Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая - всегда с нами

Вторая мировая - всегда с нами picture
Вторая мировая - всегда с нами picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джонатан Свифт называл войну 'безумной игрой, которую так любит наш мир'. Сейчас, когда она стала еще безумнее из-за угрозы ядерной катастрофы, мир научился удовлетворять этот завороженный интерес человека к войне тем же способом, что с таким успехом использовался в 'Илиаде' и Библии: вновь и вновь 'переигрывая' крупные конфликты на безопасной временной дистанции

Статья опубликована 27 августа 1979 года

Джонатан Свифт называл войну 'безумной игрой, которую так любит наш мир'. Сейчас, когда она стала еще безумнее из-за угрозы ядерной катастрофы, мир научился удовлетворять этот завороженный интерес человека к войне тем же способом, что с таким успехом использовался в 'Илиаде' и Библии: вновь и вновь 'переигрывая' крупные конфликты на безопасной временной дистанции. И сегодня, спустя 40 лет после начала Второй мировой войны и 34 года после ее окончания, - капитуляции Японии - этот величайший конфликт в истории по-прежнему занимает умы и воображение американцев.

Она становится темой все новых серьезных исследований, и неизменно вызывает безграничный интерес у широкой публики. Вторая мировая стала настоящим 'рогом изобилия' для индустрии развлечений, поставляя сюжеты для произведений любых жанров, от туповатой комедии до высокой трагедии, 'ужасов', триллеров и даже фантастики, для нескончаемого потока популярных исторических трудов, романов, фильмов и телепередач. Более того, по словам экспертов, отслеживающих тенденции в этой области, Вторая мировая война, хотя и не породила до сих пор своих 'Унесенных ветром', уже заменяет Войну между Севером и Югом в качестве того конфликта, который наша страна наиболее пристально изучает, анализирует, и - не станем кривить душой - смакует.

Конечно, в США всегда существовал живой интерес к Второй мировой войне, но в последние годы аппетит наших соотечественников ко всему, что с ней связано, приобретает уже попросту гомерические масштабы, а насыщают его так, как будто он вовсе неутолим. К примеру, только одно издательство Bantam Books за последние полтора года выпустило 31 научную и научно-популярную книгу о войне, причем 15 из них были выброшены на рынок одним 'залпом', в марте прошлого года; похоже книгоиздатели поставили перед собой цель - постоянно заваливать полки магазинов новыми названиями и переизданиями ранее вышедших трудов об этом конфликте. Ту же тенденцию на рынке отражает и другой факт: количество подписчиков на серийное издание TIME-LIFE Books о Второй мировой войне в 20 томах перевалило за 780000, и подписка продолжается. А ведь один перечень уже вышедших книг об этом конфликте занимает в Books in Print 12 страниц, отпечатанных мелким шрифтом. В свете сказанного не стоит удивляться, что последний роман Германа Вука (Herman Wouk) 'Война и память' (War and Remembrance) 44 недели продержался в списке бестселлеров, а сюжет самой популярной книги этого года - 'Выбора Софи' (Sophie's Choice) Уильяма Стайрона (William Styron) навеян Холокостом.

Впрочем, книжный мир - лишь одна из сфер, где проявляется обострившийся интерес к войне. Такие романы, как 'Ребята из Бразилии' (The Boys from Brazil), 'Орел приземлился' (The Eagle Has Landed) и 'Солдаты королевы' (Soldier of Orange), уже экранизированы, а сейчас идут съемки фильма по роману Кена Фоллета (Ken Follett) 'Игольное ушко' (Eye of the Needle) - автор между тем работает над новой эпопеей о Второй мировой войне. Хотя фильмов об этом конфликте, естественно, выходит меньше, чем книг, эти кинопроекты - с тех пор как в 1970 г. по экранам страны триумфально прошел 'Паттон' (Patton) с Джорджем Скоттом (George C. Scott) в главной роли - отличаются все большей зрелищностью и амбициозностью. Сетка телевещания буквально забита документальными и художественными фильмами о Второй мировой войне - от недавно показанной шестичасовой биографической ленты о деятельности Эйзенхауэра в годы войны до ежегодно повторяемых 'Командующих' (The Commanders). Документальная книга о разведчиках 'Человек, которого называли бесстрашным' (A Man Called Intrepid) - лишь одна из многих, экранизированных для телевидения. В сентябре прошлого года 80 телестанций по всей стране начали трансляцию 25-серийного фильма 'Дневник солдата: хроника скромного героизма' (G.I. Diary, a journal of obscure heroism). Впрочем, самой яркой из телепередач о Второй мировой войне стал документальный блокбастер 'Холокост' (Holocaust) продолжительностью в 9,5 часов, показанный в 1978 г. Теперь, по словам Директора CBS по спецпроектам Мэй Холмс (Mae Helms), все телеканалы 'пытаются сделать собственный 'Холокост''.

