Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегия Медиальной Коммуникации Россия - Европа

Стратегия Медиальной Коммуникации Россия - Европа picture
Стратегия Медиальной Коммуникации Россия - Европа picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я хотел бы поздравить всех иносмирян с новогодними и рождественскими праздниками. Отдельно хочу поздравить главного редактора ИноСМИ.Ru Ярослава Огнева - прошедший год принес заслуженное общественное признание проекту, которым он занят уже несколько лет.

Лирическое поздравление

Я хотел бы поздравить всех иносмирян с новогодними и рождественскими праздниками. Отдельно хочу поздравить главного редактора ИноСМИ.Ru Ярослава Огнева - прошедший год принес заслуженное общественное признание проекту, которым он занят уже несколько лет.

По мере возможности я читаю или просматриваю обсуждения интересных статей читателями ИноСМИ.Ru, и в связи с этим хочу поздравить всех коллег-иносмирян, себя не исключая, с тем, что проект вырастает в уникальную фабрику по полезному, порой просто высококачественному публичному обсуждению ключевых событий в мире.

Иногда такое обсуждение выливается в эффективный мозговой штурм. Явление редкое, бесспорно, полезное и важное. Не только для ИноСМИ и не только для России.

Чехословацкие восторги и советский рай

В 1988 году в университетской библиотеке в Братиславе я читал пожелтевшие страницы чехословацких газет 1968 года, и они поражали мое молодое воображение. В каждой статье по любому поводу и без него присутствовала трескучая похвала передовому и успешному советскому опыту, которому строящий социализм народ Чехословакии дерзновенно учится, который мечтает освоить или хотя бы к нему приблизиться. И так взахлеб чехословацкие журналисты хвалили великого старшего брата вплоть до августа 1968 года. СССР представал как обетованная земля, почти рай на земле, где все стерильно правильно и будет правильно всегда. Огромное дерево со сдобными булками, а под ним лежит с открытым ртом 'уже построивший социализм', счастливый своими завоеваниями увалень советский народ и ловит булки на лету зубами.

Цветущее благосостояние советского народа воспевалось в Чехословакии с извращенной страстью, местных авторов восхищали передовые технологии, сознательные рабочие и крестьяне, и что особенно удивляло, отдельной главой праздновались великолепные успехи СССР в сельском хозяйстве. В Советском Союзе больше всего комбайнов на душу населения - восторгалась газета 'Праца'.

Напомню, в самой социалистической Чехословакии урожаи зерна, несмотря на довольно скудные местные почвы, в то время были близки к финским или немецким, то есть превышали советские показатели в несколько раз. И вообще ЧСФР была страной, где в любом магазине присутствовали десятки сортов своих, чехословацких колбас и сыров, которые были не только лучше сегодняшних 'свободных-рыночных', но и заметно дешевле.

Замороженное мясо в магазинах ЧСФР не существовало как категория, все мясо по советской терминологии было 'парное'. Феномен советского 'замороженного мяса' по два кило в руки был недоступен пониманию местных жителей, посетивших советский рай лично и сравнивших реальность с газетными восторгами. Они простодушно недоумевали: зачем же вы мясо морозите? Тем более если его мало - ешьте сразу, свежее.

В Чехословакии многочисленные тогда туристы из СССР сходили с ума от возможности купить на обмененные триста рублей столько, сколько у себя на дома не купишь за тысячу.

Уже тогда, в далеком 1988 году, я ломал себе голову: славословия в адрес СССР накануне вторжения советских танков это слабоумие или издевательство? Или и то и другое вместе, круто замешанное в мозгах тогдашних идеологов КПЧ, сначала массово поддержавших Дубчека и социализм с человеческим лицом, а потом так же массово Дубчека предавших?

Зато потом, в дни 'нежной революции' 1989 года, они же, заметно постаревшие энтузиасты Пражской весны, снова вылезли на свет божий и стали самыми заклятыми демократами и антисоветчиками. И самое забавное, многие из них божились и божатся по сей день, что русских они, оказывается, не любили всегда. Как будто газеты с их славословиями великому СССР кто-то успел сжечь или по-оруэлловски переписать.

