Китай и Индия - соседи... Кроме того, они еще и самые густонаселенные государства в мире. Однако эти два гиганта за последние пять десятилетий так и не сумели стать партнерами: пограничный кризис и жестокая война в 1962 году отодвинули Нью-Дели далеко от Пекина, который подпал под влияние коммунистического Советского Союза. А знаменитый лозунг 'Китайцы и индийцы - братья' всего лишь стал отголоском китайско-индийской дружбы начала 50-х годов прошлого века, которой так и не было суждено осуществиться. Индия все время выражала недовольство по поводу китайских поставок вооружений в соседний Пакистан. Китай со своей стороны мстил Индии за укрывательство духовного лидера Тибета Далай-Ламы, который выступает за отделение Тибета от Китая. Примечательно, что недавно Далай-Лама был принят в Белом Доме самим Джорджем Бушем, который наградил его высшим орденом США.

Время не смогло разрешить кризис, сложившийся в двусторонних отношениях. Однако приоритеты в международной торговле и экономике сыграли свою роль: залечили раны и способствовали увеличению международной торговли. Правительства многих стран старались забыть политические разногласия - Китай и Индия в том числе. После того, как Индия согласилась признать Тибет частью Китая, а Китай, в свою очередь, - признал северо-восточной провинцией Индии штат Сиким, отношения в некоторой степени улучшились.

Поворотным пунктом в истории развития двусторонних отношений Китая и Индии стал визит премьер-министра Раджива Ганди в Пекин в 1988 году. Затем, в 1991 году, последовал ответный визит премьер-министра КНР Ли Пэна в Нью-Дели. В 1993 году индийский премьер-министр Нарасимха Рау нанес второй визит в Китай. Спустя девять лет, в 2002 году, его китайский коллега Чжу Жунцзи прибыл с визитом в Индию. Потом, в 2003 году, Атал Бихари Ваджпаи совершил ответный визит в Китай. Наконец, в начале 2007 года, Вэнь Цзябао осуществил весьма успешный четырехдневный визит в Индию, во время которого было подписано несколько двусторонних соглашений, что положило начало сближению двух государств. Нынешний визит индийского премьер-министра Манмохана Сингха в Китай впервые подтвердит устремления и надежды двух азиатских гигантов не только установить между собой нормальные двусторонние отношения, но и развивать стратегическое партнерство, начиная с двустороннего сотрудничества и заканчивая региональными и международными проблемами, такими как изменение климата, реформа ООН и Совбеза и, прежде всего, вклад в формирование многополярного мира.

Примечательно, что китайско-индийское сотрудничество развивается с благословения Москвы. Человек, интересующийся внешнеполитическим курсом России, заметит, что она в поспешном порядке, особенно в области военного сотрудничества, укрепляет отношения с двумя азиатскими гигантами. Это дает нам повод говорить о приближении к формированию нового союза, который в рамках ШОС объединит в себе три полюса. Россия считает, что время союзов осталось позади. Однако она в то же время стремится к созданию нравственно-этического союза, который в официальном порядке и оперативно будет работать над привлечением Индии к формированию третьего полюса и выполнению роли основного игрока в организации. Отношения с Москвой считаются общим знаменателем как для Индии, так и для Китая. Россия с приходом к власти Владимира Путина желает установить атмосферу взаимопонимания и сотрудничества с ними, так как считает их 'крупнокалиберными' государствами в плане человеческих ресурсов, экономического и политического потенциала. Они, кроме того, являются основными импортерами российского оружия в мире, что весьма позитивно сказывается на развивающейся быстрыми темпами экономике России. Россия с удовлетворением наблюдает за развитием китайско-индийских отношений. Так, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия довольна сближением двух стран и большим прогрессом в развитии их двусторонних отношений.

