Я думал промолчать. Вроде как от этого безумия и бежал из Минска в деревню. Чтобы не видеть и не знать все это. Но просто стало невыносимо стыдно. Стыдно за эту травлю, которая напоминает лучшие творения отечественной пропаганды.

Я хочу поддержать талантливых людей. Они не заслужили такого отношения. Хотя бы потому, что они много сделали для культуры этой страны. Сделали в миллион раз больше и талантливее, чем люди их критикующие.

Почему-то и власть, и оппозиция думают, что люди искусства им что-то должны. Одни думают, что им должны петь на концертах 'За Беларусь', вторые - на оппозиционных митингах. Что за безумие? Никто им ничего не должен! Люди искусства им ничего не должны. Это надо осознать раз и навсегда.

Политика - самая грязная и подлая сфера общественной жизни. Особенно в Беларуси, где она находится в состоянии первобытного варварства. Сама идея власти одних людей над другими, борьба за эту власть - ущербна и ненормальна с точки зрения художника. Ведь настоящее творчество - это стремление к абсолютной свободе.

Большие творцы всегда смотрели на политику презрительно, брезгливо и свысока. Они никогда не лезли в нее, не потому, что чего-то боялись, а чтобы не 'запачкаться' в этом дерьме, не опуститься до ее уровня, не превратиться в 'политическое быдло'.

Пушкин не пошел на Сенатскую площадь вместе с Декабристами, Достоевский учил императорских детей, Толстой проповедовал непротивление злу, Чехов не стал народовольцем, Мейерхольд после руководства Императорскими театрами возглавил первый советский театр, Булгаков писал письма Сталину, а Станиславский и Немирович занимались искусством во МХАТе в период страшных репрессий. Примеры можно продолжать сколько угодно: Ни Ахматова, ни Цветаева, ни Пастернак, ни даже уехавший Бродский - не стали политическими крикунами. Можно вспомнить и судьбы белорусских писателей, прежде всего Купалу. Эти люди прекрасно понимали, что происходит в стране. Но достоинство великого художника, сопереживая людям - быть выше политических дрязг!

Эйзенштейн, Шостакович и Булгаков поднялись над Сталиным, так же как Брехт над Гитлером, а Сальвадор Дали над Франко. Вот ориентиры для всех настоящих художников.

Пусть собаки-политики грызутся между собой. Это их работа. Судьба творца в другом: Мне кажется, наконец-то рокеры сумели хоть немного приподняться над глупыми политиками и их мелкими интересами, что в свое время удалось Гребенщикову, Шевчуку, 'Чайфу', 'Аукцыону' в России: И это сразу перевело их на новый уровень силы и влияния в обществе. Разрешение на концерты - это первый шаг к возрождению отечественной рок-музыки в нашей стране.

Все понимают: политизированное искусство равно дурному искусству, потому что оно временно и конъюнктурно. Вацлав Гавел, на которого все время ссылаются в оппозиции, возможно, сильный политик, но очень слабый драматург. Кто читал его пьесы? Кто их ставит? Как, впрочем, и творения другого драматурга-политика - Луначарского. Романы Солженицына - очень правдивы, но никто их не называет гениальными. Я вообще не могу вспомнить ни одного гениального творца-политика, ни одного по-настоящему гениального примера идеологического искусства. Их нет: Это слишком низкий уровень для творчества. Слишком грязный и дешевый.

Еще раз повторю - художник должен быть выше. Его творения - достояние всей нации, и даже больше - всего мира. Ведь в зал приходят люди самых разных политических, религиозных, культурных взглядов, и именно искусство - это то, что может объединить их хотя бы на время концерта или спектакля: Разделение зрителя на 'политически правильного' и 'неправильного' - это возрождение сталинизма. Жаль, что оно происходит именно в оппозиционной среде.

Политическое искусство является порождением не таланта, а идеологии, и неважно какой: либеральной, коммунистической, путинской или лукашенковской. В этом смысле концерты 'За Беларусь' и спектакли 'Свободного театра' являются братьями-близнецами, только одни агитируют 'за', другие - 'против' президента. И у того, и у другого проекта 'отец' один - Александр Григорьевич Лукашенко. Без него не было бы ни этих концертов, ни такого театра: Они все станут не нужны, когда этот политик уйдет со сцены или когда идеология, их породившая, сменится. На мой взгляд, нет ничего страшнее и унизительнее, чем когда искусство порождено не талантом и творческим самовыражением, а политикой. Такое искусство всегда агрессивно, полно ненависти и нетерпимости:

Единственная обязанность художника - это реализовать свой талант в той сфере, которую ему отвел Бог: Музыканты должны играть музыку. Художники - писать картины. Поэты - сочинять поэзию: И их творчество должно быть свободно от политической конъюнктуры. Рокеры выбрали независимость и настоящую свободу! Браво!

Этого чиновника забудут через месяц после его отставки, - таково проклятие всех 'винтиков' государственной машины, а Куллинкович, Вольский, Павлов, Хоменко, Ворошкевич всегда будут гордостью белорусской культуры. Их музыка останется навечно. Но для этого ребятам надо играть, творить, выпускать альбомы и снова доказывать, что и в Беларуси есть свободное и талантливое искусство. В чем я искренне желаю им успеха.

Андрей Курейчик. Драматург, театральный критик, киносценарист, по образованию - юрист. Режиссерскую стажировку проходил во МХАТе им. Чехова под руководством народного артиста СССР Олега Табакова. Один из создателей ток-шоу 'Выбор' на телеканале ОНТ. Основал Международный фестиваль современного театра 'Открытый формат'. Сыграл роли в фильмах 'Дунечка' и 'Партизанская мистерия' (2003). Его пьесы неоднократно становились победителями белорусских и международных конкурсов и фестивалей.

_________________________

Российские мифы вызывают только ненависть и презрение ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.