Эти воспоминания двадцатилетней давности с каждым днем становятся все актуальнее не только в Словакии и Чехии или, скажем, Венгрии и Польше. Они, как вещий сон, предсказывают скорое будущее, и как это часто случается в истории, будущее выглядит как перевернутое вверх ногами прошлое.

Кто расскажет Европе правду о России?

Договоримся сразу, маленькие правды у всех разные и их не счесть, а вот большой Правды в жизни столько же, сколько Счастья. То есть очень мало. У многих и вовсе нет, так и мучаются без большой Правды.

Но Бог с ней, с Правдой. Правильнее задать другой вопрос: кто в Европе хочет рассказывать о России, желательно - красиво, ярко, интересно? Или просто как-нибудь расскажет - но о России? Пусть не правду, пусть картинку покажет хотя бы, хоть чуть-чуть похожую на правду.

Ответ простой - не расскажет никто и никогда. Почему так безнадежно? Потому что европейские авторы не знают, не умеют, не хотят. И еще - очень боятся сказать что-то не то. Ситуация, в принципе, та же самая, что и во времена советского блока из 'стран народной демократии'. Только тогда нельзя было написать, что каждый рабочий в ФРГ может купить себе машину, если очень захочет. А сейчас нельзя показать лоснящийся от роскоши центр Москвы - зрелище колоритное и объективно более интересное как раз для 'потребительской' Европы, чем для аскетичной Вологодчины. Но вот нельзя показывать, как эти русские потребляют роскошные французские аксессуары по нескромным московским ценам.

Я несколько лет в виде эксперимента пытался расколоть руководителей словацких телеканалов, в том числе коммерческих и 'независимых', на простую вещь. Просил их: друзья, покажите вечерние улицы Москвы. Никакого текста не надо, музыки тоже, посылать в Москву никого не нужно - я дам готовый клип. Отказываются показывать, и отговорки их смешны и нелепы.

Здесь нужно пояснить, что Словакия страна небольшая, все друг друга знают, с каждым из нескольких медийных боссов этой небольшой страны у меня многолетние вполне добрые отношения. Но добрые не настолько, чтобы уговорить две минуты показать залитые мишурным неоновым светом московские улицы. Вот Тайм-сквер в Нью-Йорке - пожалуйста!

Насколько Россия интересна Европе?

Это тоже важный вопрос, ответить на который не трудно. Россия Европе 'в принципе не интересна', Европе 'в принципе неинтересно' почти все, что непосредственно не касается чувствительных мест все более унифицирующегося европотребителя - а именно брюха, кармана, лечения и еще детского инстинкта подсматривания в замочную скважину, из которого бульварные СМИ победоносно выдаивают фантастические деньги.

Сегодняшний 'средний европеец' по своему менталитету удивительно близок к тому, что в чеховские времена описывалось словом 'мещанство', к которому почти всегда прибавляли непереводимый на европейские языки эпитет 'пошлое'.

Этому 'среднему европейцу' давно не интересна и сама Европа - что уж тут вздыхать о далекой России. Его информационные потребности просты, если не сказать примитивны, легко управляемы и весьма эффективно контролируются. Потребности уже почти подогнаны под глобалистический стандарт, стремящийся к тому, чтобы все новости в конечном итоге производило одно планетарное Министерство Правды. А произведенные китайцами шмотки все люди дружно покупали в одном глобальном 'Теско'.

Среднему европейцу требуется совсем немного - ему нужно слегка пощекотать нервы трупами на дорогах, скандалами и убийствами (которых в мирной Европе хронически не хватает). Потом конструктивно заинтересовать 'социальной тематикой', а на десерт дать возможность, не отходя от телевизора, от души сказать вслух много раз и всем вокруг, что политики это грязные продажные свиньи, а политика - свинство.

Сказать громко, смело и гордо - в семье, в пивной, на работе, - и так использовать свое святое демократическое право возмущенно поворчать, наблюдая снизу, как самозабвенно чавкают там наверху, у корыт эти 'свиньи-политики'. И еще тихо помечтать на тему: а ведь и я бы так мог, ведь я ничуть не хуже их, грязных и продажных.

В виде особого лакомства среднего европейца можно побаловать педофильными скандалами бельгийского производства вперемежку со старыми американскими фильмами. Вот и все, собственно.

