Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Артемий Троицкий: Секс это прекрасно

Артемий Троицкий , музыкальный критик, писатель, журналист

Артемий Троицкий: Секс это прекрасно picture
Артемий Троицкий: Секс это прекрасно picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я ничего особенного не вижу. То есть естественно, нынешняя власть она привела к тому, что всякие мелкие чиновники на местах стремятся быть святее папы Римского. То есть я не думаю, что это какая-то могучая история с рукой, тянущейся из Кремля, что это организованная попытка ввода цензуры в Интернете

М. СТАРОСТИНА - Здравствуйте. Это программа 'Особое мнение'. Сегодня у нас в гостях Артемий Троицкий. Здравствуйте.

А. ТРОИЦКИЙ - Здравствуйте. Привет.

М. СТАРОСТИНА - Музыкальный критик, искусствовед, тележурналист, журналист и я думаю, просто неравнодушный к происходящим событиям человек. Правильно я думаю?

А. ТРОИЦКИЙ - Да, я у вас тут первый раз в 'Особом мнении'. Наверное, если я себя буду вести хорошо, то меня сюда допустят еще когда-нибудь. Но я ни фига не буду себя вести хорошо.

М. СТАРОСТИНА - Это мы посмотрим. Давайте начнем с интернет-проблем. Музыкант, кстати, стал первым. Материалы первого в России уголовного дела, возбужденного по факту комментария в интернет-блоге передано в суд. Это стал музыкант из Сыктывкара Савва Терентьев. Ему инкриминируют возбуждение ненависти, унижение человеческого достоинства. За то, что он нелицеприятно высказывался о милиции.

А. ТРОИЦКИЙ - Да, он там написал: пусть менты горят огнем на городских площадях за то, что они такие гады.

М. СТАРОСТИНА - Что вы видите за этой историей?

А. ТРОИЦКИЙ - Я ничего особенного не вижу. То есть естественно, нынешняя власть она привела к тому, что всякие мелкие чиновники на местах стремятся быть святее папы Римского. То есть я не думаю, что это какая-то могучая история с рукой, тянущейся из Кремля, что это организованная попытка ввода цензуры в Интернете. Нет, просто Путин с ребятами создали в стране такую атмосферу, что типа надо бояться. И не надо высовываться и ни в коем случае не надо поднимать голос против какого бы то ни было представителя власти. Соответственно в городе Сыктывкаре. . .

М. СТАРОСТИНА - А милиция может обидеться?

А. ТРОИЦКИЙ - Да пусть она обижается сколько угодно. То есть местные ребята решили, что надо, чтобы другим неповадно было, взять вот этого парнишку на мушку. Вот естественно это совершенно неуклюжая попытка и ничего серьезного из этого не выйдет. И с другой стороны я считаю, что для сообщества блогеров это очень хороший шанс дать ответ всем этим держимордам.

М. СТАРОСТИНА - Каким образом?

А. ТРОИЦКИЙ - Я, к сожалению, сам не блогер, но на месте этого сообщества я бы просто предпринял бы такую массовую акцию. Они это легко могут сделать, поскольку у них имеются для этого все возможности и такого рода флеш-мобы сетевые уже бывали и неоднократно. Скажем, сделать так, чтобы все блогеры в один день, а, может быть, даже в один час дружно заявили: мы ненавидим ментов. А заодно цензуру, музыкальных критиков, Диму Билана и так далее. И я думаю, что такого рода акция она бы очень хорошо продемонстрировала не только каким-то этим несчастным чиновникам из города Сыктывкара, но и вообще нашим высоко стоящим властям, что не фиг вообще в это дело лезть. Что Интернет это такая мощная вещь, что не им с ним, с Интернетом, тягаться. Или уж надо Северную Корею тут устраивать и отсекать Интернет, ставить его под полный контроль, но это технически невозможно, это цивилизационно невозможно.

М. СТАРОСТИНА - Мы вообще не должны нести ответственность за то, что мы пишем в Интернете?

А. ТРОИЦКИЙ - Я считаю, что Интернет это вообще как переписка. В частности то, что касается блогов. Имеются в Интернете естественно такие коммерческие ресурсы.

