Краткое предисловие. Эта статья написана исключительно по моей инициативе, специально для ИноСМИ и представляет собой попытку помочь всем тем, кто старается осмыслить этот феномен и участвовать в его развитии в сторону еще большего успеха.

_____________________________

ИноСМИ как феномен Сети

ИноСМИ нужно рассматривать как уникальный проект с большим и устойчивым ядром аудитории, созданный при ничтожных, по сравнению с другими проектами Рунета, затратах. У Газеты.ру был 'ЮКОС', у РБК - группа мощных инвесторов, у серверов ежедневных газет были и есть доставшиеся от советских времен бренды. У ИноСМИ не было ничего похожего, кроме идеи и постоянно развивавшейся собственной технологии, оказавшейся открытием Сети.

ИноСМИ можно понимать как особенный эксклюзивный атрибут Рунета, проект, возможный только в России и только для русскоязычной аудитории. Именно это, именно в таком исполнении интересно именно русским. Абсолютная основа существования ИноСМИ - это интерес России и русских к миру, всемирная отзывчивость русской души.

Контент ИноСМИ - это выбор

Внешне простая задача - выбрать что-нибудь из иностранной прессы, перевести и опубликовать - решалась и будет решаться многими, но с разными результатами. Контент ИноСМИ есть пример того, к чему может привести успешная реализация этой простой идеи.

Каковы же критерии выбора ИноСМИ на уровне моих личных впечатлений - одного из ста тысяч пользователей? Прежде всего ИноСМИ был сделан выбор источников, среди которых нет маргинальных СМИ. Это в большинстве своем солидные СМИ с устоявшейся репутацией. Но главное в другом: ИноСМИ создал и развивает технологию складывания на основе этих общеизвестных источников своей оригинальной мозаики, отвечающей информационным потребностям большой элитной группы читателей. Вероятно, никто не читает всех материалов ИноСМИ, но многие находят в этой ежедневной мозаике фрагменты, привлекательные конкретно для них.

Я бегло просмотрел дискуссии об ИноСМИ, уровень которых ниже уровня самой мозаики: 'ИноСМИ выбирает только плохое', 'ИноСМИ формирует негативное отношение к Западу и его СМИ', 'ИноСМИ занято пропагандой и лепит из Запада образ врага'. Это одна крайность. Другая: 'ИноСМИ дает объективную картину образа России и мира в глазах западных СМИ', 'Вот так и только так они о нас говорят и думают'. Мне кажется, правда не между этими крайностями, а где-то вообще сбоку. Я вижу смысл контента ИноСМИ совсем в другом, и, возможно, со мной согласятся некоторые постоянные читатели этого сайта. Мозаика ИноСМИ прежде всего содержательна и экслюзивна. В этом причина успеха проекта.

Для меня ИноСМИ это подобранные на основе мне понятной логики добротные аналитические и публицистические материалы, обычно хорошо переведенные, с указанием источников и ссылками. В большинстве случаев у меня не найдется времени читать все это на других языках, более того, я это могу не найти. ИноСМИ же мне помогает, предлагая свой выбор, и именно за этот выбор я ИноСМИ признателен. Отдельно признателен за перевод.

ИноСМИ как идеология и пропаганда

Самая дискутируемая тема вокруг ИноСМИ - есть ли там пропаганда и сколько ее. Смысл дискуссии для меня отчасти загадочен. О чем, в сущности, крик? Любое информационное агентство, любое СМИ, включая даже авторский сайт автора этих слов, есть воплощенная идеология и пропаганда.

Все вокруг пропаганда, а больше всего пропаганда сам крик о свободных СМИ, уважаемые коллеги. Скажите это себе однажды, и вам сразу станет легче жить. Свободные СМИ в банальной либеральной интерпретации сродни тезису о том, что танк свободен в своем выборе, куда стрелять, а ракета сама решает, куда лететь. Свободных СМИ нет, если это действительно СМИ, а не никому не интересная рефлексия графомана. Это знал даже Ленин, считавший и вполне обоснованно, самого себя литератором. Ленин писал о том, что художник, вообразивший себя свободным, похож на сумасшедшее фортепиано, решившее, что оно играет само по себе. И хотя о свободе художника слова с Лениным можно успешно поспорить, по отношению к любому СМИ его высказывания более чем справедливы.