Если читателю покажется вдруг, что примерно так же выглядит 'средний россиянин', я буду с ним спорить и легко одержу верх. Информационное поле среднего россиянина отличается от европейского так же сильно, как хаотичная, полная опасностей и приключений ночная Москва от засыпающего в восемь вечера пряничного Нюрнберга. Эти отличия обязательно станут темой для отдельного сочинения.

В России не просто больше потоков информации разных видов. Все серьезнее - средний россиянин есть объект сложной, целенаправленной и в последние годы все более успешной Стратегии Массовой Коммуникации, далеко выходящей за рамки пошлой продажи всего, что продается. Среднего россиянина целенаправленно ведут куда-то, причем в путинскую эру ведут уже не злобные старички бжезинские, а свои родные мифотворцы. Хорошо ли ведут, в нужном ли направлении - оставим судить историкам. Важно, что ведут, что у России появилась стратегия национального мифотворчества, как есть она у США, Ирана или вождя Венесуэлы Уго Чавеса.

А вот в Европе всего этого нет - никаких стратегий, кроме рекламно-маркетинговых. СМИ нудно обслуживают крепчающий потребительский маразм и никуда не ведут европейцев уже только потому, что это 'недемократично' и даже 'тоталитарно'.

Считается, что европеец уже до мозга костей пропитался демократическими ценностями и обязан верить в грядущее процветание ЕС сам по себе, как бы на автопилоте. Даже когда какие-то смуглые мальцы сжигают в новогоднюю ночь у него на глазах его любимую машину. И пусть никто не смеет его, такого зрелого и пропитанного ценностями, куда-то вести.

А если европеец не верит в грядущее процветание ЕС - между прочим, единственное масштабное и очень неубедительное мифотворческое построение сегодняшней Европы?

'Бывает и такое, в семье не без урода! - ответят вам дежурные европейские политологи. - И пусть дальше не верит, это его святое право. Мы и сами-то верим не очень, то есть очень не верим. . .'

Европа - царство победившего в сфере СМИ либерализма, который в силу своей деструктивной природы все вокруг себя разлагает и ничего не созидает. То есть безверие производит в избытке, но вот во что верить, не предлагает.

Россия - в 'скучной категории'

Вернемся, однако, к 'среднему европейцу' и его эфемерной коммуникации с таинственной Россией. А где вообще Россия в мире такого европейца? Да нигде, вернее, почти нигде.

Россия, как и многое другое, попадает в категорию 'международная политика', категорию из числа последних. Какой-нибудь новый любовник старой жены Саркози, появившись на первых страницах газет, засыпает собой всю 'международную политику', как снежная лавина погребает под своей массой одинокого лыжника.

Это русские читатели заняты вопросами Косова, Балкан, Ирана, курдов, а еще переживают на тему вечного расчленения Бельгии, которого снова, оказывается, не будет. А вот бельгийцам все это откровенно по барабану. И даже обещанное расчленение собственной родины им набило оскомину - все обещают, но никак не расчленят. Ждать бельгийцы устали. Как в бородатом анекдоте.

Василий Иванович гневно Анке:

 Ща вы. . .!

 Ой, да вы все обещаете!

Россия начинает сиять в европейском информационном поле только, когда какого-нибудь олигарха запрут во французский 'обезьянник' вместе с русскими девочками, которые якобы нагло продаются на глазах у целомудренной французской молодежи.

Или когда Абрамович купит очередную яхту и на ней привезет нового игрока 'Челси' миллионов за 50.

Или Путин снимется с обнаженным торсом в ковбойской шляпе.

Иными словами - всегда и везде, где Россия проходит в рубрике 'желтые новости' по русской терминологии или 'бульварные' по европейской, и происходит это краткое и весьма своеобразное знакомство 'среднего европейца' со своим огромным восточным соседом.

Даже новости о нефти и газе не вызывают особого интереса у трудящихся европейских масс, ибо это снова 'международная политика', которая их реальной жизни пока как-то заметно не коснулась.

Даже если в Лондоне отравят агента Литвиненко - это опять политика, то есть скука. Труп, конечно, он всегда труп, вещь в бульварном понимании, бесспорно, наваристая. Но зачем все эти скучные разговоры, ругань, демарши! Надоедает быстро, помнить все нужно, нить событий в голове держать.