М. СТАРОСТИНА - Она общедоступна.

А. ТРОИЦКИЙ - Ну и что? Это открытые письма, но, тем не менее, личное частное послание. То есть, есть в Интернете ресурсы всякие. . .

М. СТАРОСТИНА - Но его все читают.

А. ТРОИЦКИЙ - Лента.ру, Ньюсру.ком. Какие-то КМ, то есть, есть ресурсы, которые коммерческие, где много рекламы и которые строятся как СМИ. Скорее всего, для такого рода ресурсов должны действовать, по всей видимости, в слегка измененном виде те же законы, которые действуют у нас в общем и целом в сфере СМИ. Но блоги, 'Live Джорнал' всякие 'Май спейс', социальные ресурсы и так далее, они не коммерческие. Они частные. Личные. Каждый имеет полное право писать все, что хочешь. Хочешь написать, что ненавидишь жидов - пиши. Пусть кто-то тебе за это поаплодирует. А кто-то сильно запрезирает. Мы естественно запрезираем. Но ты имеешь на это право. Точно также можно написать, что я ненавижу ментов. И это твое личное дело. Ты вообще не придаешь это никакому организованному тиражированию. Ты не являешься СМИ. Это вообще новая история, это Интернет, этого не было ни при Ленине, ни при Сталине, ни при Брежневе.

М. СТАРОСТИНА - Предпринимаются попытки придать статус СМИ.

А. ТРОИЦКИЙ - Я думаю, что в том, что касается коммерческих информационных сайтов, каковых у нас очень много, я думаю, что это вполне логично. Но что касается блогов, то это просто абсурдно.

М. СТАРОСТИНА - Одна из тем сегодняшнего дня: российские протестанты требуют закрыть телеканал 2х2, они обвиняют его в том, что он занимается скрытой и явной пропагандой гомосексуализма, педофилии, асоциального образа жизни, многочисленных пороков. Стоит отметить, что речь идет, прежде всего, о показе мультфильмов для взрослых типа 'Симпсонов' и так далее. В РПЦ заявили, что закрытие телеканалов едва ли будет эффективным средством в борьбе с безнравственностью на телевидении. Вам чья позиция ближе?

А. ТРОИЦКИЙ - Поскольку я в общем и целом человек не религиозный, то ни позиция протестантов, ни позиция РПЦ мне совершенно не близки. Я против закрытия телеканалов. И в данном случае если все, на чем наши протестанты базируются, это мультфильмы типа 'Симпсоны' или 'Саут Парк', это просто смешно. Это умные, ужасно остроумные мультики. Действительно мультики для взрослых, но не в смысле как пишут для взрослых, там какая-то порнуха, секс и так далее, это просто мультики не для детей. То есть они несколько умнее и там идет речь о вполне взрослой жизни. Там кстати часто встречается ненормативная лексика, которую тоже конечно лучше от детей до поры до времени прятать, я так считаю.

М. СТАРОСТИНА - Здесь важно понять, что мы имеем в виду под детьми. Потому что есть дети 4-5 лет, а есть подростки, которые конечно в 22 часа еще не спят, когда начинается показ этих мультиков. Вот им как?

А. ТРОИЦКИЙ - Я так думаю, что если подростки в возрасте 14-15 лет посмотрят 'Симпсонов', но ничего плохого от этого не будет. У себя в школе или во дворе или своих компаниях и тусовках они изъясняются гораздо более откровенно и обсуждают темы не менее жареные. . .

М. СТАРОСТИНА - Может быть как раз, потому что они смотрят, они так и изъясняются.

А. ТРОИЦКИЙ - Я думаю, Марина, что вы путаете причинно-следственные связи. Нет, естественно это было еще задолго до всяких и 'Симпсонов' и 'Саут Парков'. Есть, конечно, какие-то конкретные порно-мультики. Они тоже бывают. Вот это показывать на каналах, доступных детям, естественно нельзя. Но такие лайф-стайл мультики я считаю, что это вполне нормально, и из этих мультиков дети узнают гораздо больше про реальную жизнь и реальные проблемы. В Америке, по крайней мере, чем из многого другого. И последнее что я хочу сказать и для меня это принципиально важно, детские мультики, которые крутят по этим же каналам, где просто все время идут какие-то войны, где какие-то космические бластеры, автоматы, копья, стрелы и так далее, отрывают головы, мочат во всех доступных местах. На мой взгляд, вот такие мультики в миллион раз вреднее, чем те мультики, где обсуждаются, как вы говорили темы гомосексуализма или чего-то еще такого. Вот эти религиозные наши фундаменталисты православные и протестантские просто не совсем те мишени себе выбирают, я боюсь.

