Рецензия на книгу Дугласа Фара (Douglas Farah) и Стивена Брауна (Stephen Braun) 'Торговец смертью: деньги, оружие, самолеты, и человек, без которого не обходятся войны' (Merchant of Death: Money, Guns, Planes, and the Man Who Makes War Possible

_____________________________________

Наконец его поймали. Или нет? В фильме Эндрю Никкола (Andrew Niccol) 'Оружейный барон' (Lord of War) - он вышел на экраны в 2005 г. - международного торговца оружием Юрия Орлова (его играет Николас Кейдж) задерживает агент ФБР Джек Валентайн (в этой роли снялся Итан Хоук). Агент говорит Орлову, что тот не осознает всей серьезности ситуации: ведь он якшается чуть ли не со всеми диктаторами на планете, поставляет оружие незаконным вооруженным формированиям и массовым убийцам. Ответ торговца просто ошеломляет Валентайна: Орлов объясняет, что и секунды не проведет на скамье подсудимых. Валентайна можно поздравить с отлично выполненной работой, но не более. Торговец оружием говорит, что 'просто встанет и уйдет', потому что он - 'зло, но зло необходимое'. Да, он нарушает все мыслимые эмбарго на поставки оружия, но люди вроде него всегда будут процветать, потому что, в конечном итоге, сильные мира сего нуждаются в их услугах.

'Оружейный барон' - фильм художественный, а не документальный, но прототипом главного персонажа - весьма отдаленным, разумеется - стал россиянин по имени Виктор Бут, которого подозревают в контрабанде оружия. В 1990-х гг. его объявил в розыск Интерпол, а в 2000 г. замминистра иностранных дел Великобритании Питер Хейн (Peter Hain), курирующий 'африканское направление', назвал Бута 'главным нарушителем санкций, . . . 'торговцем смертью', чьи авиакомпании перевозят оружие'.

В Бельгии, где у него была одна из штаб-квартир, выписан ордер на арест россиянина. По словам Ли Волоски (Lee Wolosky), консультанта Совета национальной безопасности США, 'проблема с Виктором Бутом состояла не только в перевозке оружия. У него была налажена целая снабженческая сеть - самая эффективная в мире'. Один чиновник Министерства обороны США как-то заметил: 'Виктор Бут - это Дональд Трамп или Билл Гейтс незаконного оружейного бизнеса, самый крутой парень в квартале'. ООН, по крайней мере в теории, закрыла Буту доступ к поездкам за рубеж; представители организации заявляют о намерении заморозить его банковские счета за пределами России.

Деловая империя Бута возникла на руинах империи советской - когда самая большая страна мира распалась на 15 независимых государств, после нее остался гигантский оружейный арсенал, оказавшийся фактически без присмотра, поскольку Москва уже не контролировала склады и базы снабжения на территории новых суверенных государств. В частности, фактически неисчерпаемым источников поставок любых вооружений - от автоматов до пушек, ракетных установок, боевых вертолетов и миллионов единиц боеприпасов - стала Украина.

Бут, чья биография несколько туманна, но, вероятно, связана с ныне упраздненными или перестроенными советскими разведслужбами, понял, что эта беспрецедентная ситуация открывает широчайшие возможности для коммерции. Его карьера 'крупнейшего незаконного торговца оружием в мире', как выразился исследователь Джон Дэли (John Daly) в статье, опубликованной 21 октября 2004 г. в бюллетене Terrorism Monitor, издаваемом фондом Jamestown Foundation, началась в 1993 г.

Благодаря контактам, налаженным за годы работы в разведке, у Бута были отличные связи. В свое время он закончил с отличием Московский институт иностранных языков, и свободно владел английским и испанским (позднее Бут выучил также французский, немецкий, португальский, и, как сообщается, несколько африканских языков). Вооруженный этим багажом и некоторой суммой денег, он приобрел несколько старых самолетов и начал перевозить оружие через Болгарию в разные точки планеты.

