Россия прикладывает много усилий к развитию своей военной промышленности, однако инциденты, когда иностранные партнеры разрывают контракты или просто возвращают бракованный товар, следуют один за другим. Низкое качество продукции и несоблюдение Москвой условий контрактов - вот атмосфера, в которой Россия пытается составить конкуренцию американскому военно-промышленному комплексу на бурно растущем рынке развивающихся стран.

По сообщениям СМИ, президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, посетивший Россию с визитом в феврале, договорился о возвращении Москве 15 самолетов МИГ-29, проданных Алжиру в позапрошлом году. Он также смог добиться погашения алжирского долга России по этому контракту (4 700 000 000 долларов). Индия, на которую приходится четверть всего российского военного экспорта, также предъявила претензии по качеству подводных лодок, закупленных ею в 2005 году. Из шести торпед, выпущенных с лодок в ходе учений, ни одна не попала в цель, что привело к временному отказу Индии от приема российской продукции.

Известно много случаев, когда Россия не выполняет условий контракта, нарушая сроки поставок и в одностороннем порядке изменяя суммы сделок. В 2004 году Россия приняла от Индии заказ на ремонт авианосца, определив стоимость работ в 750 миллионов долларов. Сейчас Москва требует дополнительных финансовых вливаний, задерживая при этом ремонт на 2 года. Переговоры по этой проблеме сейчас затруднены.

'Проблема в том, что российская военная отрасль является самой закрытой сферой нашей промышленности, в которой, плюс ко всему, продолжают еще господствовать советские подходы к ведению торговли, которые не рассматривают такие факторы, как, например, инфляция. Если при этом еще учитывать низкую производительность, то получается, что военная индустрия России неконкурентоспособна', - отмечает руководитель крупнейшей российской консалтинговой компании 'Финэкспертиза' Агван Микаелян.

Франция, активно развивающая свое присутствие в Северной Африке, уже договорилась о продаже Алжиру 15 истребителей 'Рафаль'. США договорились с Индией о продаже ей подержанного авианосца 'Кити Хок'. Многие считают, что сближение между двумя странами частично стало причиной охлаждения российско-индийских контактов.

Военная торговля с Китаем, на который до недавнего времени приходилось до 40% российского военного экспорта, также переживает не лучшие времена, и в настоящий момент между Москвой и Пекином масштабных контрактов в сфере поставки вооружений не существует. Подписанный в 2005 году контракт на поставку Китаю 34 транспортных самолетов Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78 был расторгнут, поскольку российская промышленность не смогла удовлетворить полученный заказ.

Российская 'Независимая газета' пишет о том, что военная промышленность страдает от недостатка квалифицированных кадров, устаревшего оборудования и низкой производительности труда. Она же указывает на непонимание Россией условий современного рынка, добавляя: 'От нас требуют не простейшее оружие, которым удовлетворяются страны третьего мира, а высокоточные и высокотехнологичные системы вооружений'.

Хорошим примером является Китай, военно-промышленный комплекс которого, благодаря работе по лицензиям, существенно развился за последние годы и начал представлять угрозу для российских военных. Россия по этой причине отказывается продавать Китаю высокотехнологичные системы вооружений, что вызывает недовольство последнего. 'Независимая газета' пишет о возможном кризисе, который может произойти в сфере военной торговли, отмечая, что, 'если ЕС снимет запрет на экспорт вооружений в Китай, Россия потеряет свой главный рынок сбыта'.

Проблемы не ограничиваются сферой вооружений. Норвежская компания 'Odfjell' в конце прошлого месяца отозвала заказ на строительство 12 танкеров. Причиной стало требование России о дополнительном финансировании, а также задержки со сроками производства. Китай также выразил недовольство в связи с низким качеством работ, выполняемых Россией в проектах по совместному строительству АЭС, при этом руководство 'Росатома' подтвердило наличие множества проблем и критичность самой ситуации.

Правительство Владимира Путина усилило роль государственных корпораций в области судостроения в общем и строительства авианосцев в частности. Той же стратегии оно придерживалось и в атомной сфере. Правительство хотело таким образом возродить находящиеся в упадке сферы, однако результат оказался противоположным.

_____________________________________

Молчание МИГнят ("Liberte", Алжир)

В фокусе оборона: преимущества России в конкурентной борьбе - IV ("United Press International", США)