М. СТАРОСТИНА - РПЦ как раз очень много говорит о том, что очень много безнравственного у нас на телевидении, что с этим нужно бороться. Вы с этим согласны?

А. ТРОИЦКИЙ - Я полностью поддерживаю констатацию того факта, что на нашем телевидении огромное количество всего безнравственного. Это касается и того, как у нас освещается политическая жизнь, и экономическая жизнь и огромное количество вранья и лицемерия и все это шито белыми нитками. Потом все это насилие, то есть помимо мультиков имеются все эти стрелялки, где уже льется реальный толстый кетчуп. . .

М. СТАРОСТИНА - Уже из реального мира. Что, это не показывать?

А. ТРОИЦКИЙ - И все такое прочее. Лично я бы это не показывал. Все эти сериалы с мордобоями, расстрелами, отсечением голов и прочих отростков, вот это я бы точно не показывал. То есть я считаю, что это гораздо хуже, чем показывать секс. Потому что секс это как бы любовь физическими средствами. В результате секса все мы появились на свет. Я вообще не считаю, что в сексе есть что-то плохое. Я кстати и к порнографии отношусь абсолютно терпимо и не потому, что когда-то основал журнал 'Плейбой', а потому что это на самом деле я просто считаю, что вот это закоснелое религиозное сознание, что секс это грех, получается, что и любовь это грех, хотя церковники утверждают нечто прямо противоположное. И оттуда из глубины тысячелетий вся эта фигня и пошла по поводу того, что секс это плохо, что это нельзя показывать. Что это нельзя обсуждать и так далее. Секс это прекрасно. Это вообще одна из лучших вещей, которые с человеком в жизни могут произойти. А вот насилие это гадость. Потому что насилие людей калечит морально и физически, ментально и так далее. Отнимает у них жизнь, и жизненно важные органы. Так что, я считаю, что насилие на телевидении надо запретить. По поводу секса - кому что нравится.

М. СТАРОСТИНА - Сейчас как раз витает идея создания общественного совета, который бы наблюдал за нравственностью на телевидении. Вы бы в такой совет вошли, если бы вас позвали?

А. ТРОИЦКИЙ - Если бы я был единственным членом этого совета, я бы в него вошел. Я бы говорил, что хорошо, что плохо.

М. СТАРОСТИНА - А вы боитесь конкуренции?

А. ТРОИЦКИЙ - Я себе могу представить, каких монстров и упырей туда посадят. Опять же этих церковников, каких-нибудь депутатов ГД, давным-давно кастрированных, каких-то импотентных чиновников и так далее. Они там такую борьбу за нравственность развернут, я думаю, что фильм 'Служебный роман' там запретят показывать.

М. СТАРОСТИНА - Сейчас у нас есть люди, которые могут определять с вашей точки зрения, что хорошо, что плохо?

А. ТРОИЦКИЙ - Я вполне могу для себя определить, что хорошо, что плохо.

М. СТАРОСТИНА - Вы говорите, если бы я был там один, вы рядом с собой никого не потерпели бы?

А. ТРОИЦКИЙ - Есть у нас довольно большое количество людей со вкусом. И не совсем глупых. И которые, в общем, более-менее знают жизнь вообще и жизнь современную в частности. Таких людей очень много. Это и артисты, и интеллектуалы, и журналисты, и писатели, и общественные деятели. Я бы с большим удовольствием в такой худсовет посадил бы помимо себя Виктора Пелевина, Ренату Литвинову, или например, Илью Лагутенко. То есть у нас есть отличные ребята, которые я думаю, сделали бы из нашего телевидения нечто такое, что нам завидовал бы весь телевизионный мир.

