Его лицо знает весь мир. 'Бонд', - скромно представляется он. - 'Джеймс Бонд (James Bond)'. Ему - 45 лет. Именно столько лет прошло с момента его рождения на киноэкране - появления первого фильма об агенте-007 'Доктор Ноу' (Doctor No).

'На самом деле первая экранизация 'Казино Рояль' состоялась в 1954 году, в прямом эфире, был такой телеспектакль, не особенно удачный, так что визуальной бондиане уже не 45, а 53 года. Но настоящее кино занимается Бондом с 1962-го, с экранизации "Doctor No", и в качестве первого агента 007 в историю вошел не Барри Нельсон, сыгравший в телеспектакле, а Шон Коннери', - сразу же поправляет нас Дмитрий Быков в своем комментарии 'Русский Бонд' на страницах 'Известий'.

'Именно это событие - премьера сорокапятилетней давности - предопределило сегодняшнюю политическую конфигурацию в мире, что я сейчас и продемонстрирую. С Бонда началась реабилитация образа разведчика в мировом искусстве. Он и так неплохо себя чувствовал, разведчик, и красавец Кадочников играл его у Барнета, - но как-то его заслоняли более крутые ребята, участники активных боевых действий', - продолжает автор.

С наступлением 'холодной войны', когда исход противостояния перестал решаться только на поле сражения, война переместилась в штабы, ушла в подполье, виртуализировалась. 'Бонд - классический персонаж 'холодной войны', которая по накалу, может, не уступает 'горячей', но ведется тихо и, слава богу, с меньшими жертвами. Началось время тайных агентов - и не скромных заик вроде Эшендена, о котором Моэм написал свой самый личный цикл новелл, а настоящих мачо, которые на службе Ее Величества орудуют даже более лихо, чем в свое время сэр Фрэнсис Дрейк', - считает Дмитрий Быков.

Но война, уйдя в подполье, только выиграла. Читаем дальше: 'Сделавшись 'холодной', скрытой и тайной (во многом оставаясь таковой до сего дня), война не потеряла в зрелищности. Напротив - она только выиграла: крови стало не в пример меньше, драки - в основном между профессионалами, в промежутках можно любить красивых женщин и носить дорогие часы'.

Джеймс Бонд исподволь, совершенно незаметно, в духе истинного разведчика, создал новый стереотип: человек из спецслужб все умеет лучше всех, носит лучшую одежду и привлекает самых свежих девушек. 'Реакцией на превращение Бонда в торговую марку стал наш Штирлиц - советский шпион, отличающийся многими бондианскими чертами. Правда, он интеллектуал - куда ж иначе, - но в случае чего (как при расправе с Клаусом) стреляет, не задумываясь. Девушки на него бросаются, но он к ним холоден', - описывает образ героя советских лет Дмитрий Быков.

Действительно, особая гордость Бонда - арсенал технических спецсредств, которыми его снабжал 'Кью' (Q). Без них он бы не выжил. Штирлиц - старается переиграть своих противников в аналитике. Максимум, на что он полагается в глубоких размышлениях - это спички, из которых он выкладывал забавные фигурки животных.

А появился Штирлиц в октябре 1972 года. 35 лет назад завершилась съемка сериала 'семнадцать мгновений весны', ставшего легендарным. Об истории появления Всеволода Владимировича Владимирова (псевдоним - Максим Максимович Исаев, в будущем - Штирлиц) рассказывает в статье 'А Вас, Штирлиц. . .' 'Вечерняя Москва'.

Инициатором съемок стал председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов. Говорят, что он лично позвонил Юлиану Семенову домой и похвалил его за романы об Исаеве. На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский и будущий Остап Бендер - Арчил Гомиашвили. Со съемками вообще связано много интересных историй.

Я же процитирую Вам только одну.

'Вечерняя Москва' описывает ее так: 'Директором фильма был Ефим Лебединский, который на роль статистов - тех же эсэсовцев, охранявших штаб-квартиру РСХА - пригласил своих знакомых, причем сплошь одних евреев. Консультант из КГБ возмутился: мол, как это так - в роли эсэсовцев снимаются евреи?! На что режиссер картины Татьяна Лиознова поинтерсовалась: 'Вы что, антисемит?'. 'Нет, - ответил чекист, - но вы сами знаете, какие у нас отношения с Израилем. Вот и получится, что мы в своем фильме покажем, что евреев уничтожали такие же евреи, только в гестаповской форме''.