Тот факт, что страну захлестнул такой поток материалов о войне, не может не удивлять. Конечно, отчасти интерес людей к этому периоду в объяснениях не нуждается. В конечном итоге, американцы старше 34 лет были либо очевидцами, либо участниками Второй мировой: она стала частью их собственной биографии. Есть, однако, и иные, более конкретные причины сегодняшнего повышенного внимания к этому конфликту.

Отчасти оно связано с тем, что в последние годы, в связи с рассекречиванием архивных документов, в научный оборот был введен огромный массив новой информации. Британия сняла гриф 'секретно' с материалов по этому периоду в 1972 г., в США аналогичная работа происходило поэтапно, и была закончена к 1975 г. Естественно, ученые и писатели ринулись на поиски новых, неизвестных доселе фактов. Одним из результатов стала изданная в прошлом месяце книга с рекордно длинным названием: 'Операция 'Ультра': первый рассказ о величайшей тайне Второй мировой войны, основанный на официальных документах' (Ultra Goes to War: The First Account of World War II's Greatest Secret Based on Official Documents). В чем состоит 'величайшая тайна'? В том, как союзники использовали - или не использовали - данные, полученные за счет перехвата немецких шифровок.

Кроме того, переход США от конфронтации с России к нынешней политике разрядки побуждает многих ученых к попыткам по-новому взглянуть на историю 'холодной войны', которая, как известно, стала побочным результатом Второй мировой. Многие из причин, обусловивших ее начало, связаны с решениями, принимавшимися еще в ходе борьбы с нацистами. Так, решение союзного командования остановить танки генерала Паттона, рвавшегося на Берлин, привел к изоляции германской столицы и превратил ее в одну из главных 'горячих точек' конфронтации послевоенных лет. Роберт Даллек (Robert Dallek), профессор истории из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отмечает в этой связи: 'Нам надо оглянуться назад. Ситуация, в которой мы оказались сейчас - прямой результат событий тех лет'. Даллек с немалым удивлением рассказывает: его новая книга 'Франклин Рузвельт и американская внешняя политика, 1932-45 гг.' (F.D.R. and American Foreign Policy, 1932-45) вышла в свет три месяца назад Ожидалось, что она заинтересует только специалистов, но к сегодняшнему дню продано не несколько сотен, а целых 10000 экземпляров книги. Автору остается лишь констатировать: 'Популярная, оказывается, тема'.