Другое дело в солидном таблоиде, где каждый день появляется по свежему, понятному, интересному трупу, каждый день с утра выдается доза скромной человеческой радости. Кого-то задавили, зарезали, застрелили. А вот меня пока нет!

Интересно, если вдруг свежие трупы кончатся, что будут делать 'желтые гиганты' СМИ? Наверное, начнут производить их своими силами - не останавливать же конвейер по производству таблоидно-бульварной жвачки вкуса гнилой клубники.

Опыт советского очковтирательства

Возможно, в России несколько преувеличивают значение 'русских' информационных поводов для европейских СМИ. Даже когда Путин произнесет принципиальную с точки зрения России речь в Мюнхене, европейские СМИ подадут ее как заурядную реплику, одну из многих. То есть русские СМИ трубят, как слоны, но их трубный глас в Европе не слышен, а европейские СМИ скребутся тихо, как мыши.

Почему это так? Наверное, потому, что предоставлять собственное информационное пространство президенту России не входит и никогда не будет входить в планы владельцев доминирующих СМИ в Европе. И это в принципе нормально.

Важно, чтобы Россия научилась адекватно оценивать силу и качество информационных сигналов на русскую тему в европейских СМИ, чтобы не повторялся советский синдром втирания очков самим себе. Когда ежедневная газета 'Правда', выходившая миллионными тиражами, бесконечно цитировала прогрессивную английскую прессу по любимому источнику - газете английских коммунистов 'Морнинг стар'. Причем главными покупателями этой 'английской' газеты были советские студенты и школьники, изучающие английский язык.

И английские коммунисты, и их газета содержались на советские деньги и являли собой сообщество успешных очковтирателей первого звена, генерировавших фальшивые 'информационные поводы', которые подхватывали очковтиратели этажом выше. В результате дорогой Леонид Ильич раз в пять лет позволял генсекам западных компартий поцеловать свою щедрую руку - и международное коммунистическое движение в Европе жило дальше, неспешно и сыто.

Все это Россия уже проходила в советскую эпоху. Крохотная американская 'Дэйли уорлд' - тоже орган компартии - бесстрашно критиковала американский империализм прямо в его зверином логове, и критику эту советские СМИ разносили по волнам эфира чуть ли не на ста языках. Но смысла во всем этом не было.

Сегодняшние мифотворцы России должны качественно, до самой сути понять и прочувствовать настоящий смысл нынешней эпохи - борьба за власть в 'демократическом мире' это борьба за владение СМИ. Этот тезис справедлив уже и для самой России, но с некоторыми существенными поправками. Для Европы же он справедлив на 100 процентов, а через пару лет будет справедлив на все 150.

Конечно, уметь пользоваться СМИ, которыми владеешь, - вопрос огромного значения. Вопрос стратегический и тоже решающий. Искусство, в котором алгебра и гармония сливаются друг с другом в экстазе и получается телемонстр планетарного воздействия со скромным названием 'Первый' и уникальной аудиторией в сотни миллионов. Но чтобы вопрос, 'как пользоваться', возник, нужно сначала иметь СМИ. Для рагу из зайца нужен заяц.

В советскую эпоху громоздкая машина 'контрпропаганды' как раз и была занята попытками приготовить рагу при полном отсутствии зайца. Ибо признать 'Морнинг стар' зайцем, пригодным для рагу, никак нельзя.

Россия не владеет СМИ в Европе

Возможно, Россия еще до этого не дозрела. Если быть скромнее и довольствоваться малым, то слава богу, что Россия вытесняет, и вполне успешно, чужие СМИ из своего информационного поля. Это тоже было совсем непросто и заняло несколько лет. Для лучшего понимания процесса полезно посмотреть на Украину, где чужие, враждебные не только России, но и самой Украине СМИ успешно теснят местные.

Украина сегодня это некий полигон, на котором русская политика может прочувствовать на грустном опыте братского народа, что это значит, когда один из доминирующих украинских телеканалов '1+1' оказывается в руках американцев.

