Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новому президенту понадобятся ум и смелость

Новому президенту понадобятся ум и смелость picture
Новому президенту понадобятся ум и смелость picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наблюдая за президентской гонкой в США из гордой и самодовольной, и в то же время слабой и трусливой Европы, нельзя не испытать беспокойства оттого, что так мало внимания уделяется одному важному аспекту: необходимости избрать главой государства человека, которому хватит смелости для твердого руководства - а при необходимости и решительных действий - в условиях все более опасной международной обстановки

Наблюдая за президентской гонкой в США из гордой и самодовольной, и в то же время слабой и трусливой Европы, нельзя не испытать беспокойства оттого, что так мало внимания уделяется одному важному аспекту: необходимости избрать главой государства человека, которому хватит смелости для твердого руководства - а при необходимости и решительных действий - в условиях все более опасной международной обстановки.

Хочу особо подчеркнуть слово 'опасная', поскольку почти 20 лет ситуация в мире выглядела сравнительно спокойной. После крушения коммунистического режима в СССР, распада советской империи и победы США в 'холодной войне' кошмар ядерного Армагеддона отступил. Наступил период относительного затишья; мы жили под бдительной защитой единственной сверхдержавы - демократической и свободолюбивой.

Такое развитие событий побудило некоторых теоретиков сделать вывод о 'конце истории' в плане борьбы идеологий, и наступлении эпохи, в которой концепция либерализма (демократии и рыночной экономики) постепенно, но неизбежно утвердится на всей планете. Лично я в это никогда не верил - даже в период эйфории сразу после распада СССР. Я считал, что история не заканчивается, а просто становится сложнее, и это чревато новыми опасностями и тревогами. Сегодня, в 2008 г., могу сказать, что и мой прогноз был чересчур оптимистичным. Нынешняя ситуация в мире просто ошеломляет своей сложностью.

При этом я имею в виду не угрозу исламского фундаментализма. Благодаря решительным действиям Джорджа У. Буша эту опасность удалось локализовать. Мусульманские экстремисты не смогут уничтожить наше общества. Постепенно фундаментализм ослабнет и утратит популярность, поскольку большинство мусульман - а они, как и все, хотят жить лучше - отвергнет его анархическую сущность.

Деструктивное маневрирование

Больше всего меня беспокоит другое: новые ходы и стратегические приемы крупных игроков на мировой шахматной доске. В первую очередь речь идет об усилении России. Мощный рост китайской промышленности (а также экономики других бурно развивающихся держав бывшего Третьего мира) привел к удвоению спроса на энергоносители и резкому повышению цен на нефть. Из всех нефтедобывающих стран именно Россия извлекла из этого наибольшие преимущества - как в политическом, так и в психологическом плане.

Российский народ постоянно колеблется между стремлением к свободе, что в конечном итоге оборачивается анархией, и глубоким уважением к сильной власти, что заканчивается тиранией. Недавно он прошел через анархическую фазу, и теперь с энтузиазмом поддерживает беспощадно беспринципную политику Владимира Путина. Путина не связывают никакие идеологические путы. Единственное, во что он верит - это сила. Он не коммунист, а бывший офицер тайной полиции. И он создает 'эмпирическое' полицейское государство, жестко контролирующее внутриполитические процессы во имя наведения порядка, и втайне раскидывающее свои сети по всему миру - за счет 'высокотехнологичных' убийств и изощренного промышленного шпионажа.

Этот режим - грозный оппонент: не в последнюю очередь потому, что в России Путин пользуется популярностью. Он возвращает стране самоуважение, сильно пострадавшее из-за утраты ее европейской империи, а также превращения в независимые государства огромной и богатой Украины и других территорий на Кавказе и в Азии. Путин использует новообретенное богатство России для восстановления вооруженных сил, отправляя ВМФ и морскую авиацию, способные теперь действовать эффективно, на 'пробные' задания в открытом море. Постоянно ужесточающийся тон путинских комментариев о ситуации в мире также воспринимается у него на родине позитивно.

Я не утверждаю, что Россия уже превратилась - или с большой вероятностью превратится - в сверхдержаву, соперничающую с США. У нее много слабых мест - в демографическом, экономическом и культурном плане. Однако она вновь стала важным фактором мировой политики. О том, что к России возвращаются силы, свидетельствует хотя бы растущий страх соседних государств перед Москвой и их стремление укрыться под американским ядерно-космическим зонтиком.

Требуются: ум, искусство и отвага

Старая поговорка, родившаяся еще в 19 веке, сохраняет актуальность и сегодня: Россия не так сильна - и не так слаба - как кажется. Почти двадцать лет мы опрометчиво преувеличивали ее слабость; так не будем же сейчас, когда она вновь выглядит сильной, преувеличивать ее мощь.

Какой из ведущих кандидатов в президенты США сможет проводить твердую, последовательную и разумную политику, способную сдержать и нейтрализовать опасность, исходящую от активизировавшейся России? С точки зрения Европы именно в этом заключается главный вопрос, который решается на нынешних выборах. Он связан и с другими факторами, прежде маячившими в отдалении, но теперь переместившимися в центр мировой шахматной доски: речь идет о бурном экономическом развитии Китая и Индии. Какой курс следует Вашингтону принять на вооружение в отношении этих стран - вместе и по отдельности?

Пекин избрал традиционный путь к статусу экономической сверхдержавы, инвестируя большие средства в развитие промышленности. Кроме того, немалую долю своего новообретенного богатства Китай расходует на вооруженные силы. Что же касается Индии, то она развивает в первую очередь высокие технологии, к которым у индийцев, судя по всему, есть особый талант, и которые расцветают пышным цветом в условиях свободного общества.

Не сомневаюсь, что в конечном итоге Индия станет и сильнее, и богаче Китая. Сегодня, однако, Китай обладает большим весом. Между этими государствами неизбежно обострится соперничество. И следующей американской администрации необходимо будет сделать выбор, какое из них следует поддерживать, и оценить последствия этого выбора с точки зрения сдерживания новообретенной напористости России.

Одним словом, следующему президенту США придется принимать смелые и сложные решения - возможно уже на начальном этапе деятельности своей администрации. И избирателям необходимо помнить, что их будущий лидер должен сочетать в себе именно эти качества: смелость и способность учитывать всю сложность обстановки.

Пол Джонсон - видный британский историк и писатель

__________________________________________________________

Дэвид Рэмник: Россия: Дым над водой* ("New Yorker", США)

Россия: Большой хулиган ("Newsweek", США)

Вся власть Путведеву ("The Guardian", Великобритания)

Пиар-технологии на службе 'нанопрезидента' ("The Guardian", Великобритания)

Осторожно: Дмитрий Медвед... ев ("The Times", Великобритания)

В России президентские выборы - как крабовые палочки ("The International Herald Tribune", США)