М. СТАРОСТИНА - Еще из новостей сегодняшнего дня. Комиссия Мосгордумы отклонила идею установки памятника Владимиру Путину. Инициатор, автор этой идеи москвич некто Семен Перфильев. Он предлагает установить скульптуру Путину на Театральной площади вместо памятника Карлу Марксу. Как вы думаете, почему у рядового москвича возникают такие идеи?

А. ТРОИЦКИЙ - Я думаю, что этот парень это просто такой усугубленный радикальный оппозиционер. И естественно, они решили установить памятник Путину. . .

М. СТАРОСТИНА - Ради прикола.

А. ТРОИЦКИЙ - Не ради прикола. Это сугубо практическая цель. То есть теперь всем оппозиционерам, 'Маршам несогласных', 'Другой России' и так далее, было бы где тусоваться. Вот на этом самом месте. То есть сейчас, где им ходить. Они ходят бедные по каким-то бульварам, а там памятник Грибоедову. Причем тут Грибоедов и 'Другая Россия'. То есть этот Грибоедов он из настолько другой России, что рядом с ним этим ребятам делать нечего. А тут появилась бы хорошая мишень - памятник Путину. То есть это стал бы такой фетиш, жупел, около которого большое количество народу очень, очень зажигательно бы проводили бы время. Я думаю, что власти это поняли, что создают популярнейшую точку приложения оппозиционной энергии и естественно памятник этот запретили. Очень жаль. Я был бы рад, если бы его там водрузили.

М. СТАРОСТИНА - Вас спрашивают слушатели: участвовали ли вы в 'Маршах несогласных'?

А. ТРОИЦКИЙ - Нет, я вообще в больших компаниях не хожу. Я сам по себе.

М. СТАРОСТИНА - Понятно. Евгений, бизнесмен из Ярославля: 'Уважаемый Артемий! Как Вы считаете, за какие достижения многочисленные звезды нашего шоу-бизнеса стали слишком часто светиться в Кремле, на вручениях всевозможных наград и премий? За свое уникальное творчество или за успешное выполнение предвыборных и послевыборных планов 'Единой России'?'

А. ТРОИЦКИЙ - Во-первых, привет городу Ярославль. Я сам уроженец этого города. По поводу звезд, дело в том, что они всегда там появлялись. При Брежневе был один набор, при Ельцине чуть другой. Сейчас третий. То есть единственная звезда, которая была и там, и там, и здесь - это Иосиф Кобзон. То есть это такой у нас универсальный чувачок. Наверное, имеется в виду вот этот пресловутый концерт, который я не почтил своим вниманием, в отличие от Путина с Медведевым, и даже и по телику его не смотрел.

М. СТАРОСТИНА - Очень много вопросов по поводу выступления Шевчука на 'Марше несогласных'. Соответственно Макаревича в концерте в поддержку Медведева.

А. ТРОИЦКИЙ - Меня очень удивила какая-то массированно злобная реакция на выступление Макаревича и 'Машины времени' на этом концерте. То есть можно подумать, что Макаревич вообще какой-то певец протеста, что Макаревич какой-то молодой бунтарь. . .

М. СТАРОСТИНА - Его же так воспринимали.

А. ТРОИЦКИЙ - Радикал. Его так воспринимали последний раз в начале 80-х годов.

М. СТАРОСТИНА - Но, тем не менее, воспринимали.

А. ТРОИЦКИЙ - Стоп. Это было четверть века тому назад. Это было очень и очень давно. С тех пор Андрей Вадимович Макаревич стал в высшей степени благополучным человеком, его любят власти, жмет ручку прокурор, он занимается всяким бизнесом. Он вальяжно путешествует по всему миру, он давным-давно не против чего не протестует. Кстати, при этом он вовсе не растратил свой талант. Я считаю, что сейчас продолжает писать прекрасные песни. У него сейчас вышел альбом. . .

М. СТАРОСТИНА - То есть ваше отношение к нему из-за этого не изменилось?

