Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

В течение следующих нескольких недель мы станем свидетелями того или иного разрешения последних территориальных споров на Балканах, где войны 90-х годов завершились вторжением НАТО в Боснию (1995 г.) и Косово (1999 г.).

Несмотря на установление мира, некоторые важнейшие проблемы остались нерешенными. Босния была разделена между мусульманско-хорватской федерацией и Сербской Республикой, центральное правительство обладало незначительными полномочиями, а для сохранения страны требовалось значительное военное (а затем и гражданское) присутствие. Косово стало протекторатом ООН с неясным 'окончательным статусом'.

Данные нерешенные проблемы сегодня возвращаются: поддерживаемые сербским правительством, сербские лидеры Боснии намереваются добиваться выхода Боснии из состава федерации, как раз в то время, когда ее мусульманские лидеры пытаются усилить власть центральной власти. А албанское население Косово требует независимости, в то время как Сербия пытается оттянуть принятие решения, блокируя процесс в Совете Безопасности.

Существует риск возобновления насилия, хотя и не в масштабах 90-ых годов. Если текущие переговоры по Косово не принесут результатов, албанские экстремисты попытаются выдворить из Косово более 100 000 проживающих там сербов. Подобным же образом, любые действия Сербской Республики Боснии по выходу из состава федерации могут привести к дестабилизации ситуации в Боснии.

Сербия, сменившая насильственный национализм на ненасильственный после свержения 8 лет назад Слободана Милошевича, сделала все возможное для того, чтобы оттянуть решение данных проблем, пользуясь сильной поддержкой России Владимира Путина. Сербия желает получить как можно больше независимости от Сербской Республики, укрепив в то же время свою власть над Косово. Цель Сербии все та же: сербы управляемые только сербами на своей собственной территории.

Соединенные Штаты и Европейский Союз придерживаются другой концепции: демократический переход и интеграция всех стан Балканского полуострова в НАТО и, в итоге, в ЕС. Но они не спешат поставить Сербии какие-либо условия, опасаясь, что это может привести к власти еще более радикальных националистов. США дали согласие на вступление Сербии в программу НАТО 'Партнерство во имя мира', несмотря на отказ Сербии выдать генерала Ратко Младича, военного лидера боснийских сербов в 90-ых годов, Гаагскому Трибуналу для суда по обвинению в совершении военных преступлений. ЕС завершил переговоры и приступил к исполнению Договора по стабилизации и сотрудничеству с Сербией (но еще не подписал его), несмотря на ее неподатливость в переговорах по Косово и вмешательство в ситуацию в Боснии.

Однако политика умиротворения провалилась. США и ЕС должны использовать имеющиеся у них козыри с целью победы своей концепции, которая способна принести длительный мир данному региону, постоянно сталкивающему между собой великие державы.

Для этого потребуется, прежде всего, сделать серьезное предупреждение Сербии о том, что она не может больше мешать Боснии и Косово вступать в ЕС. Если сегодня демократическая Сербия предпочитает членству в ЕС и НАТО радикальный национализм и союз с Россией, пусть будет так. Никакие важнейшие интересы США этим не затрагиваются, а Сербия вскоре осознает свою ошибку. ЕС должен радоваться, что ему не придется принимать в свои ряды такую Сербию.

В то же время, США и ЕС, действуя сообща, должны всерьез заняться Боснией и Косово. Любые дальнейшие действия по подрыву базового компромисса в Боснии, достигнутого в Дейтонском соглашении 1995 года, должны встретить решительное сопротивление 'высшего представителя' ООН по Боснии, которому недавно удалось добиться подписания соглашения, призванного укрепить хрупкую правительственную систему страны. Сербские и мусульманские лидеры Боснии играют с огнем, ведь им известно, что 'пожарники' наготове. Пора им отложить в сторону свои 'спички'.

В Косово, теперь, когда последний 'окопный' раунд переговоров завершился представлением отчета Генеральному Секретарю ООН, США и ЕС следует признать независимость Косово, при условии, что жители Косово согласятся принять план, предложенный финским посредником Марти Ахтисаари.

План Ахтисаари предоставляет полную защиту сербам и предусматривает присутствие международного контингента в Косово (который США и ЕС пришлось бы задействовать и без новой резолюции Совета Безопасности) для обеспечения реализации плана. По иронии, сопротивление Сербии плану Ахтисаари подрывает защиту косовских сербов и увеличивает риск ухудшения их положения.

Американские официальные лица любят подчеркивать то, что США неоднократно применяли войска для защиты мусульман от войны и диктатуры. Но доверие к подобным высказываниям будет подорвано, если до сих пор успешные международные интервенции в Боснию и Косово завершатся трагедией.

Удовлетворительный исход близок и в Боснии и в Косово. Для его достижения США и ЕС должны обеспечить отсутствие возможности у Сербии дестабилизировать ситуацию, получение Косово независимости и сохранение единства Боснии.

Дэниэл Сервер - вице-президент Отдела операций по обеспечению мира и стабильности Института мира США.

_____________________________

Copyright: Project Syndicate, 2007.

Перевод с английского - Николай Жданович

__________________________________

Смелый новый мир ("HPR online", США)

Извините, нам это неинтересно ("Newsweek", США)

Нестабильность на Балканах - путь к катастрофе ("The Financial Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.