Прочувствовав, Россия может сделать из украинского опыта выводы, в том числе и правильные, прежде всего, относительно самой России и даже Европы. Хотя украинский опыт к Европе применим в ограниченных дозах. Нельзя забывать, что Россия и Украина с точки зрения СМИ суть неразрывные части одного целого, одно информационное поле, одна языковая, культурная и цивилизационная среда. Европа же - это множество разных информационных полей, разных моделей. А значит, модели, работающие на Украине, для Европы могут быть непригодны. Европа не сложнее Украины, Европа - другая.

Наконец, может быть сделан и совсем простой вывод: а зачем России вообще все это информационное пространство Европы? Эти европейцы там кучками поразбросаны, разные все, со своими спецификами и заморочками. Да еще и говорят на разных языках. Чего с ними возиться? Если что, мы им, как Мордюкова-управдом из 'Бриллиантовой руки', пообещаем отключить газ.

Зачем России СМИ в Европе

Затем, что Россия всегда умела фантастически быстро учиться и готова всему хорошему учиться у янки - тем более, что янки уже много лет сами набиваются России в учителя. СМИ в Европе есть стратегическое благо, преимущество, победа - и янки это не просто давно поняли, но превратили свое понимание в успешную стратегию.

Янки имеют в Европе свои информационные крепости, бастионы, группы захвата и даже иностранные легионы. И от всех этих завоеваний янки в Европе получают колоссальные дивиденды не только в политике, но и просто в грубых деньгах.

Вот, пожалуй, самый яркий тому пример:

Central European Media Enterprises is the leading television broadcaster in Central and Eastern Europe. The company was founded by Ronald Lauder in 1994 and along with its local partners, it operates TV NOVA and Galaxie Sport in the Czech Republic, PRO TV, PRO TV International, ACASA, PRO CINEMA and Sport.ro in Romania, TV Markíza in the Slovak Republic, POP TV and Kanal A in Slovenia and Studio 1+1, 1+1 International, Kino and City in Ukraine and Nova TV in Croatia.

Fifteen years ago, Ronald Lauder had a daring vision for the future of Central and Eastern Europe. He imagined a better world where freedom of speech and thought would govern people's lives; where a consumer economy would power economic growth and raise their standard of living; and where the growth of independent commercial television would yield great financial returns. Ronald Lauder's vision has now been realised. The entire region's economy is growing at rates that are significantly faster than the USA or Western Europe and independent commercial television leads the growth of independent media throughout the region.

Today, CME's award-winning stations reach approximately 91 million people across Eastern Europe with estimated combined television advertising spend of approximately US$ 1 billion in 2005. CME's total station EBITDA margins are running at over 30%, some of the best in broadcast television in Europe, with all established stations self financing and delivering positive cash to the holding company. The company's success across these countries is attributable to its business strategy, which is based on working closely with local partners and emphasising the broadcasting independent news and locally-produced programming.

CME is a Bermuda company, with subsidiaries in the Netherlands, London and in each operating country. CME is listed in New York on the NASDAQ exchange and in the Czech Republic on the Prague Stock Exchange under the ticker symbol "CETV".

Источник:

http://www.cetv-net.com/en/about-cme/company-overview.shtml

Пятнадцать лет назад в Центральной и Восточной Европе у янки не было ничего - сегодня медиа-империя со штаб-квартирой в багамском налоговом рае, с оборотом в несколько миллиардов долларов, суммарной аудиторией 90 миллионов человек. А если перевести трескотню авторов сайта компании СМЕ о 'свободе слова и мысли' на язык фактов, то выяснится, что ее телеканалы принимают живое и крайне эффективное участие в политической жизни целого региона постсоветской Европы.

Например, в Словакии американское телевидение 'Маркиза' свергало 'прорусского диктатора' Владимира Мечара, раскручивало проамериканского 'демократа' Микулаша Дзуринду, прямо создавало и строило несколько вспомогательных политических проектов, превратившихся с помощью этого телевидения в парламентские партии одноразового использования. 'Маркиза' героически боролась за вступление Словакии в НАТО, несмотря на массовое неприятие словаками этой идеи. И не просто боролась - победила, после чего вдруг выяснилось, что победоносная евроинтеграция Словакии обеспечила почему-то не европейским, а американским фирмам право первой ночи в словацкой приватизации.