А. ТРОИЦКИЙ - Андрей Макаревич, на мой взгляд, не давал вообще никаких поводов в том, чтобы заподозрить его в какой-то оппозиционности. Я не понимаю, почему на него все взъелись. Там кстати были и другие рок-группы. Там был Костя Кинчев и группа 'Алиса', но Костя Кинчев уже давно себя зарекомендовал как полный мракобес, какой-то полуфашист, полуправославный фундаменталист. Так что, его оставили в покое. Там была группа 'Чайф', до которой я думаю, вообще никому дела нет. Потому что это какие-то уральские самородки.

М. СТАРОСТИНА - Почему? У них много поклонников.

А. ТРОИЦКИЙ - Я бы хотел взглянуть хоть на одного поклонника такой посредственной группы как 'Чайф'.

М. СТАРОСТИНА - Мы поняли, вам не нравится группа.

А. ТРОИЦКИЙ - Там была группа 'Сплин', довольно талантливая. Меня удивило то, что там участвовал 'Сплин'. Потому что это достаточно молодые и талантливые ребята. О группе 'Любэ' я уже не говорю. С ними все ясно. И 'Машина времени', по-моему, они прекрасно вписываются в эту компанию. И чего так их за это. . ., я читал какие-то отзывы: вы нас предали, мы вам верили. Чему вы верили, ребята. Программе 'Смак' вы верили? Или чему? Я вообще не понимаю.

М. СТАРОСТИНА - Тем старым песням Макаревича.

А. ТРОИЦКИЙ - Старым песням Макаревича, вот эта старая песня, то есть, мало ли кто что писал в тревожной юности. С тех пор я считаю, А. В. Макаревич абсолютно честно, абсолютно логично, абсолютно последовательно повзрослел. Обуржуазился и лишился всего вот этого самого флера.

М. СТАРОСТИНА - И начал любить власть.

А. ТРОИЦКИЙ - И, по-моему, старые песни, то есть если Макаревич сейчас до сих пор поет старые песни, то дурак. Ему эти песни петь не надо. Потому что многие его старые песни сейчас можно реально обратить против него. Я бы на его месте не пел и песни типа: 'Пусть мир прогнется под нас', потому что понятно, что прогибается не мир, а как раз эти самые мы. Но он продолжает писать хорошие песни, но уже от лица фактически другого человека. И вот эти песни сейчас и надо слушать. И нечего к нему предъявлять претензий. Что касается Шевчука, то он молодец. Я считаю, что он совершил смелый поступок. И не потому что это вообще какая-то безумная смелость. А просто потому, что все наши знаменитые артисты очень сильно зависят от государства. В том смысле, что основной источник дохода для большинства наших артистов, в том числе я боюсь и для Шевчука и группы 'ДДТ' это всевозможные корпоративные концерты, какие-то спонсированные фестивали, и прочее. Там они зарабатывают большую часть своих денег. Естественно все эти спонсоры, корпорации, которые их зазывают на свои мероприятия, они все держат нос по ветру. Соответственно если вдруг Шевчук себя проявил в качестве такого человека антиистеблишмент, это реально означает, что если его еще и будут приглашать на корпоративы, то далеко не так часто и интенсивно, как раньше. То есть пострадает его карман. И в этом смысле я считаю, что Шевчук сделал смелый, бескорыстный поступок и он молодец. Я по-человечески очень рад, потому что до этого у Юрия Юлиановича были некоторые довольно сомнительные в этом смысле вылазки. То есть он играл перед войсками в Чечне, что было, по-моему, совершенно недопустимо. Он братался с какими-то православными хоругвеносцами, то есть какими-то совершенно мракобесными организациями. Но я очень рад, что он вырулил в такую более-менее правильную сторону. Молодец, Юра, спасибо.

М. СТАРОСТИНА - В продолжение темы музыкальной. Только уже с несколько другим акцентом. Вопрос Евгении из Лос-Анджелеса: 'Как Вы думаете, почему наша страна, сделавшая такой большой вклад в классическую музыку, ничего не дала миру в области поп и рок-музыки? В чем, по-вашему, дело: в менталитете, в нетребовательности слушателей? Хотелось бы узнать ваше мнение'.

