Saturday, November 10, 2007; A17

Отставка Карен П. Хьюз (Karen P. Hughes) с поста заместителя госсекретаря по вопросам публичной дипломатии дает президенту Бушу шанс исправить одну из самых вопиющих ошибок, допущенных его администрацией после терактов 11 сентября 2001 г - ее неспособность понять, что идеологическая борьба важнее пиара.

Сегодня большинство американцев считает, что Соединенные Штаты ведут три войны - в Ираке, в Афганистане, и по всему миру, против вооруженных исламских экстремистов (т.е. 'войну с террором'). Однако, как подчеркивали члены Комиссии по расследованию событий 11 сентября, к ним следовало бы добавить и четвертую - против распространения идеологии радикального исламизма. Фронт этой войны проходит через множество городов и деревень, где экстремисты пытаются навязать всем свои деспотические идеи о правлении законов шариата. В этой борьбе на карту для США поставлено не меньше, - если не больше - чем в трех других войнах.

Если оценивать 'войну с террором' в ее узком понимании, то существует немало данных о том, что противник ее проигрывает. Захваченные документы 'Аль-Каиды' свидетельствуют об отчаянии и страхе перед поражением, охватившем эту организацию. 'Аль-Каиде' и ее сателлитам не удалось ни свергнуть действующие правительства в мусульманских странах, ни добиться поддержки общественности, ни сколько-нибудь продвинуться в установлении нового миропорядка, основанного на коллективных действиях исламского мира.

Однако в идеологической борьбе у радикалов-исламистов дела идут совсем неплохо. Они сполна обыграли политику нашей администрации по 'распространению свободы', и добились значительных успехов в Ливане, Египте и на палестинских территориях. В других регионах мира исламисты усиливают свое влияние иными методами, эксплуатируя недостатки или провалы в образовательной, финансовой и социальной политике действующих властей.

От исхода этой борьбы для нашего правительства зависит очень многое. Однако оно ведет себя так, будто никакой 'идеологической войны' нет и в помине, и прилагает усилия не в том направлении.

После 11 сентября администрация Буша сосредоточила все внимание на ужасающих результатах опросов общественного мнения в мусульманских странах, и сочла главной задачей публичной дипломатии ответ на вопрос: 'Как можно 'исправить' представления о США за рубежом?' В результате Хьюз, несмотря на все еще удручающие 'результаты' Америки по итогам социологических опросов, удалось улучшить наш пиаровский потенциал. Среди предпринятых ею шагов - создание групп 'медийного быстрого реагирования', активизация контактов наших дипломатов с журналистами в странах пребывания, улучшение содержания и направленности наших программ иновещания.

Но эти тактические достижения не могут скрыть полного стратегического провала. Поскольку Хьюз была самым высокопоставленным государственным чиновником, отвечавшим за 'битву идей', ее главной задачей должен был стать ответ на вопрос: как Соединенным Штатам с максимальной эффективностью настроить мусульман-антирадикалов по всему миру на борьбу с распространением исламистского экстремизма? Ведь битва идей - это не 'конкурс красоты', где мы должны непременно победить; речь идет о борьбе за политическую власть между самими мусульманами, к которой рейтинг популярности Америки отношения не имеет.

Что же касается Хьюз, то она явно считала результаты социологических опросов мерилом успеха. В статье, опубликованной Washington Post 17 сентября, она дважды назвала позитивные показатели опросов нашими достижениями в борьбе с 'Аль-Каидой'. Таким образом Хьюз полностью утрачивает право утверждать, как она не раз делала, что идеологическая борьба - это 'задача на 20-30 лет'. И журналисты, критиковавшие Хьюз за неспособность улучшить социологические рейтинги США за рубежом, просто подходили к ее деятельности с той же меркой, что и она сама.

Отставка Хьюз дает Бушу последний шанс исправить ситуацию. Для этого потребуется целая 'концептуальная революция'. Вместо того, чтобы тратить усилия на завоевание друзей в исламском мире, мы должны сделать главной целью взаимодействия с мусульманской общественностью - в чем, собственно, и состоит 'публичная дипломатия' - выявление, поощрение и поддержку антиисламистски настроенных мусульман, от либералов до самых набожных людей, опасающихся притязаний радикалов и готовых дать им отпор.

Эта стратегия должна включать открытую и скрытую поддержку антиисламистских политических партий, неправительственных организаций, профсоюзов, СМИ, женских ассоциаций, образовательных учреждений и молодежных движений в их соперничестве с радикалами. Необходимо привлечь ресурсы государства - наши посольства, ведомства по оказанию помощи зарубежным странам, органы иновещания и разведслужбы, а также систему наших коммерческих, образовательных и общественных связей - для оказания антиисламистам необходимой моральной, политической, финансовой и технологической поддержки. Главное здесь - обогатить мусульман информацией о связях их противников, радикалов-исламистов, с салафистами и ваххабитами.

Наша цель - помочь антиисламистам не допустить перехода контроля над общественной трибуной, рупорами общества и поведением людей в руки экстремистов. Если наши союзники возьмут верх, их страны получат возможность подключиться к процессу глобализации, от чего Америка только выиграет; если же антиисламисты потерпят неудачу, проиграют не только они, но и мы, и никакой рост рейтингов популярности Америки не компенсирует серьезности этого поражения.

Президенту Бушу осталось 'стоять на вахте' всего 15 месяцев, так что победа в 'битве идей' достанется на долю его преемников. Но в его силах сделать так, чтобы Америка хотя бы вступила в эту борьбу.

Роберт Сэтлофф - исполнительный директор вашингтонского Института ближневосточной политики (Institute for Near East Policy)

___________________________________

Америка - рай для антиамериканистов ("The Times", Великобритания)

Роберт Каган: Мы остаемся 'всемирным крестоносцем' в белом плаще ("Los Angeles Times", США)

Пробудись, Спящая красавица Америка ("The Financial Times", Великобритания)

Мир больше не пляшет под дудку Америки ("The Independent", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.