C тех самых пор как США при Рональде Рейгане выиграли 'холодную войну', каждая американская администрация стремится увенчать себя лаврами достижения нового соглашения с Кремлем. Последний в долгу не остается, поскольку считает, что получил в наследство с советских времен роль привилегированного партнера Белого Дома.

И Владимир Путин, и Джордж У. Буш в скором времени покидают свои посты. Возможно, эти политики, несмотря на то, что каждый из них обладает несговорчивым характером, за оставшееся время смогут договориться и очертить новые контуры отношений между Востоком и Западом.

Существует немало вопросов, по которым Вашингтон и Москва могут сотрудничать. Но присутствуют также и проблемы, в отношении которых они могут лишь еще раз подтвердить наличие разногласий и продолжать соперничать. Но если взаимопонимание будет достигнуто сегодня, Дмитрий Медведев в Кремле и Хилари Клинтон, Барак Обама или Джон Маккейн в Белом Доме смогут строить будущее на более прочном фундаменте.

Для Москвы, скорее всего, сейчас наступил самый благоприятный момент. Разве не Джон Маккейн как-то заявил, что нужно исключить Россию из 'большой восьмерки?'. А Хилари Клинтон, рядом с которой будет находиться Ричард Холбрук (Richard Holbrook), повадками напоминающий 'ястреба', вряд ли станет проявлять снисходительность в отношении Москвы. А Барак Обама должен будет доказать свою преданность вопросам национальной безопасности, а, значит, продемонстрирует еще больную неуступчивость.

Кремль понял, что ни один из трех кандидатов, как только займет президентское кресло в Белом Доме, не рискнет лишить граждан США противоракетного щита, этого порождения 'звездных войн', столь дорогого сердцу Рональда Рейгана. На сопротивление европейцев рассчитывать не приходится: последние испытания ракет Ираном убедили их в реальности исходящей от этой страны угрозы.

Предложениями же, которые Буш только что сделал Москве, пренебрегать не стоит. Они говорят о том, что в Вашингтоне реалисты, для которых сотрудничество с Россией не означает измену, одержали победу над идеологами. Поэтому не в интересах Москвы отталкивать руку, протянутую президентом, чей мандат скоро истекает, и который очень хочет хоть по одной важной проблеме достичь позитивного результата.

В отношении же остальных вопросов, все обстоит не так просто. Вашингтон по-прежнему настойчиво стремится к расширению НАТО до границ России, а Москва все так же упорно этому противится.

Германия ведет себя крайне сдержано. Она не желает конфликтовать с Медведевым. Франция выжидает. Но Грузия и Украина ведут себя очень настойчиво. Эти страны попросили, чтобы на ближайшем саммите НАТО, который состоится в начале апреля в Бухаресте, им была вручена 'дорожная карта' по вступлению в Альянс. Кремль, который в лице Косово нашел прекрасный повод для нагнетания напряженности, готов на все, чтобы остановить дрейф Киева и Тбилиси в сторону Запада.

Так стоит ли оставлять Грузию и Украину в зоне российского влияния? Сколько еще времени мы собираемся заверять их, что двери НАТО перед ними открыты, и сколько еще они будут нам доверять? Действительно будет проще принять их в НАТО не сейчас, а через три года? Эти вопросы, фундаментальные для будущих отношений между Востоком и Западом, вносят разлад в ряды Альянса. Во время бухарестского саммита его необходимо преодолеть.

_______________________________

Прогресс на американо-российских переговорах ("The New York Times", США)

'Щит' и политическая близорукость

("The Weekly Standard", США)

Тень 'холодной войны' ("Liberation", Франция)