А. ТРОИЦКИЙ - Дело в том, что рок и поп-музыка это не только музыка. Это еще и так называемая музыкальная индустрия, бизнес и прочее. Это очень сложная система. Я думаю, что во многом мы не смогли проникнуть на мировые рынки, именно из-за того, что совершенно не были к этому готовы. То есть пока была советская власть, мы просто были изолированы и все эти институты, фирмы грамзаписи, продюсеры и так далее, этого у нас просто не было фактически в стране. А сейчас нагонять уже довольно поздно. На самом деле есть для этого еще масса всяких причин. Но одна из них. . .

М. СТАРОСТИНА - Это как с автомобилями.

А. ТРОИЦКИЙ - Одна из них, вы уж не подумайте, что я какой-то озабоченный парень, это секс. Дело в том, что вся западная поп и рок-музыка замешана исключительно на сексе. У нас она была замешана на всем, чем угодно. . .

М. СТАРОСТИНА - У нас секса нет, да.

А. ТРОИЦКИЙ - . . .только не на сексе. Сейчас это появляется, но в каких-то сугубо кастрированных формах.

М. СТАРОСТИНА - Вас, кстати, слушатели просят не путать любовь и секс.

А. ТРОИЦКИЙ - А я их и не путаю.

М. СТАРОСТИНА - Это мы сейчас уйдем в эти философские дебри. Еще вопрос от слушателя из Челябинска: 'Некоторые говорят, что Россия нынешняя становится похожей на Россию советскую, можно ли надеяться на то, что вновь родятся Башлачевы, Мамоновы и Цои, только с другой музыкой, другими лицами, но с той же энергетикой?'

А. ТРОИЦКИЙ - Я думаю, что это хорошая теоретическая выкладка, к которой я сам тоже время от времени прибегал. Да, то, что мы скатились во многом назад, к совковым всяким формам и навыкам, это абсолютно точно. Появится ли у нас такая же вдохновенная протестная музыка, я на это очень надеюсь. Мне очень нравится одна группа из города Челябинска. Это группа 'Люмен', замечательная панк-рок группа. Самая известная песня, припев которой содержит такие слова: у нас демократия, на самом деле царство, я так люблю свою страну, но ненавижу государство. Вот готов подписаться под каждым словом.

М. СТАРОСТИНА - Политизированная группа.

А. ТРОИЦКИЙ - Ну и молодцы. Я надеюсь, что таких будет больше.

М. СТАРОСТИНА - А музыка должна быть политизированной?

А. ТРОИЦКИЙ - Музыка должна быть честной и искренней. И если политика как-то волнует и бередит, то естественно она должна быть и политизированной. Это зависит от творца, от артиста.

М. СТАРОСТИНА - А если творец любит власть?

А. ТРОИЦКИЙ - То есть типа Никиты Михалкова. То есть, какая бы власть ни была, он ее одинаково взасос любит. Я считаю, что это патология. Я считаю, это больной человек.

М. СТАРОСТИНА - Хорошо. Много очень вопросов. Екатерина, студентка из Томска спрашивает: 'Как вам тот факт, что Билан будет представлять Россию на Евровидении вновь? Есть ли политическая и музыкальная возможность для победы России на этом конкурсе? Победа Сербии была авансом за Косово?'

А. ТРОИЦКИЙ - Я очень рад, что, наконец, послушались, кто там всем этим рулит, Костя Эрнст, я думаю, Первый канал послушался. . .

М. СТАРОСТИНА - В этом году, по-моему, Второй канал.

А. ТРОИЦКИЙ - Тем лучше. Послушались моего совета. Два или около двух лет тому назад, когда Дима Билан проиграл каким-то финским пупырчатым монстрам, я написал, по-моему, в своей колонке в журнале 'Космополитен' такую статью под названием 'Как нам выиграть 'Евровидение'' и перечислил там некоторое количество способов это сделать. Верных способов. Самый верный - это накануне трансляции конкурса перекрыть все эти вентили, никакого газа и нефти в Европу. И сказать, что мы вам снова это дело подпустим, только после того, как вы правильно проголосуете. Естественно, победа нам была бы обеспечена. Второй вариант, там уже какая-то телка из Белоруссии Наталья Подберезкина или что-то такое. . .

М. СТАРОСТИНА - Девушка Наталья Подольская.