Популярна она еще и потому, что некоторое время назад нашими соотечественниками овладело довольно специфическое настроение. Речь идет о смутном раздражении и беспокойстве, которое часто приписывается травме, нанесенной стране Вьетнамской войной, тревоге, вызванной разбродом и аморфно-равнодушным морального состояния общества, явным отсутствием в сегодняшней Америке какого-либо объединяющего и вдохновляющего начала. В этой атмосфере у старшего поколения проявляется ностальгия, а у молодежи любопытство по отношению к легендарной эпохе солидарности и единения ради общей цели. Чтобы осознать величие и героизм тех лет, достаточно перечислить имена титанов - тогдашних лидеров и военачальников: Рузвельта, Черчилля, Сталина, де Голля, Маршалла, Эйзенхауэра, Монтгомери, Брэдли, Паттона, Макартура, Нимица. Такие же чувства навевает перечень важнейших лозунгов и вех войны: требование о безоговорочной капитуляции агрессоров, высадка в Нормандии, битва в Арденнах, высадка в Анцио, бои за Гуадалканал, Хиросима, капитуляция Японии. Сегодня очень многие отправляются в 'паломничество' к тем безвозвратно ушедшим временам; среди тех, кто обратил на это внимание - Роберт Кейн (Robert Kane), выпускник Вест-Пойнта, создавший в 1974 г. в Сан-Франциско издательство Presidio Press, специализирующееся по военной литературе. Вот что он думает по этому поводу: 'Первая мировая война никого не интересует. А Вторая мировая была последней войной за Отечество. На нас напали. У нас были все основания, чтобы в нее вступить. Эта была абсолютно справедливая война'.

Таким образом, многие американцы просто черпают вдохновение и энергию, оглядываясь на эпоху, когда, как выразился Эрик Сиварейд (Eric Sevareid), 'было понятно, где хорошие, а где плохие'. А поскольку сейчас большинство ветеранов Второй мировой достигло того рубежа между зрелостью и старостью, когда размышления о прошлом становятся настоятельной необходимостью, момент для такого ретроспективного взгляда настал самый подходящий. Кроме того, их дети уже достаточно повзрослели, чтобы всерьез заинтересоваться эпохой борьбы и самопожертвования, пролитой крови и победной славы, о которой с гордостью рассказывают их 'старики'.

В результате многие миллионы людей пытаются понять, по словам историка Фрэнка Кулинга (Frank Cooling) из Института военной истории при Сухопутных войсках США, что расположен в 'казармах Карлайл' (Пенсильвания), не только 'что я делал на войне', но и 'что папа делал на войне'. Для Кулинга эти вещи не в новинку. Институт, где он работает, тратит столько времени, собирая информацию обо всех организациях историков-любителей, изучающих войну, что у его руководства возникает опасение - не сорвется ли график систематизации материалов времен второй мировой, сохранением которых это учреждение и призвано заниматься.

Трудно перечислить все возможные мотивы, побуждающие американцев окунаться в историю Второй мировой войны. Читатели, которых сам этот конфликт не волнует, могут заинтересоваться, к примеру, чудовищной фигурой Гитлера - в нашу эпоху помешательства на психологии подобная личность, вероятно, вызывала бы любопытство, даже если бы речь шла не о реальном человеке, а о выдуманном персонаже. А бесконечное число людей, интересующихся Холокостом, должно быть влечет к нему вопрос, в котором сплавились воедино ужас и отвращение, любопытство и удивление - как люди могут делать такое с другими людьми? Нелегко, а то и невозможно, определить даже гамму побуждений, движущих обычными потребителями всей этой неисчислимой 'военной продукции'. Ясно, что люди, включающие телевизор, чтобы в десятый раз посмотреть непритязательный комедийный сериал 'Герои Хогана' (Hogan 's Heroes), отличаются от тех, кто сметает с полок книжных магазинов 'Майн Кампф' или 'Взлет и падение Третьего Рейха' (The Rise and Fall of the Third Reich) Уильяма Ширера (William Shirer).

Уже простого стремления отвлечься и развлечься достаточно, чтобы окунуться в гигантский поток самой разнообразной художественной или документальной продукции о Второй мировой войне. Так каждый найдет себе что-нибудь по вкусу: сражения на суше и на море, приключения в воздухе и в подполье, жизнь людей в тылу, тактику, стратегию, дипломатию, идеологию. А с выходом 'Отпрыска фюрера' (The Führer Seed) - нового политического триллера Гаса Вайля (Gus Weill) - даже генетическая тематика заняла свое место в этом ряду. Излюбленной темой, естественно, остаются шпионские истории, но 'путевку в бессмертие' получает и военная техника: так, недавно вышла подробная 'биография' танка 'Шерман', где за 45 долларов вы найдете все, вплоть до технических характеристик. Нет недостатка и в 'военных историях', которые военный аналитик Дрю Миддлтон (Drew Middleton) саркастически обозначает одной фразой: 'Фифи Дюпон как раз стирала своим панталоны, когда в город вошли американские танки'.