Суждения некоторых спорщиков о пропаганде или ангажированности на ИноСМИ иногда удивляют своей инфантильностью. ИноСМИ есть часть государственной структуры РИА 'Новости', которая исполняет чрезвычайно важные функции в интересах государства Российского. Того самого, которое создало и содержит и РИАН, и ИноСМИ.

Сказанное означает, что ИноСМИ действует в жестком коридоре, определяемом государственными интересами России, понятыми так, как их в данный момент понимают руководители РИАН и те, кто над ними.

Правильно ли понимают - покажет жизнь, будущее. Кому вообще дано это знать? Важно, что понимают и действуют исходя из этого понимания. Поверьте мне, это намного лучше, чем непонимающее, хаотичное, рефлекторное, провокационное поведение СМИ во многих других странах и культурах.Тем интереснее и необычнее выглядит все то, чего ИноСМИ удается добиться в таких жестких, если не сказать спартанских условиях.

Я попробую объяснить суть идеологии и пропаганды на ИноСМИ так, как ее вижу. Аксиомой любой профессиональной политической и рекламной кампании является следующее: правильно выяснить, что есть в данный момент для данной группы людей добро, а что есть зло. И решительно встать на сторону добра. Как Илья Муромец против Тугарина Змеевича.

Не знаю, отдают ли творцы проекта себе в этом отчет, но ИноСМИ в своей сложной и эффективной стратегии выбора контента руководствуется этой аксиомой. Как любое успешное СМИ, как любой популярный автор.

Уникальность ИноСМИ как раз в том, что проект реализует это не в формате мультфильмов для детей или телевизионного сериала, а на сложном, противоречивом материале внешнего по отношению к России в основном враждебного мира. Одно дело играть Моцарта на скрипке, другое - на стеклянных бокалах, наполненных водой. ИноСМИ ближе ко второму, но эту музыку все равно слушают.

Форумы ИноСМИ как отдельный феномен

Я небольшой знаток форумов, но не могу не заметить - в случае ИноСМИ форумы после публикаций являют собой отдельные СМИ уже хотя бы потому, что форумы читают в короткий промежуток времени тысячи, иногда десятки тысяч посетителей. Многие газеты и журналы в нашем мире могут только платонически мечтать о читаемости некоторых форумов ИноСМИ. Причем читают не безликие всеядные посетители, которые собираются посудачить вокруг очередной утки желтой прессы. Читает элитная аудитория.

На форумах ИноСМИ выступают, хотя и анонимно, интересные авторы, некоторые посты представляют собой готовые статьи, которые вполне подошли бы для публикации в 'профессиональных' СМИ.

Форумы ИноСМИ больше всего говорят о качестве читательской аудитории - любое СМИ Рунета бы очень хотело привлечь к себе таких читателей. Форумы ИноМИ, к сожалению, не могут избежать того, из-за чего многие люди, меня не исключая, нечасто их читают. Несколько людей под псевдонимами вдруг начинают публично выяснять, кто из них патриот, кто 'либераст', кто просто '. . .', вместо того чтобы переругиваться келейно, визави, по электронной почте. Это проклятие форума как жанра, это главное, почему я не открываю форумы на своих сайтах. Но собирают аудитории на форумах ИноСМИ все же не ругань, а содержательные посты.

Секрет 'шеф-повара' ИноСМИ

Если представить себе ИноСМИ как блюдо, которое ежедневно варится под руководством шеф-повара, то искушенный в СМИ наблюдатель заметит немало тонкостей, хитростей, уловок и приемов. Поскольку контент ИноСМИ изготавливается в основном на 'импортной' информации, по-настоящему оценить мастерство шеф-повара дано людям, реально знакомым с информационными полями Европы и Америки.

Здесь я хотел бы просто поделиться своим личным опытом. В последние годы жизнь свела меня с представителями российской внешней политики и СМИ, и практически все эти люди пользуются ИноСМИ как ценным источником информации. Нужно подчеркнуть, это люди информированные, знающие языки. Парламентарии, дипломаты, политологи, большую часть времени проводящие в поездках по миру. Этим людям трудно что-то впарить, тем более, если это 'что-то' будет выглядеть как пропаганда.

