Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Автомобиль как урок российско-европейской торговли

Успех 'Шкоды' отражает региональную тенденцию - экономика и потребительские расходы в Восточной Европе и России бурно растут

Автомобиль как урок российско-европейской торговли picture
Автомобиль как урок российско-европейской торговли picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Производящиеся в Чехии автомобили 'Шкода', долго бывшие предметом шуток во всей Восточной Европе, стали популярны в Москве - по словам экономистов, это знак того, что торговля между Восточной Европой и ее гигантским соседом начинает, наконец, налаживаться...

Берлин - Производящиеся в Чехии автомобили 'Шкода', долго бывшие предметом шуток во всей Восточной Европе, стали популярны в Москве - по словам экономистов, это знак того, что торговля между Восточной Европой и ее гигантским соседом начинает, наконец, налаживаться.

До краха коммунизма и даже десять лет спустя, когда в России был экономический кризис, присутствие чешского автоконцерна 'Шкода', купленного и модернизированного немецким 'Фольксвагеном' в 1990-е годы, было ничтожным.

До 2005 г. в Россию было завезено всего 7 500 новых 'Шкод'. Но за первые 11 месяцев прошлого года уровень продаж вырос до 28 000 автомобилей.

Успех 'Шкоды' отражает региональную тенденцию - экономика и потребительские расходы в Восточной Европе и России бурно растут.

При коммунизме экономики стран региона были тесно взаимосвязаны в рамках торгового пакта СЭВ, но эти связи были разорваны после падения 'железного занавеса' в 1989 г. Теперь ситуация изменилась на благо восточноевропейских компаний, которые продают не только недорогие машины, но и бытовую технику, пищевые и сельскохозяйственные продукты и оборудование.

По данным Натальи Волчковой, экономиста независимого московского Центра экономических и финансовых исследований, общий объем экспорта из Восточной Европы в Россию вырос с 2,3 млрд. долларов в 2000 г. до 10 млрд. в прошлом году.

Торговля в регионе стала настолько важна, что, когда Россия полтора года назад ввела эмбарго на ввоз польских мясных продуктов, утверждая, что они не соответствуют строгим стандартам Европейского Союза, польские производители мяса по-настоящему обеспокоились. По данным министерства торговли Польши, на Россию приходилась треть польского экспорта мяса или 350 млн. евро (505 млн. долларов) в год.

Эмбарго было снято в декабре, что дало новому правоцентристскому правительству Польши надежду на то, что оно сможет улучшить торговые и политические связи, деформированные при прежнем консервативно-националистическом правительстве.

В свою очередь, российский экспорт в Восточную Европу, составлявший в 2000 г. 14,5 млрд. долларов, вырос в 2006 г. до 24,1 миллиардов.

Но у России Восточная Европа покупает, главным образом, газ и нефть для удовлетворения своих растущих потребностей в энергоносителях. Этот дисбаланс подчеркивает как неспешность России в диверсификации своего экспорта, так и масштаб энергетической зависимости Восточной Европы от России.

Польша и прибалтийские государства пытаются снизить эту зависимость из соображений политики и национальной безопасности. Их усилия интенсифицировались после того, как в результате ценовых споров Россия ненадолго приостановила поставки газа Украине в конце 2005 г. и Беларуси следующей зимой. Но, по данным польского министерства экономики, они не возымели особого успеха, главным образом, из-за отсутствия практических альтернатив.

Однако, рост экспорта выгоден обеим сторонам. 'Сегодня существует своего рода противоречие в отношениях между Восточной Европой и Россией, - говорит Василий Астров, эксперт по экономике региона из Венского института международных экономических исследований. - В то время как политические отношения находятся на низком уровне, торговые явно улучшаются'.

Общий экономический рост выгоден таким российским энергетическим компаниям, как "Газпром" и 'Лукойл'. Недавно разбогатевшие восточноевропейцы покупают новые машины и электротовары для своих домов, толкая на новый уровень потребление энергии в то время, как цены на энергоносители достигают рекордной высоты.

'На этот раз складывается такое впечатление, что победители есть с обеих сторон, - говорит Астров. - Повышение потребительских расходов в Восточной Европе и России выгодно обеим сторонам'.

В среднем экономики новых стран-членов Евросоюза выросли на 4,9 процента в 2005 г. и 6,5 процента в 2006 г. По данным венского института, в 2007 г. рост замедлится примерно до 6 процентов, а в 2008 г. - возможно, до 5,5 процентов, отчасти в связи с острым дефицитом рабочей силы. Вместе с тем, ожидается сохранение высокого уровня потребительских расходов.

В 2006 г. российская экономика выросла на 6,7 процента, а в 2007 г. - на 7,5 процента. По оценкам Астрова, в 2008 г. она вырастет на 6,1 процента, а потребительский спрос сохранится.

Увеличение товарооборота не связано с тем, что в 2004 г. страны Восточной Европы стали членами Европейского Союза. После вступления некоторых из них в блок, состоящий ныне из 27 государств, тарифный режим в торговле между Россией и регионом в отношении некоторых товаров даже ужесточился. Казалось бы, уровень товарооборота должен был упасть. Но этого не произошло.

'Само по себе расширение не облегчило России доступ на рынки новых стран-членов ЕС, - говорит Марыля Малишевска (Maryla Maliszewska), экономист из варшавского Центра социальных и экономических исследований. - Оживление торговли после 2004 г. объясняется ростом цен на нефть и газ в случае экспорта из России в Восточную Европу и повышением темпов экономического роста в России в случае импорта из Восточной Европы'.

Более того, по мнению аналитиков, уровень товарооборота в регионе может вновь резко вырасти после того, как Россия вступит во Всемирную торговую организацию. Это могло бы стать стимулом для российских компаний делать инвестиции и повышать свою конкурентоспособность. Аналитики прогнозируют, что еще более мощным стимулом для торговли станет соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом, которое Брюссель и Москва надеются заключить в 2008 г.

Между тем, Европа и такие организации, как Европейский банк реконструкции и развития, призывают восточноевропейские страны уделять больше внимания энергосбережению и энергетической независимости.

По данным банка, страны бывшего Варшавского договора мало продвинулись в модернизации инфраструктуры с целью повышения эффективности. Исключением является ряд новых заводов, построенных в последние годы - главным образом, западноевропейскими и американскими компаниями.

И именно поэтому 'Шкода' сумела избавиться от имиджа ненадежной машины.

'Качество товаров заметно повысилось, - говорит Астров. - Российские потребители знают, что покупают качественные товары. Они, например, знают, что 'Шкоду' на самом деле делает 'Фольксваген'.

__________________________________

Стратегическая зависимость Европы от российских энергоресурсов ("The Heritage Foundation", США)