В итоге статистов пришлось поменять. Ими стали курсанты Высшей пограничной школы, преимущественно из Прибалтики.

Премьера фильма состоялась в 1973 году. Вся страна буквально прильнула к телеэкранам. Исторический факт, подтвержденный милицейскими сводками, за две недели показа по всей стране резко снизилась преступность.

'Вот тогда, в семидесятых, когда появился Штирлиц, а потом и видеомагнитофон и фильмы обширной к тому времени бондианы стали проникать в СССР, и сформировался стереотип, которому сегодняшняя Россия обязана своим текущим положением: героем нашего массового сознания постепенно стал представитель спецслужб', - делает вывод Дмитрий Быков.- 'Произошло это не в последнюю очередь потому, что Бонд вообще ближе советскому сознанию, нежели западному: у нас ведь все тут - тайные агенты, вынужденные думать одно, говорить другое, а делать третье. Ситуация глубочайшей законспирированности была характерна в советские времена не только для диссидентской или иной антигосударственной деятельности, но и для любых способов зарабатывания настоящих денег, и для нормального - неподцензурного - творчества, и для сексуальных утех, которые вдобавок негде было организовать. В стране двойной морали шпион - всегда герой номер один, и потому со Штирлицем не мог конкурировать никто из советских телеперсонажей, а с Бондом - никто из западных идолов. Кажется, в какой-то момент Бонд стал у нас модней, чем там'.

Как выглядит Штирлиц - мы знаем точно. Это тот образ, который создал Вячеслав Тихонов. А вот лицо агента 007 весьма изменчиво. И не только потому, что его играли разные актеры.

'Недавно британские ученые создали компьютерный портрет Джеймся Бонда - каким его хотел видеть сам Флеминг. Для этого они соединили черты тех актеров, которых писатель перечислил в качестве кандидатов на роль супершпиона', - сообщает в статье 'Джеймс Бонд, последний герой империи' 'Независимая газета'.

Получилось ироничное, умное лицо представителя высшего общества. 'На лбу только что печать не стоит: сноб, выпускник элитного колледжа, разговаривает с идеальным королевским произношением - 'анахронизм', одним словом. Таким был и сам Флеминг', - отмечает 'Независимая газета'. - 'Бонд, которого он представлял, не имеет ничего общего со своими самыми успешными воплощениями'.

С годами менялся и внутренний образ агента с лицензией на убийство. Успешный боец невидимого фронта, с которым постоянно воевали советские пропагандисты, понемногу отходил от линии идеологического фронта. В новом фильме, двадцать втором по счету, который планируется к выходу в следующем году, бесстрашный агент Ее Величества будет мстить за смерть своей единственной любви. А заодно уничтожать тех, кто занимается поставкой наркотиков в Британию.

'Сегодня бондиана просто утоляет жажду ярких приключений, которая живет у каждого в душе', - делает заключение 'Независимая газета'.

Премьера сначала планировалась на 2 мая 2008 года - в этот день Яну Флемингу исполняется 100 лет. 'Но когда стало ясно, что к торжественной дате не успевают, премьеру перенесли на 7 ноября 2008-го', - пишет 'Московский комсомолец' в статье 'Индиана против Советской армии'.

Образы Штирлица и Джеймса Бонда яркие и запоминающиеся. И тот и другой - герой остроумных анекдотов, что косвенно свидетельствует о народной любви к ним. Не случайно и то, что российский ЦИК решил использовать Штирлица в своих рекламных роликах, призывающих прийти на парламентские выборы. Английские критики считают Бонда последним из великих вымышленных героев империи, наряду с Шерлоком Холмсом.

И уже никого не удивляет, что Штирлица и Бонда принято считать классикой. То есть, образцом для подражания.

Александр Миронов, обозреватель ИноСМИ

__________________________________________________

ИноСМИ: Почему русским не дают Нобеля?

ИноСМИ: Новое оружие России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.