ИноСМИ для этой группы важный инструмент ориентации в мире. Это в моем понимании лучшая оценка шеф-повару, Ярославу Огневу, создавшему ИноСМИ первоначально как авторский продукт и успешно развивающему этот проект.

У ИноСМИ есть ярко выраженное авторское начало. И это незримое присутствие автора-рассказчика, повара, который стоит в своем белом колпаке и варит, и придает ИноСМИ достоверности на подсознательном уровне восприятия.

Я годами читал ИноСМИ, не подозревая о существовании Ярослава Огнева, пока не получил от него приглашение принять участие в пресс-клубе. Пользуясь возможностью, хочу пожелать Ярославу продолжать делать все то, что он делает. У него действительно получается.

Главный недостаток ИноСМИ

В данном случае я вспомню старое доброе правило: о всем хорошем в вашем ресторане я расскажу всем, о недостатках скажу лично владельцу заведения. Где-то кто-то недосолил или переперчил, где-то официанты вылили бутылку красного вина на белую скатерть. Это жизнь, это производство информации, в котором, как в жизни, случается все. Но есть нечто, о чем нельзя не сказать.

Главным недостатком ИноСМИ является то, что проект перерос рамки, первоначально ему отведенные. ИноСМИ вырос из своей детской одежки - голые лодыжки и локти торчат наружу. Я не имею в виду конкретно графику, дизайн или редакционную систему - все это легко обновить. Более существенен бурный рост онлайн-технологий в сторону интерактивности и мультимедиальности - и здесь ИноСМИ начинает отставать.

Простой пример. В Словакии есть обреченная на медленное умирание либеральная газета 'SME', хотя еще и читаемая сегодня, но без какой-то внятной перспективы на будущее. Эта газета первой в Словакии ушла в Сеть еще десять лет назад и уже два года строит свое телевидение на интернете. Плохое телевидение, 'детское', ужасное, но строит.

Повторюсь, газета слабая, контент неинтересный, бесперспективный. Дублицитный в том смысле, что газета пишет каждый день все то же самое, что пишут еще три-четыре газеты, теми же самыми словами. Но вот телевидение есть на интернете есть только у 'SME' - и, возможно, поэтому 'SME' выживет или хотя бы переживет конкурентов.

Заметки о путях развития ИноСМИ

Эти строки читают люди, искушенные в Сети, поэтому я не вижу смысла разворачивать ниже изложенные тезисы. ИноСМИ нуждается в том, что сегодня модно называть инновациями. Их направления могут выглядеть так :

ИноСМИ важно сохранить и не испортить годами выработанные принципы выбора контента. И, помня об этих принципах, создавать новые форматы.

ИноСМИ может создавать свое он-лайн телевидение - слово ИноTV уже появилось на сайте. Для начала можно просто выбирать и выкладывать интересные ролики со всего мира. Потом можно начать с собственным производством видео-контента. Это уже несложно и недорого.

ИноСМИ может привлечь популярных авторов со всего мира для строительства системы персональных блогов, включая видеоблоги, как это происходит практически повсеместно.

ИноСМИ может проводить он-лайн конференции, круглые столы, дискуссионные клубы как в формате текста, так и в видеоформате.

ИноСМИ может и по логике развития проекта даже обязано стать многоязычным и расширить свой контент по принципу ИноСМИ-наоборот. То есть Голос России о событиях в мире на разных языках.

ИноСМИ имеет большие возможности выбрать себе стратегических партнеров в сфере СМИ и так выйти на качественно новый уровень.

ИноСМИ может потратить время и усилия на изучение своей элитной целевой группы. Технологии для этого есть. Польза от такого исследования огромна.

Статья опубликована на сайте www.chelemendik.ru

_________________________________________

А.Логутков: Заглядывая в чужое зеркало (BBCRussian.com, Великобритания)

Я.Огнев: "Читатель ИноСМИ - человек иносмифицированный" (BBCRussian.com, Великобритания)

Я.Огнев: Премия Рунета - заслуга наших читателей! ("Российские Вести", Россия)

Я.Огнев: В каком-то смысле ИноСМИ - как 'голый король' ("РИА Новости", Россия)