Со временем у него появился целый флот стареющих российских транспортных самолетов, - 'Анов', 'Илов', 'Ту', 'Яков' - снабжавших афганских талибов, полевых командиров и диктаторов в Руанде, Конго, Либерии, Сьерра-Леоне и Судане; и вообще, всех, кто готов был платить. В Анголе самолеты Бута доставляли оружие и правительственным войскам, и сражавшимся против них повстанцам. Мятежники расплачивались за поставки алмазами. В Афганистане Бут вооружал сначала клерикальный режим талибов, а позднее - и их злейшего врага, покойного Ахмад Шаха Масуда, который, как утверждается, платил ему изумрудами (впрочем, возможно, речь шла о лазурите).

Главной базой для его запутанной системы частных авиакомпаний служил неприметный аэропорт в Шардже - одном из семи княжеств, составляющих Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Сообщается, что этот смертоносный бизнес приносил Буту миллионы, но, в отличие от Орлова из 'Оружейного барона', его никогда даже не задерживали.

Сегодня Буту сорок; он живет в Москве, и, похоже, под надежной защитой - причем не только собственных властей. В своей книге, основанной на огромном фактическом материале, Дуглас Фара и Стивен Браун утверждают: 'Несмотря на данные о том, что его самолеты тайно снабжали исламских боевиков в Афганистане, организация Бута не только сохранилась, но и процветает - и, что самое удивительное, за счет перевозок оружия и снаряжения для американских военных и частных подрядчиков в Ираке. Страна, которая некогда его преследовала, теперь приносит Буту многомиллионные барыши'. Что ж, не так-то просто было найти частные авиакомпании, готовые пойти на риск, связанный с полетами в Багдад. А Буту и его опытным сорвиголовам-пилотам приходилось действовать и в более опасных условиях.

Фара - бывший глава корпункта Washington Post в Западной Африке - уже написал одну книгу. Она называется 'Камни и кровь: тайная финансовая сеть террора' (Blood from Stones: The Secret Financial Network of Terror) и рассказывает об использовании западноафриканских алмазов и мировой торговли золотом для финансирования международных террористических организаций. Браун - корреспондент Los Angeles Times, лауреат Пулитцеровской премии. Соавторы провели тщательное расследование и создали впечатляющий труд, раскрывающий не только методы деятельности самого Бута и других международных контрабандистов оружия, но и парадоксы, связанные с реакцией международного сообщества на этот 'бизнес'.

В 2003 г., утверждают авторы, несколько десятков грузовых авиаперевозчиков из Восточной Европы начали осуществлять рейсы в Багдад. Среди них была и 'флагманская' авиакомпания Бута Irbis, зарегистрированная в Казахстане, но базирующаяся в основном в Шардже. Эту фирму, как выяснили Фара и Браун, 'неоднократно нанимали как субподрядчика для перевозки палаток, замороженных продуктов питания и других грузов для американских компаний, работающих по контрактам, заключенным сухопутными войсками и Корпусом морской пехоты США'.

Кроме того, авиакомпания Бута 'стала подрядчиком третьего звена для Транспортного командования ВВС США, перевозя грузы Federal Express по соглашению с Falcon Express Cargo Airlines'. Помимо этого, как стало известно авторам, Ibris выполняет полеты 'по обеспечению восстановления Ирака в рамках контрактов с нефтехимическим гигантом Fluor, а также инженерно строительной фирмой Kellog, Brown, and Root, филиалом Halliburton - влиятельного транснационального конгломерата, получившего, без какого-либо тендера, крупный подряд на восстановительные работы в стране (прежде эту корпорацию возглавлял нынешний вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney))'.

Что ж, возможно, Бут и есть то самое необходимое зло. . .

_______________________________________

Корпорация 'Война и террор' ("The Washington Post", США)

Сколько стоит жизнь британского солдата? ("The Observer", Великобритания)

Америка - торговец оружием N1 ("Los Angeles Times", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.