Россия, исходя из своего уникального географического положения и исторических отношений как со странами Европы, так и Азии, пытается играть роль посредника между двумя континентами. Россию, как и Индию, раздирают внутренние конфликты. Им нужно пройти долгий путь и приложить большие усилия для того, чтобы развивать двустороннее партнерство, расширить взаимный обмен и избегать опасных политических моментов и кризисов мирового масштаба. Сейчас у них есть шанс снова продемонстрировать на практике международных отношений такие вещи, как доверие, взаимную выгоду, уважение к подписанным документам и соблюдение их. Во время своего визита в Индию в конце 2004 года Владимир Путин заявил, что Россия поддерживает желание Индии занять место постоянного члена Совбеза ООН. А Манмохан Сингх со своей стороны отметил, что Индия поддерживает присоединение России к ВТО, так как оно требует согласия всех членов организации. Во время этого визита было подписано совместное коммюнике о расширении партнерства в экономике, в научно-технической сфере и в оборонном секторе. Обе страны выразили готовность поощрять инвестиции в энергетическую и газовую отрасли. Также было подписано 11 документов по экономическим и научным вопросам: сотрудничество в области информационных технологий, банковское дело, авиация и космос. Потом Владимир Путин принял участие в испытании совместных российско-индийских ракет 'БраМос', разработкой которых с российской стороны занималось ОАО "Военно-промышленная корпорация "НПО машиностроения"", а с индийской - Организация оборонных исследований и разработок Минобороны Индии. Сверхзвуковые ракеты предназначены для борьбы со сложными целями, такими, как одиночные корабли среднего класса. Индия также намерена принять участие в инвестициях в проект 'Сахалин-3' по добыче нефти и газа. Известно, что доля Индии в проекте 'Сахалин-1' составляла 1,7 млрд. долларов США - это самая большая инвестиция этой страны за рубежом.

Россия начала действовать тогда, когда Америка и НАТО, с целью уменьшения ее влияния и обострения внутренних конфликтов, начали оказывать на нее давление. Они также стали призывать республики бывшего Советского Союза вступить в Североатлантический блок. Путин во время своего визита в Индию смог осуществить качественный скачок в стратегии: сумел активизировать двусторонние отношения, восстановить давний союз двух стран и расширить стратегическое партнерство, на благо взаимных интересов и безопасности в азиатском регионе и во всем мире. Обе стороны выразили свою обеспокоенность ситуацией в Ираке, которая угрожает международной стабильности.

Путин выступил с критикой в отношении односторонних действий США в международных вопросах. По его мнению, диктатура, какими бы красивыми словами она не называлась - будь это свобода или демократия - в решении сложных проблем не приносит ожидаемого результата. Этот шаг России в Индии стал завершающим. Ранее были предприняты подобные действия для расширения стратегического сотрудничества с Китаем и для формирования тройственного экономического и военного союза, способного противостоять американским амбициям. Эти государства, имея достаточный экономический и технический потенциал, располагая природными и людскими ресурсами, и обладая достаточным политическим весом, в силах сформировать полюс, который будет уравновешивать Америку, ограничит ее амбиции и покончит с ее гегемонией. Российско-китайские отношения, как китайско-индийские и российско-индийские, по мнению многих аналитиков, могут образовать стратегический союз, что вызывает наибольшие опасения у Вашингтона. Для администрации неоконсерваторов, которая стремится приспособить международную политику под себя, регионы Центральной Азии и Ближнего Востока - одна из самых чувствительных тем. Администрация США, усиливая свою роль в Центральной Азии и странах Каспийского бассейна, пытается не допустить КНР к нефтяным запасам, которые могут сыграть роль для развивающейся быстрыми темпами китайской индустрии. Таким образом, нефтяные запасы останутся в руках американских компаний и не дадут развиваться ирано-китайским отношениям. Огромные нефтяные запасы Ирана являются основным источником современной китайской индустрии. Ранее Генри Киссинджер, бывший госсекретарь США, предостерегал от образования российско-индийско-китайского союза и его последствий, говоря: 'Американская дипломатия, несмотря ни на какие трудности и, не проявляя никакого сострадания, должна пресечь любые попытки формирования такого союза. Такой союз снова закроет перед нами Ближний Восток. А Япония, Индонезия и Пакистан пересмотрят свою политику'.

Чтобы противостоять формированию тройственного союза Вашингтон развязал информационную кампанию, которая призвана стимулировать демократические и экономические реформы. Между тем, Россию и Китай он обвиняет в том, что они довольно неторопливо проводят эти реформы и тратят на вооружение больше, чем необходимо. Также Америка нарочно оказывает поддержку любому, кто препятствует или выступает против распространения российского влияния: все цветные революции в Грузии, Украине и Киргизии произошли при ее поддержке. США вмешиваются во внутренние дела всех стран, которые входят в зону российского влияния. Делается это для того, чтобы изменить баланс сил в свою пользу и сократить степень российского влияния в этих странах. США используют различные ситуации в этих странах в качестве козырных карт, при помощи которых можно будет оказывать давление на Кремль для того, чтобы он закрыл глаза на их действия в арабском регионе или во всем мире.

________________________________

Многополярность и многообразие ("Россия в глобальной политике", Россия)

Трусливые гиганты ("Newsweek", США)

Бархатный развод в Китае ("Asia Times", Гонконг)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.