Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Холодная война', конечно, закончилась, но призывы 'побить этих русских' все равно раздаются

Мы уж точно не переживем, если наш Рокки проиграет этому андроиду Драго

'Холодная война', конечно, закончилась, но призывы 'побить этих русских' все равно раздаются picture
'Холодная война', конечно, закончилась, но призывы 'побить этих русских' все равно раздаются picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своих рекламных материалах Ассоциация тенниса США (АТ США) отзывается о предстоящем на этой неделе финале Кубка Дэвиса с крайней осторожностью, словно это неразорвавшийся снаряд, оставшийся со времен давно закончившегося конфликта. Пусть 'холодная война' и ушла в прошлое, престиж Америки сегодня снова в опасности...

November 25, 2007 Sunday; Pg. B16

В своих рекламных материалах Ассоциация тенниса США (АТ США) отзывается о предстоящем на этой неделе финале Кубка Дэвиса с крайней осторожностью, словно это неразорвавшийся снаряд, оставшийся со времен давно закончившегося конфликта. Пусть 'холодная война' и ушла в прошлое, престиж Америки сегодня снова в опасности.

'Это самый важный поединок между Соединенными Штатами и Россией со времен матча Рокки против Драго', предупреждает АТ США, включив сюжет ура-патриотической мелодрамы 1985 г. 'Рокки-4' ("Rocky IV") в список 'пяти самых известных спортивных баталий, где сходились Россия и Америка'. О четырех других догадаться нетрудно: наверняка речь идет о 'Чуде на льду' - победе американской хоккейной сборной на зимней Олимпиаде 1980 г., спорном финальном матче по баскетболу на Олимпиаде 1972 г., который Советы выиграли за секунду до третьего, 'последнего' гудка финальной сирены, победе Бобби Фишера над Борисом Спасским на чемпионате мира по шахматам 1972 г., и игре Пита Сампраса (Pete Sampras), благодаря которой американская команда завоевала Кубок Дэвиса в Москве в 1995 г.

Конечно, к 1995 г. Советский Союз - который Рональд Рейган некогда провозгласил 'империей зла' - давно уже канул в Лету, что явно снизило накал страстей в 'спортивных войнах' за престиж. Сегодня в американских профессиональных командах по баскетболу и хоккею полно игроков из России и других стран бывшего СССР, да и сама идея о том, что 'медведя' необходимо побеждать не только в ядерной гонке, но и на спортивных полях сражений, казалось бы, утратила актуальность.

И тем не менее, сегодня, накануне теннисного 'саммита' в Портленде, что пройдет в пятницу, субботу и воскресенье, некоторые события и заявления наверняка покажутся любителям детективов о 'красных' шпионах, да и всем немолодым людям, смутно знакомыми.

'Холодная война', несомненно, завершилась, начал было объяснять участник американской команды на Кубке Дэвиса Джеймс Блейк (James Blake) в телефонном интервью на прошлой неделе - как вдруг связь прервалась... Предположение о том, что во время предыдущего раунда Кубка немецкую теннисную звезду Томми Хааса (Tommy Haas) действительно отравили русские (такое обвинение появилось месяц назад в немецкой прессе, но в прошлые выходные, когда стали известны результаты лабораторных анализов, оно было официально опровергнуто) 'выглядит глуповатым', заметил Блейк, когда телефон (чьи это были шутки - КГБ? ЦРУ?) вновь заработал.

'Я действительно уверен, что Томми просто заболел', - прокомментировал Блейк случившееся с Хаасом, который сначала, словно в летаргическом сне, проиграл все сеты первого поединка, а затем вообще не смог выйти на второй матч в Москве. - Может быть, это было пищевое отравление. Может быть, психологическое напряжение. Возможно, нервы - я не знаю'.

В Портленде, уверенно заметил Блейк, американская команда не станет нанимать 'пробователя. Ну, может, просто будем повнимательнее следить за кухней'.

Впрочем, подозрительным натурам и ксенофобам всегда найдется за что уцепиться. Как вам, например, известие о том, что близнецы Майк и Боб Брайаны - не только лучшая теннисная пара в мире, но и одна из главных надежд на успех в матче против русских - на прошлой неделе неожиданно выбыли из борьбы в финале турнира серии Masters' Cup в Шанхае? (У Майка, по его словам, травмирован локоть). Или как насчет начатого прошлым летом (и до сих пор не завершенного) расследования странных ставок на тотализаторе, где фигурирует имя игрока российской команды на Кубке Дэвиса Николая Давыденко, и истории о том, как в прошлом месяце его оштрафовали за 'недостаток самоотдачи' (позднее правда, штраф был снят)?

И, если абстрагироваться от мира спорта, как насчет 'все более неустойчивых американо-российских отношений', по выражению авторов передовицы, опубликованной на этой неделе в San Diego Union-Tribune? Газета назвала 'демонстративным актом' по отношению к США недавнее решение российского президента Владимира Путина посмертно присвоить высшую государственную награду советскому шпиону времен 'холодной войны', американцу Жоржу Ковалю (George Koval).

Гротескные заявления насчет Хааса прозвучали через год после того, как партнеры бывшего агента КГБ Александра Литвиненко обвинили российские власти и лично президента Путина в организации его убийства - Литвиненко был отравлен в Лондоне смертельно опасным плутонием-212 [так в тексте - прим. перев.].

Дуг Хартман (Doug Hartmann) профессор социологии из Мичиганского университета, полагает: связь между подобными событиями и спортивным соперничеством США и России обусловлена тем, что 'в моменты напряженности и динамичных перемен на международной арене спорт привлекает особое внимание. Он превращается в арену, на которой проявляется эта особая напряженность'.

В период после окончания 'холодной войны', по его словам, США несомненно являются 'державой-гегемоном, но Китай и особенно Россия готовятся' заполнить вакуум международного соперничества сразу на нескольких уровнях. 'Именно события на более важных международных аренах порождают такой интерес [к спортивным поединкам], а Россия в последнее время всячески себя выпячивает'.

Спорт всегда служил выражением национальных стремлений и престижа, отмечает Хартман. Поэтому профессионал-теннисист Блейк, говоря о 'дружеских отношениях с многими российскими игроками', и о том, что он 'слишком молод, чтобы быть политически причастным' к эмоциям, царившим во времена 'Чуда на льду', тем не менее упоминает и о 'патриотизме', необходимости отстоять честь страны, и рассчитывает на немалую поддержку трибун.

'Один из парадоксов, связанных со спортом, - полагает Хартман, - и именно в этом заключается его политическая сила ('глубокое влияние' или 'серьезное влияние', как я это называю), состоит в том, что мы относимся к спорту, как к чему-то примитивному и маловажному. Однако он вызывает у нас глубокие эмоции, и потому спорт открыт для манипуляций со стороны политиков и власть предержащих. Спорт рождает чувство солидарности и сопричастности. И на мой взгляд, идиотизм ситуации заключается в том, что мы готовы приписывать чересчур серьезное и политизированное отношение к спорту всем, кроме самих себя. Мы как бы хотим и невинность соблюсти, и капитал приобрести'.

Мы предпочитаем думать, что только 'они', а никак не мы, могут прибегнуть к плутонию-212. Но мы уж точно не переживем, если наш Рокки проиграет этому андроиду Драго.

___________________________________________

Конечно, во всем виноваты русские ("The Times", Великобритания)

Господи, где же эти русские научились владеть ракеткой? ("The International Herald Tribune", США)