Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос о том, кто же в иноземных делах должен играть первую скрипку, действительно не праздный и более чем актуальный. Понятно, что главная роль в определении внешнеполитического курса принадлежит главе государства. Но каждодневная рутинная работа на этом направлении - не 'царское дело' - на то 'министры есть'. Но вот здесь и возникает вопрос - какие?

На прошлой неделе в российском общественно-политическом и экспертном сообществах вновь разгорелись споры о российской внешней политике, ее приоритетах, а главное - о государственных институциях, ответственных и уполномоченных вырабатывать и определять линию нашего государства на мировой арене.

Вопрос о том, кто же в иноземных делах должен играть первую скрипку, действительно не праздный и более чем актуальный. Понятно, что главная роль в определении внешнеполитического курса принадлежит главе государства. Но каждодневная рутинная работа на этом направлении - не 'царское дело' - на то 'министры есть'. Но вот здесь и возникает вопрос - какие?

Так вот, в соответствии с российским законодательством, координирующую роль в сфере внешней политики должен осуществлять МИД России. И таким образом, 'хозяин Смоленки', напрямую подчиняющийся Президенту, является ответственным за все вопросы, начиная от 'Кемской волости', заканчивая 'с кем союзы заключать'.

Конечно же, глава МИД не является каким-то узурпатором и в вопросах выработки внешней политики взаимодействует с Федеральным собранием, различными министерствами, ведомствами и иными государственными организациями. К слову сказать, в России вообще сложилась достаточно сложная и многоступенчатая система формирования ведения внешней политики. Но ее сложность - это отнюдь не бюрократизм. Просто 'иноземные дела' - вопрос настолько деликатный, что требует координации и взаимодействия практически всех частей государственного механизма.

Разумеется, внешняя политика государства должна быть предметом широко обсуждения общественности, политологических и экспертных кругов, представителей политических партий. К сожалению, следует констатировать, что эта сфера общественной дискуссии в нашем государстве недостаточно развита.

Но может ли государственный чиновник, даже имея высокий ранг, но к компетенции которого напрямую не относится внешнеполитическая тематика и дипломатия, делать публичные заявления, ставящие под вопрос основы внешнеполитического курса государства? Конечно, подобные прозвучавшие недавно заявления можно 'списать' на особенности предвыборного момента, требующие привнесения в него определенной интриги. И в самом деле, теперь со всей ответственностью можно заявлять, что, несмотря на все голословные обвинения Запада по поводу уровня демократии в нашей стране, она у нас процветает. Ведь даже отдельные государственные чиновники могут декларировать 'свою' личную внешнеполитическую концепцию.

На самом деле, последствия расшатывания внешнеполитической линии государства могут иметь далеко идущие последствия. И дело здесь не в том, что зарубежная пресса запестрела заголовками типа 'Раскол в российском Правительстве'. Иностранные политологи и журналисты, в массе своей слабо разбирающиеся в политических реалиях России, в этом вопросе как всегда ошиблись. Никаких существенных противоречий, а тем более раскола в президентской и правительственной команде нет. А к конкуренции обитателей 'кремлевских башен' мы уж давно привыкли.

Обычно подобные заявления имеют более долгосрочные последствия. Например, падение политического веса министра иностранных дел России в глазах его зарубежных коллег, с которыми ему приходится ежедневно общаться по рабочим вопросам. Более того, фактически посредством подобных спичей происходит дезавуация заявлений Сергея Лаврова и Министерства иностранных дел. И это-то как раз во время сложнейших переговоров, которые ведет российский МИД по вопросу Косово.

Наверное, нашему обществу и политическому истеблишменту только предстоит научиться чувству ответственности за свою страну. Разумеется, невозможно запретить кому-либо высказывать свое личное мнение по важнейшим вопросам современности, да это было бы и неправильно. Но хотя бы государственным чиновникам стоило бы задуматься о том, в какой форме и контексте выражать свою точку зрения, что бы не 'ставить подножку' нашему государству. Ведь при всех существующих в нашей стране противоречиях Россия-то у нас одна.

______________________________________

Кремлевская экономика ("The Financial Times", Великобритания)

Российский министр демонстрирует раскол в правительстве Путина ("The Independent", Великобритания)