А. ТРОИЦКИЙ - Отлично. Девушка Наталья Подольская, но именно из страны Белоруссия. То есть вовсе не гражданка РФ. Она уже представляла РФ на конкурсе 'Евровидение'. Так вот, я считаю, что мелочиться и звать каких-то гастарбайтеров из сопредельных территорий совершенно ни к чему. У нас есть Абрамович, есть Вексельберг, есть даже какие-то люди с русскими фамилиями типа Потанин, которые я думаю, вполне могут оплатить Стинга, Кайли Миноуг, Джорджа Майкла и так далее. Тем более что почти все эти люди уже выступали у них на корпоративных вечеринках.

М. СТАРОСТИНА - Это западный мир.

А. ТРОИЦКИЙ - Что значит западный мир? Они выступят под российским флагом, поскольку это будет правильно. . .

М. СТАРОСТИНА - Фантастическая картина.

А. ТРОИЦКИЙ - . . .оплачено и естественно они выиграют, поскольку это глобальные звезды. Все будут за них голосовать. И там же в числе еще нескольких таких же серьезных способов было сказано вот что. Диму Билана надо посылать на конкурс 'Евровидение' год за годом, пока Европа над ним не сжалится, и он этот конкурс наконец-то не выиграет. Вот видите, этот сценарий уже начал осуществляться. Я очень рад.

М. СТАРОСТИНА - Посмотрим, что будет дальше. Инженер Олег из Омска спрашивает: 'Уважаемый Артемий, не кажется вам, что акция по защите бельков на фоне социальной обстановки в стране кажется в лучшем случае клоунадой, а по-хорошему является кощунством?'

А. ТРОИЦКИЙ - Я не считаю, что это клоунада и кощунство. Но вот по поводу социальной обстановки в стране, а также политической я могу сказать, что собственно именно поэтому и я защищаю бельков. То есть я считаю, это мое личное частное мнение, кто хочет, пусть не соглашается, я считаю, что политическая жизнь в России мертва. То есть власти наслаждаются стабильностью и денежными потоками сюда и газовыми потоками обратно, народ перемен абсолютно не хочет. И тоже себя чувствует вполне себе желудочно-удовлетворенно. Как Стругацкие писали.

М. СТАРОСТИНА - А это плохо?

А. ТРОИЦКИЙ - Это хорошо. Это просто зашибись. И главное меня абсолютно не убеждает наша оппозиция. То есть я к разным так называемым лидерам оппозиции отношусь по-разному, к кому-то с симпатией и сочувствием, к кому-то типа Касьянова или Зюганова я отношусь со стопроцентным отвращением. Но в любом случае эта оппозиция меня не убеждает, не вдохновляет она меня на то, чтобы встать парами и куда-то с ней маршем пойти. Потому что я считаю, что это совершенно безнадежное дело. Я не стал бы это называть клоунадой, но в принципе можно было бы.

М. СТАРОСТИНА - А почему все-таки бельки?

А. ТРОИЦКИЙ - Бельки живые существа. Это младенцы, которых с особой жестокостью избивают. Я люблю животных не меньше, чем людей. И меня это дико корежит. И поэтому, собственно говоря, я для себя лично как человек в принципе с такой активной гражданской позицией и с большим желанием что-то делать, чтобы в стране было лучше и веселее, я с огромным воодушевлением участвую во всевозможных экологических природоохранных и благотворительных акциях. Всегда и везде. Я ездил и к Байкалу, когда там хотели наши алчные сволочи проложить какую-то нефтяную трубу. И стоял там в пикете и все в порядке. И про глобальное потепление что-то гражданам внушал и прочее, прочее. А бельки это просто. . ., какое к черту кощунство, если мы спасаем младенцев. Тут говорить нечего.

М. СТАРОСТИНА - Мы поняли вашу позицию. В 'Особом мнении' сегодня был Артемий Троицкий. До встречи.

________________________________________

Артемий Троицкий: Лояльность и еще раз лояльность ("New Statesman", Великобритания)

Артемий Троицкий: Россия, которую я потерял ("New Statesman", Великобритания)

Артемий Троицкий: Россия - страна чудес ("Open Democracy", США)

Артемий Троицкий: 'Российское общество распущенно' ("БелГазета", Белоруссия)