Заявление ВВС США о том, что они выбрали группу компаний Northrop-Grumman-EADS для приобретения у нее 179 самолетов-заправщиков, начальная закупочная цена которых составит 40 миллиардов долларов, не должно вызывать удивления у тех, кто следит за этой конкурентной борьбой.

Проведенные в прошлом году исследования показали, что заправщик Northrop-EADS КС-30 имеет совершенно очевидные эксплуатационные преимущества. Консультант по военным вопросам из Лексингтонского института (Lexington Institute) Лорен Томпсон (Loren B. Thompson) говорит о том, что этот самолет превосходит Boeing-767 в варианте заправщика по четырем или пяти параметрам, добавляя при этом, что одержавшее верх коммерческое предложение Northrop было существенно выгоднее.

Теперь в компании Boeing должны полететь головы. После провала ее сделки по арендованным самолетам-заправщикам в Boeing должны были задуматься о возможностях конкурентов. И тем не менее, вместо того, чтобы смело и по-новому подойти к этому вопросу, использовав в качестве корпуса заправщика фюзеляж 777-й модели, руководство Boeing по всей видимости посчитало, что благодаря своим хорошим связям в ВВС ему удастся убедить летное командование согласиться на хороший, но уже неполноценный и устаревший фюзеляж 767-й модели. Хотя это и не классическая двусторонняя сделка, она легко могла попасть в разряд таковой.

Следует также полагать, что Northrop-Grumman провела тщательную проверку добросовестности и порядочности концерна EADS, который прежде отличался не вполне этичным поведением, и полностью убедилась в том, что эта европейская корпорация исправилась. В прошлом EADS извлекал выгоду из политики французского правительства, которое занималось промышленным шпионажем и давало взятки, стремясь обеспечить своим привилегированным компаниям несправедливые преимущества над американскими фирмами (правительству Франции принадлежит 15 процентов EADS).

В статье, опубликованной в 2003 году в журнале Economist, отмечались факты взяточничества EADS/Airbus, что впоследствии нашло свое подтверждение в докладе Европарламента о злоупотреблениях в этой компании. Концерн EADS пытался также обойти американское законодательство, стремясь оказать помощь диктатору Венесуэлы Уго Чавесу (Hugo Chavez). В январе 2006 года Соединенные Штаты потребовали применения Правил по международной торговле оружием (ITAR), чтобы помешать EADS продать Чавесу построенные в Испании транспортные и патрульные самолеты с американскими деталями. Согласно правилам ITAR, иностранные государства не имеют права продавать третьим странам военную продукцию с американскими компонентами без согласия на то США. EADS был поставлен в известность относительно наших возражений, но все же попытался осуществить сделку путем замены всех американских деталей. Сделать это концерну не удалось, и сделка не состоялась.

Есть еще один вопрос, ответ на который, наверное, захотят получить дознаватели из Конгресса и контрольные органы, следящие за действиями тыловиков из Пентагона. Состоит он в следующем. Удалось ли Northrop-Grumman в рамках проведенной проверки установить объем прав собственности российского государства в EADS и, что еще важнее, какую роль хочет играть Кремль в руководстве концерном. Когда правительство Великобритании решило в 2006 году избавиться от своих активов в EADS, режим Владимира Путина тайком скупил более 5 процентов акций этого концерна через подконтрольный государству Внешторгбанк. Это был настоящий заговор, поскольку Внешторгбанк объявил EADS о своем приобретении только в октябре 2006 года.

Кремлевские официальные лица якобы заявляли, что российское правительство намерено скупить на мировом рынке до 20 процентов этой европейской корпорации. Это достаточно крупный пакет, который в случае его приобретения даст российскому правительству возможность оказывать влияние на принимаемые руководством решения и даже ввести какого-нибудь путинского единомышленника в совет директоров EADS.

Намеки и предположения всплыли на поверхность. В феврале 2007 года Путин заявил министру обороны Франции, что 'покупка Россией пакета акций не является враждебным поглощением', и что Россия готова к конструктивным взаимоотношениям. Впоследствии Путин сказал немцам, что он настаивает на предоставлении России возможности участвовать в решении корпоративных вопросов EADS.

Такой поворот событий вызывает тревогу. Связи между Москвой и EADS вполне могут дать России доступ к западным военным технологиям, которые разрабатывает либо приобретает EADS. Руководство концерна заявило, что твердо выступает против требований Путина, и отвергло попытки России купить себе место в совете директоров осенью 2006 года. Однако неизвестно, как долго EADS сможет продержаться.

Самолет-заправщик группы Northrop-Grumman-EADS, конечно же, лучше по своим характеристикам. Но озабоченность вызывает то, что ни Northrop-Grumman, ни EADS, ни, если уж на то пошло, Пентагон не поднимают открыто вопросы о последствиях сегодняшней и будущей роли России в концерне, об угрозе того, что Москве станут доступны западные военные технологии, и о том потенциальном воздействии, которое сможет оказывать Кремль на выполнение EADS своих договорных обязательств. Мы должны выслушать все стороны по поводу этой тревожной ситуации.

Джеймс Лайонс - Адмирал ВМС США в отставке, был главнокомандующим Тихоокеанским флотом США, старшим военным представителем США в ООН, а также заместителем начальника штаба ВМС, выполняя при этом обязанности главного советника Объединенного комитета начальников штабов.

___________________________________________________________

Русские уходят ("The Financial Times", Великобритания)

Банк развития обеспечит усиление позиций России за рубежом ("Reuters", Великобритания)