Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Этот текст обнаружил и перевел наш читатель fyysik, за что мы ему крайне признательны

__________________________________________________

Что касается полемики вокруг памятника Свободы, здесь я не буду больше обсуждать навязшую тему, годится ли этот объект для установки в центре города и обладает ли он необходимым символическим значением

Сразу после завершения конкурса (на проект памятника Свободы - прим. пер.) я, как и многие мои коллеги, выразил мнение, что (победивший - прим. пер.) проект монумента непрофессионален, эстетически устарел и установка такого милитаристского символа была бы уместна непосредственно после Освободительной войны, но не сейчас, когда радикально изменились как политическая, так и эстетическая парадигмы.

Учитывая, что увеличение до огромных размеров бытовых предметов относится к области поп-искусства и американский скульптор Клас Олденбург (Claes Oldenburg) начал создавать подобные объекты еще в 1960-м, превращая, например, обычный мастерок каменщика в 10-метровую скульптуру, даже предложенное и принятое решение можно было бы трактовать как воплощенную молодым художником шутку в адрес местного национализма и милитаризма.

Но сейчас, когда премьер-министр лично хвалит перед эстонским народом такую эстетическую немочь, создается впечатление, что здесь не просто тупое злоупотребление и упоение своей властью, но скорей им руководит некая "темная сила", желающая и ждущая новых "бронзовых событий". Весна ведь скоро!

Будем честны с собой, и во время апрельских событий прошлого года решения принимались скоропалительно и келейно. И если тогда появилась трещина в отношениях между разными национальностями, то теперь она проляжет внутри одного народа - между эстонской интеллигенцией и властью.

Стыдно слышать заявления из правительства, что интеллигенция опоздала со своими протестами. Ведь с самого момента объявления результатов конкурса ведущие специалисты, художники и просто эстетически образованные люди протестовали против данного варианта, поскольку выбор был сделан политиками и чиновниками, составлявшими большинство в жюри. Это идет вразрез с европейскими обычаями, так решаются вопросы в отделившихся от СССР южных республиках.

Так же поступают и в сегодняшнем Китае, признанном нашей политической и бизнес-элитой, при том, что в Тибете творится настоящий геноцид. Лицемерие во внешней политике, похоже, ныне переносится и в нашу внутреннюю политику. На фоне нынешней политики Китая ошарашивает здешняя эйфория насчет Пекинской Олимпиады и вкладываемые в нее ресурсы.

Фактом является то, что все эти месяцы после завершения конкурса эстонское правительство полностью игнорировало мнения эстонской интеллигенции и относилось к художникам и архитекторам как второсортному барахлу. Так не поступает в демократической Европе ни одно правительство, особенно в маленьких странах, где у национальной культуры особое значение, поскольку правительства приходят и уходят, а творцы и их творения - остаются.

"Историю искусства Эстонии" будут читать и через 50 лет, но вряд ли кто будет углубленно изучать речи нашего нынешнего премьера. История учит, что когда в той или иной стране устанавливают диктатуру, то первые, кто попадает под каток, и кого бросают в тюрьмы - это "профессора", интеллигенция. А выступающих в их защиту студентов избивают и выгоняют из университетов.

Похоже, нынешнее правительство чувствует себя настолько всесильным, что позволяет себе плевать на самые светлые головы своего народа, на творческие союзы, ссылаясь при этом на "мнение народа". Упаси Боже, так ведь делали и Сталин, и Гитлер, и Муссолини - ведь все их свинства творились при "одобрении народа" и "во имя народа".

Спросите у немцев, счастливы ли они происшедшим?! При помощи современных СМИ очень легко манипулировать массами, а пропаганда, сопровождавшая победивший проект монумента, была способна навязать любое решение, например тот самый знаменитый 20-метровый сортирный вантуз Ольденбурга.

И если "мнение народа" так первично при принятии важных, но специфических решений, то почему тогда в первые годы (восстановления) независимости развитие нашей экономики не опиралось как раз на "мнение народа", полностью противоречившее программам правительства и западных топ-консультантов? [. . .]

Некоторые министры из правительства Эстонии в последние месяцы выразили свое противостояние эстонской интеллигенции в явном виде, а из нас, интеллигентов, верные правительству СМИ создают, как при Сталине, образ безмозглых дармоедов, второсортных граждан, противящихся "воле народа".

В последние годы на эстонской земле укореняются тенденции, враждебные думающим людям, и поразительно, что этого не замечает и как бы свободно выбранное народом Госсобрание (парламент - прим. пер.). Но я уверен, что движение в сторону авторитаризма гораздо более серьезно воспринимается в европейских институтах и международной демократической прессой. Ведь на самом деле "Бронзовая Ночь" не дала правительству карт-бланш делать что угодно!

Поэтому я призываю эстонскую интеллигенцию побыстрее снова объединиться и обсудить сегодняшнюю ситуацию, отношения между эстонской властью и интеллектуалами, да и вообще перспективы нашего народа и государства как гаранта нашей национальной культуры. Я чувствую, что сейчас мы живем в эпоху, когда господствовавшее доныне поклонение деньгам и власти привело в тупик по крайней мере нашу политическую и бизнес-элиту. И все может закончиться фиаско.

Понятно, что возможный кризис легче переживут как раз те, кто успешно служил маммоне, а вымрут те, кто служит народу творчеством, идущим из сердца.

___________________________________

Благодарим читателя fyysik за любезно предоставленный перевод текста