Такая вот выгодная 'свобода слова и мысли' распространяется по всей Европе с помощью СМЕ и медиатехнологии, которой Россия пока еще не овладела. Но ничего, не боги горшки обжигают. Эмиссары СМЕ, кстати, несколько лет крутились вокруг российского канала НТВ, но уехали не солоно хлебавши. И уже не приедут, надеюсь, никогда.

Может ли Россия делать что-либо подобное, прогрессивное, свободолюбивое, такое же выгодное? Со штаб-квартирой где-нибудь около Салехарда, где уже давно пора завести свои налоговые раи для особо морозостойких налоговых праведников? Может! На территории бывшего СССР не только может - уже делает, причем прогресс налицо. В том числе на той же Украине.

Будет ли делать в Европе? Вопрос открытый. Это сложнее, чем качать в Европу нефть и газ. Но у России есть в этой сфере несколько преимуществ перед сегодняшними и будущими конкурентами в Европе. Перечислим их, не углубляясь пока в детали.

Взрыв теле-кино-медиа-технологий в России вывел ее на ведущее место в сфере теле-шоу-бизнеса.

Ничего такого, что неутомимо стругают поставленные на поток цеха русских телепроизводителей, в Европе не производится и близко. Причем, как это типично для России, в спартанских условиях русские умельцы умудряются сваять нечто, в принципе качественно не отличающееся от сериала, снятого где-нибудь в Калифорнии в дорогих студиях с дорогими актерами. Часто русская продукция отличается в лучшую сторону при затратах на производство на порядок ниже, чем на Западе.

Часть Европы, причем совсем не малая, еще не утратила память о культурных контактах с Россией и связанную с этой памятью ностальгию. Многие почему-то до сих пор не забыли ни Штирлица, ни четырех танкистов с собакой, ни тем более Морозко. Десятки тысяч обитателей Европы учились в СССР, сотни тысяч, если не миллионы, посетили эту страну в относительно недавнем прошлом. Это не мелочи, это есть нечто, что расчетливые янки собирали бы по крупицам и берегли. А Россия, щедрая душа, всего этого как будто в упор не видит.

Самое главное же преимущество проистекает все же из нефти и газа, благодаря которым Европа и Россия все сильнее зависят друг от друга. И переплетаются интересами. Россия обречена продавать Европе сырье, Европа обречена покупать сырье у России. В результате этой растущей взаимообреченности русские интересы в Европе делаются все более значительными и будут со временем нуждаться в поддержке, подобной той, которую СМЕ оказывает интересам американским.

У разных народов разные формы лоббирования. Немецкая фирма 'Сименс' десятки лет раздает 'подарки' местным чиновникам в особо откровенной форме и ухитряется вносить их в статьи производственных расходов.

Американцы пока лоббируют эффективнее всех - мощно и комбинированно. У них целая шкала инструментов - от купленных политиков, правительств, иногда даже небольших народов до авианосцев в качестве последнего аргумента. Американский лоббинг легко переходит в военную фазу где-нибудь в Ираке или Афганистане, но в Европе это пока недопустимо. Разве что в Югославии.

России предстоит лоббировать в Европе много и долго. Это значит, что у России в Европе появятся и свои СМИ, и своя стратегия коммуникации. Россию, возможно, ждут в этой сфере свершения и победы, потому что недалек тот день, когда стратеги русской политики поймут: европейская модель демократии на самом деле позволяет намного большую свободу мыслей, чувств, образов и просто слов, чем русская или американская. Европа в реальности даже чрезмерно либеральна в сфере СМИ, Европа может всерьез заявлять в качестве общеевропейской платформы слоган 'Телевидение без границ'.

Поняв все это по-настоящему, стратеги русской политики обязательно захотят этим гостеприимным европейским либерализмом попользоваться - по примеру учителей из-за океана.