Нынешняя волна 'военной' продукции, должно быть, во многом напоминает старшему поколению американцев период 1939-45 гг. Тогда война вошла в американскую культуру - литературу, кино, драматургию, музыку - задолго до того, как страна в нее вступила. К 1945 г., жаловался критик Бернс Мэнтл (Burns Mantle), посетители бродвейских театров уже 'подустали от пьес о войне'; кинозрители должно быть испытывали такое же чувство. Сразу после Пирл-Харбора Голливуд - об этом пишет Ричард Лингман (Richard Lingeman) в своей книге 'Вы что не знаете - война идет?' (Don't You Know There's a War On?) - бросился патентовать названия планируемых фильмов о войне. Сегодня лишь немногие из тогдашних лент - таких как 'Инженерные батальоны в бою' (The Fighting Seabees), 'Флот вступает в действие' (The Fleet's In), 'Остров Уэйк' (Wake Island) - заинтересуют кого-либо, кроме киноведов, но одна картина настолько любима зрителями и сейчас, что ее уже никто не воспринимает как фильм о Второй мировой войне' - я говорю о 'Касабланке' (Casablanca).

Лишь спустя годы после окончания войны начали появляться произведения такого уровня, как 'Лучшие годы нашей жизни' (The Best Years of Our Lives) или 'Нагие и мертвые' (The Naked and the Dead). Пока она шла, такой фильм, как 'Мост через реку Квай' (The Bridge Over the River Kwai), проникнутый ощущением бессмысленности происходящего, никогда не был бы снят, а циничный экзистенциалистский гротескный роман вроде 'Уловки-22' (Catch-22) ни за что бы не напечатали. Отстраненность достигается на расстоянии, и еще больший временной отрезок нужен, чтобы появились самые лучшие произведения о войне - такие, например, как исторические труды покойного Корнелиуса Райана (Cornelius Ryan), неизменно пользовавшиеся широкой популярностью у американской аудитории. Можно сказать, что именно мастерские произведения Райана, - и сами книги, и их экранизации - 'Самый длинный день' (The Longest Day), 'Последняя битва' (The Final Battle) и 'Далекая переправа' (A Bridge Too Far) - создали основу для нынешнего повышенного интереса к Второй мировой, и прочно вошли в нашу 'общенациональную память' о том времени.

Пристальное внимание американцев к Второй мировой войне - не большая и не меньшая загадка, чем вековечная завороженность человечества войнами вообще. Этот феномен и понятен, и противоестественно загадочен - как сама человеческая природа. Казалось бы, любой разумный человек должен стремиться как можно скорее забыть кровавый лик войны. Тем не менее, людей всегда тянуло к войне, они вспоминают ее, возвышают, ищут в ней вечные истины. В конце концов, ничто так не обнажает суть вещей, как война - она выявляет, обостряет и усиливает любые чувства и стремления - как хорошие, так и дурные.

Оскар Уайльд говорил: интерес к войне связан с тем, что в ней находят обаяние порочности. Его гипотеза: 'Когда ее сочтут пошлой, она утратит свою популярность'. Очевидно, пока пошлость войны не пересилила ее порочного обаяния, или присущего ей элемента 'авантюрности', пусть и переживаемого вами опосредованно, на чужом опыте. Но даже если оставить это за скобками, вторая мировая еще долго будет оставаться в Америке популярной темой - хотя бы потому, что миллионы людей по-прежнему считают ее 'звездным часом' истории нашей страны.

______________________________________

Адольф Гитлер: 'У нас не будет места для инородцев, нам не нужны паразиты' ("The Guardian", Великобритания)

'Человек года-1938': Адольф Гитлер ("Time", США)

Немцы проигрывают войну в России ("Time", США)

Как разгромить Россию за пару месяцев ("Time", США)