From The Economist print edition

Выборы в бывших советских республиках редко приносят сюрпризы. Власть побеждает, оппозиция кричит о фальсификациях и устраивает митинги. Прошедшие 19 февраля в Армении президентские выборы полностью соответствовали этому стереотипу. Премьер-министр Серж Саркисян набрал 53% голосов - достаточно, чтобы избежать борьбы во втором туре со своим главным соперником Левоном Тер-Петросяном, набравшим 21%. Г-н Тер-Петросян, бывший президент Армении, еще до окончания подсчета голосов заявил, что г-н Саркисян сфальсифицировал выборы. Независимые наблюдатели также отметили подбрасывание бюллетеней и запугивание избирателей.

Несмотря на многотысячную толпу демонстрантов в центре Еревана, наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заявили, что выборы прошли 'по большей части в соответствии с взятыми страной на себя международными обязательствами', хотя подсчет голосов на 16% участков и был организован 'плохо или очень плохо'. Это заключение практически лишает оппозицию возможности переиграть результаты выборов.

Если г-н Саркисян возглавит государство, перед ним будут стоять непростые задачи. Маленькая, не имеющая выхода к морю Армения с 1994 года находится в блокаде, которую Азербайджан и Турция объявили этой республике, после того как она выиграла войну за Нагорный Карабах - населенную в основном армянами область советского Азербайджана. Часть ее границы охраняется российскими войсками, и, несмотря на экономический рост, подогреваемый строительным бумом и обширной помощью со стороны Америки и армянской диаспоры, большая часть богатств страны находится в руках у олигархов. Кроме того, изрядная доля в экономики Армении принадлежит России.

Как и уходящий с поста президента Роберт Кочарян, г-н Саркисян родом из Нагорного Карабаха. Оба они участвовали в войне. Однако, по словам Тиграна Мкртчяна, специалиста по международным отношениям из Еревана, в отличие от своего предшественника, известного 'ястреба', г-н Саркисян - 'прагматик, опытный управленец и восприимчив к новым идеям'. В бытность свою министром обороны, г-н Саркисян отвечал за участие Армении в программе по сближению бывших советских колоний с НАТО. На этой неделе г-н Саркисян заявил нашему корреспонденту, что он готов заключить мир с Азербайджаном, если это будет 'почетный' мир. Это может означать уступку части территорий за пределами Нагорного Карабаха. По поводу Турции он высказался значительно резче, назвав предварительные условия для установления дипломатических связей, поставленные Турцией, 'неприемлемыми'. Тем не менее, давно зашедшие в тупик неофициальные переговоры между двумя странами с приходом к власти г-на Саркисяна, скорее всего, возобновятся.

Отношения между Арменией, Турцией и Азербайджаном зависят не только от г-на Саркисяна. Но справиться с коррупцией в правительстве он способен. Станет ли он с ней бороться, будет видно по тому, сколько подозреваемых в коррупции министров он уволит. Если он вообще этого не сделает, заявления г-на Тер-Петросяна о 'преступном режиме' начнут звучать более правдоподобно.

_____________________________________________

Поезд Тер-Петросяна уходит ("Зеркало.az", Россия)

Каспий снова в центре внимания ("The Wall Street Journal", США)