Стратегия на практике

Начнем с телевидения в Европе, то есть с того, что сегодня России недоступно. А именно с модели СМЕ, реализованной американцами в Центральной и Восточной Европе. Такое начинание могли и могут осуществить в Европе только американцы в силу объективных причин. Любое телевидение с точки зрения бизнеса есть магазин для продажи рекламы, последнее звено в производственном цикле. Первым звеном является глобальный производитель каких-нибудь моющих средств, например 'Проктер анд Гэмбл', он же главный рекламодатель. Вторым звеном будут рекламные агентства, опять желательно глобального масштаба, размещающие рекламные бюджеты. Третье звено это, конечно, производители телевизионного контента во всем своем многообразии. И в самом конце собственно ящик - главный алтарь мира потребления, перед которым потребитель и проводит свой досуг.

Американцы, начиная массированное медиастроительство в Европе, имели в своем распоряжении все звенья цепи сразу, полный набор всех перечисленных ресурсов, причем в готовом виде. Включая поддержку застенчиво мечтающих вступить в ЕС и НАТО молодых политиков юных демократий. Поэтому у американцев не могло не получиться. И, наоборот, не могло получиться ни у кого, кроме них. Но все течет, все меняется.

С приходом эры цифрового телевидения Россия может создавать новые цифровые каналы, в том числе и в Европе. Это не будут пока каналы 'массового поражения', как у СМЕ в Румынии или на Украине, но это могут быть электронные СМИ для конкретной, точно выбранной аудитории, которую можно найти с помощью цифровых технологий несравнимо дешевле, чем через 'массовый' формат.

Россия может вступать и на рынок печатных изданий Европы, пока этот рынок еще жив и развивается.

Россия, без сомнения, быстрее всего будет развивать интернет-СМИ во всех формах, включая онлайн-вещание. Это самая доступная, самая динамичная и перспективная форма медиальной коммуникации.

Стратегически главным является вопрос: к кому из потенциальной европейской аудитории - огромной, многоязычной, многоконфессиональной и кое-где порой уже действительно мультикультурной - обратит Россия свои неизбежные усилия завоевать место под европейским медиа-солнышком?

Целевые группы для русских СМИ в Европе

Естественной первой и самой близкой группой должна стать Русская Европа - эту тему я подробно разбирал в статье с одноименным названием.

Еще одна группа - аудитория бывших стран Варшавского договора, для которой советская эпоха не чужая. И хотя оценивают эту эпоху люди по-разному, как, впрочем, и в самой России, но в последние годы хор Александрова собирает в Словакии и Чехии целые стадионы восторженных зрителей, чему я лично был свидетелем. Несмотря на 1968 год и уже почти двадцать лет бесконечной антирусской пропаганды, словаки и чехи платят немалые деньги за право насладиться хоровым пением артистов в форме офицеров российской армии, а песня 'Вставай, страна огромная!' у многих вышибает слезу.

Не забыть бы России этих людей, пока они есть, не потерять связи с их детьми и внуками. СССР это часть их жизни, большая, иногда главная часть. Это их юность и молодость. Это весьма значительная аудитория людей, не утративших интерес к России, и интерес этот в основном не удовлетворен.

И все же самая важная с моей точки зрения аудитория Европы, коммуникация с которой входит в сферу жизненно важных национальных интересов России, это так называемые лидеры мнения. Политики, предприниматели, журналисты, 'работники сферы общественных наук' и еще те, кого называют словом интеллигенция - над попытками перевести это слово с русского языка переводчики ломают зубы уже много лет.

Для лидеров мнения в самой России существуют целые отрасли СМИ, довольно качественно обслуживающие их потребности. СМИ для умных - в России их множество.

Если до Европы донести хотя бы брызги от информационных фонтанов масштаба РБК или 'Коммерсанта', или 'Эксперта', или канала 'Культура', или лучших образцов телепублицистики, то эти брызги начнут превращаться в ручейки и даже потоки. На это в Европе есть и будет спрос. Как его удовлетворить - тема для конкретных размышлений творцов СМИ и мифотворцев. И те и другие в России есть.

Изжить опыт либеральных совков

Многие читатели соглашаются со мной в том, что в последней фазе 'холодной войны' супостаты России сумели подобрать ключи к мозгам советского человека и успешно этими мозгами манипулировать, но делали это не сами, а руками тех, кого я называю либеральными совками. Приведу цитату из книги 'Мы. . .их!' на эту тему.

