То, что многие молодые американцы практически неграмотны в вопросах культуры и граждановедения тайной не является. И, тем не менее, свежие данные всегда поражают. Такие, как те, что приведены в новом отчете 'Опасность не миновала' (Still at Risk) Фредерика Хесса (Frederick Hess) и коллектива исследователей из образовательной некоммерческой организации 'Common Core'. Опросив 1200 школьников старших классов по таким предметам как основы гражданства и права, история и литература, исследователи получили следующие тревожные данные о нехватке базовых знаний у многих молодых людей. Имейте в виду, что при тестировании ответы на вопросы предлагалось выбрать из предложенных вариантов. Итак:

- Половина старшеклассников не смогли ответить на вопрос, что такое эпоха Возрождения;

- Только две трети из них знали, что Билль о правах гарантировал свободу слова и свободу вероисповедания;

- 25 процентов не смогли ответить, кем был Адольф Гитлер. 10 процентов сказали, что он был оружейным промышленником, возможно, они спутали печально известного нациста с Альфредом Нобелем, шведским химиком и изобретателем динамита;

- О том, что Гражданская война имела место в период с 1850 по 1900 годы, знала менее половины опрошенных;

- Более четверти учеников понятия не имели о том, что Уотергейтское дело привело к отставке президента Никсона;

- 30 процентов не знали, что слова 'Мои соотечественники-американцы, не спрашивайте,что может сделать для вас ваша страна. Спросите лучше себя, что вы можете сделать для своей страны' принадлежат Джону Ф. Кеннеди;

- Только 52 процента были в курсе, что Джордж Оруэлл в своем ставшем классикой романе '1984' писал о тоталитарном обществе, которое подавляет личность человека;

- 26 процентов считали, что Христофор Колумб отплыл в Новый Свет после 1750.

Но в этой бочке дегтя есть и ложка меда: ученики, судя по всему, все же, усваивают те знания, которые школа удосуживается им дать, а уж сведения, которые они получают из массовой культуры, точно отпечатываются в их памяти.

Например:

- 97 процентов опрошенных знали, что Мартин Лютер Кинг произнес знаменитую речь 'У меня есть мечта' (I have a dream);

- 87 процентов знали, что Томас Джефферсон является автором проекта Декларации независимости США;

- 82 процента знали, что Прокламацию об освобождении негров-рабов написал Авраам Линкольн;

- 79 процентов знали, что в своей книге 'Убить пересмешника' Харпер Ли рассказывает историю двух подростков и поднимает проблему расового неравенства на Юге США;

- 88 процентов были в курсе того, что атака японской авиации на Пирл-Харбор ускорило вступление США во Вторую мировую войну.

Эти позитивные моменты в современной школе культурного просвещения имени Альфреда Е. Ньюмана - где наши учебные учреждения повторяют вслед за этим мальчишкой 'Буду я волноваться, еще чего!', - не должны примирять нас с вызывающим крайнюю тревогу невежеством молодежи. Зато они позволяют предположить, что вина за это лежит не столько на молодых людях, которые усваивают те знания, которые им дают, сколько на учебных заведениях, которые слишком часто плохо справляются со своими задачами.

* Альфред Е. Ньюман (Alfred E. Neuman) - туповатый мальчик, герой комиксов американского сатирического журнала 'Mad'. (Вернуться к тексту статьи)

______________________________

Тупеющая Америка ("The Washington Post", США)

'Бушизмы': из собрания сочинений Дж. У. Буша ("Slate", США)

Насколько опасна Америка? ("Spiegel", Германия)