в сфере обучения персонала; деловые сообщества могли бы заполнить и этот пробел, играя важную роль в предоставлении фирмам-участницам программ обучения персонала.

Однако из-за относительно небольшого размера российского сектора деловых сообществ ни одна организация не способна самостоятельно справиться с удовлетворением собственных потребностей в подготовке кадров. В отличие от США, где деловые сообщества могут делегировать административную работу нанятым со стороны менеджерам, что позволяет им сосредоточиться только на стратегически важных вопросах, в России рынок подобных услуг пока не сформирован.

В отличие от США, в России лишь немногие деловые сообщества пришли к успеху в области стандартов профессионализма, безопасности и этики. До самого недавнего времени эти вопросы вообще не стояли на повестке дня делового сообщества. Однако в последние годы положение изменилось, ибо российские компании оказываются все более и более интегрированными в мировую экономику.

Что делать России и США

Как деловые, так и властные структуры в России в значительно меньшей степени опираются на деловые сообщества, чем в США. Хотя роль российских деловых объединений в национальной экономике растет, Россия все еще сильно отстает от США в этой области. Большинство сообществ выступают в качестве лоббистов конкретных отраслей и не реализуют свой потенциал с точки зрения стандартизации, а также гражданских и образовательных функций. Частично это объясняется недостаточно разработанной юридической и налоговой базой для благотворительных организаций, а частично катастрофической недостачей средств, сознательности и профессионализма.

Как российское, так и американское правительства должны понять, что деловые сообщества являются потенциальным 'локомотивом' для американо-российских деловых отношений, а также потенциальным инструментом для улучшения инвестиционного климата в России. Вот что обоим правительствам следует предпринять для поддержки сообществ:

1. Способствовать развитию российских деловых сообществ через посредство существующих в стране институтов гражданского общества и через посредство программ содействия рыночным реформам, а также путем обмена студентами и стажерами. Выражаясь конкретнее, правительства США и России должны предоставить российским деловым сообществам возможность партнерства с аналогичными объединениями в США. Правительства обеих стран также должны поощрять укрепление российскими деловыми сообществами своей представительской и лоббистской функции путем расширения состава, внедрения более эффективных систем менеджмента и управления, расширения традиционных сфер экспертной и консультационной деятельности, укрепления связей между различными деловыми сообществами, а также принятия на себя более активной роли в решении проблем, важных для соответствующих отраслей производственной сферы.

2. Привлекать российские деловые сообщества к борьбе с коррупцией и нарушениями права интеллектуальной собственности. Правительства обеих стран должны поддерживать деловые сообщества и их работу по ослаблению регулирования бизнеса и повышению прозрачности процесса принятия решений. Институционализированная представительская деятельность сделает лоббирование более прозрачным, более доступным и менее подверженным коррупции.

3. Совместно работать над оптимизацией взаимодействия между государственными органами и деловыми сообществами по вопросам двусторонних экономических связей. Агентство по международному развитию США могло бы поддержать соответствующие программы по обучению и обмену стажерами для будущих профессиональных работников деловых сообществ.

Кроме того, правительство США должно рекомендовать российскому правительству создавать более благоприятные условия для функционирования деловых сообществ путем введения налоговых льгот для неправительственных организаций.

Выводы

Российские деловые сообщества потенциально способны стать 'локомотивом' для экономического развития и роста деловой активности в России. В последние годы в секторе деловых сообществ наблюдаются некоторые положительные тенденции. Правительство уже в некоторой степени готово вступать в диалог с представляющими интересы бизнеса группировками. Тем не менее, на данный момент сектор деловых сообществ остается слабым и плохо развитым.

Дальнейшее развитие институционализированного представительства деловых кругов в России требует совместной работы как властей и деловых кругов, так и самих сообществ. Среди необходимых мер назовем освобождение от налогов членских взносов и пожертвований, повышение участия деловых сообществ в управлении экономикой страны, а также повышение как внутренней интеграции в секторе, так и общего профессионализма его работников. Задача представляется нелегкой, но в принципе осуществимой.

С точки зрения США российские деловые сообщества могли бы выступить в качестве носителей передового, более сильного, более современного и более активного на международной арене делового сектора, а также поспособствовать дальнейшему укреплению американо-российских деловых связей. Кроме того, деловые сообщества могли бы проинформировать представителей исполнительной власти о том, какие меры нужно предпринять в связи с существующими проблемами в американо-российском экономическом сотрудничестве, включая завершение процесса вступление России в ВТО, отмену поправки Джексона-Вэника, защиту прав интеллектуальной собственности и укрепление законности и правопорядка. Деловые сообщества по обе стороны Атлантики заинтересованы в том, чтобы внешняя политика России была более мирной и конструктивной, что в конечном итоге приведет к укреплению американо-российских отношений.

_______________________________________

Россия: Денег много, с репутацией хуже ("The International Herald Tribune", США)

Россия: благоденствие и коррупция ("Les Echos", Франция)