'Интересно в этом феномене нечто, что сегодня кажется почти невероятным и что никогда больше не повторится. Кухонный либерализм брежневской эпохи распространялся вне СМИ, как бы воздушно-капельным путем. Он был некое устойчивое, злобное и кривое мнение о том, что мы слабые, убогие, неполноценные, а вот они, за бугром, настоящие. Вершиной развития совкового либерализма стало само синтетическое понятие 'совок', отчасти живое еще по сей день: все мы совки, и живем в совке, и все вокруг нас совковое. . .'

'Почему кухонно-сарафанное радио оказалось сильнее всех советских СМИ? Потому что в советских СМИ были сосредоточены основные массы наших предателей. Они сознательно и с наслаждением осмеивали наши героические мифы, они виртуозно втирали очки высокопоставленным партократам: мол, все у нас в порядке, товарищи, наш коммунистический миф цветет и пахнет, как тело Ильича в Мавзолее. Мы содержим его в образцовом порядке, чистим, смазываем, подкрашиваем. Наши предатели сочиняли издевательские слоганы типа 'советское - значит отличное' или 'с чувством глубокого удовлетворения' и год за годом, как свиньи в хлеву, топтали сформировавшиеся в сталинскую эпоху табу. Они не знали наверняка, - ибо Фрейд был еще запрещен, - но чувствовали: без табу нет ни тотема, ни правды, ни Бога. Растопчем табу - все остальное развалится само.

Перестройку подготовили и осуществили наши писаки и говорилки. Перестройка была первым виртуальным продуктом революционного характера в истории России. Но отнюдь не последним.'

Я не знаю, насколько дано людям извлекать уроки из собственной истории, но убежден, что пробовать это делать нужно. На эту тему еще одна цитата из той же книги:

'Медиальный джин выпущен из бутылки заокеанскими учителями на наши бескрайние просторы, и это навсегда. Этот джин у нас приживется, научится пить водку и закусывать соленым огурцом. А теперь такой скромный вопрос. Кто будет в этом мире строить новые сильные системы политических мифов, кто будет придумывать все более эффективные способы телевизирования и виртуализации реальности? Будут это снова янки с их убогой фантазией, тусклыми шаблонами и страной, населенной телезрителями настолько тупыми, что смех им обязательно нужно включать, иначе они не будут знать, когда смеяться? Или, может быть, это будем мы, цивилизация великих мифов и гениальных мифотворцев?..

. . .Пройдет всего несколько лет, и первенство в создании новых политических мифов глобального масштаба начнет переходить в наши руки. Убожество американских моделей делает их все менее эффективными. После 'империи зла', которую пришлось стыдливо прикрыть, янки сподобились на 'ось зла', которая никак не приживется, и упражняются сейчас на тему новой дефиниции дьявола в виде международного терроризма. Цель их упражнений - выдумать такую идейную конструкцию, которая позволила бы назвать любого плохого парня террористом - кого угодно, когда угодно, и, назвав, уничтожить без суда. Цель безнадежно недосягаемая, ибо тупо сформулирована. Волк ягненку перед съедением втолковывал правовую базу своих действий намного остроумнее: 'Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать'. Янки, кажется, вообще перестали развивать то, что принесло им победу, и, уверовав в свою силу, готовятся править огнем и мечом. И дай им Бог - им давно пора становиться мужчинами. Пусть повоюют с арабами, мы, и не только мы, внимательно посмотрим, как у них получится. . .' (Написано в декабре 2002 года).

Заканчиваю эти заметки цитатами из любимого 'Левши' Лескова, имеющими к Стратегии Медиальной Коммуникации самое прямое отношение.

Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

И с этой верностью левша перекрестился и помер.

Мартын-Сокольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал: Знай, - говорит, - свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.

Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены. . .

_____________________________

Сергей Хелемендик: Как создать новую русскую политическую мифологию ("Preco?", Словакия)

Сергей Хелемендик: Россия остается ферзем на мировой шахматной доске ("Preco?", Словакия)

Сергей Хелемендик: Зачем Вашингтону нужен преемник Путина? ("Preco?", Словакия)

Сергей Хелемендик: Кто будет защищать Европу ("Preco?", Словакия)

Сергей Хелемендик: "России без империи никак" ("Preco?", Словакия)