Большинство американцев вряд ли скажет вам, что Европа может создать серьезные проблемы нашему новому президенту, особенно по сравнению с теми 'горячими точками', чьи названия мы каждый день видим в заголовках новостей. Несмотря на сильные антиамериканские настроения в некоторых европейских странах (в основном вызванные войной в Ираке), возникает ощущение, что полмиллиарда наших соседей на другом берегу Атлантики - по крайней мере большинство из них - в основном просто наслаждаются спокойствием и процветанием.

Тем не менее, отношения с Европой вряд ли станут для следующего главы нашего государства 'легкой прогулкой'. За фасадом кажущегося спокойствия и довольства скрывается множество проблем, способных, увы, существенным образом затронуть и национальные интересы Америки.

Во-первых, серьезнейшую озабоченность по-прежнему вызывает проблема терроризма. Европейские страны регулярно сообщают в Вашингтон о выявлении все новых экстремистских организаций, в том числе 'доморощенных', в рядах своих мусульманских общин.

В прошлом году готовившиеся теракты были сорваны в Германии и Турции; уже в этом году испанцы раскрыли заговор, направленный против нескольких европейских стран. Британские власти предотвращают десятки терактов, следят за сотнями террористических ячеек и тысячами потенциальных террористов и их пособников.

К сожалению, "Аль-Каида" и другие организации, не находящиеся под прямым оперативным контролем Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), но вдохновляющиеся его действиями, по-прежнему рассматривают Европу и как объект для терактов, и как плацдарм для атак против Америки.

Раскрытый в 2006 г. заговор по организации взрывов в десятке американских авиалайнеров, следующих из Британии в США, с помощью жидкой взрывчатки - наглядный пример того, как террористы могут использовать Европу в качестве трамплина для ударов по территории США.

Во-вторых, хотя вероятность большой войны на европейском континенте, к счастью, практически равна нулю, конфликт там все же может вспыхнуть - на Балканах, как это уже столько раз происходило раньше.

Проблема, связанная с провозглашением независимости Косово в феврале, - после 'этнической чистки' развязанной в 1999 г. сербской армией против албанского населения края, он десять лет находился под управлением ООН и НАТО - далеко не решена.

Сербия - и ее сторонница из числа великих держав, Россия - до сих пор отказываются признавать отделение этой провинции с преимущественно албанским населением. Более того, независимость Косово пока признали лишь 35 из 192 государств мира.

Сербы-косовары подумывают о создании собственного государства или воссоединении с Сербией. А один из комитетов российского парламента недавно рекомендовал Москве признать независимое государство косовских сербов.

Самая серьезная вспышка насилия после провозглашения независимости имела место в Митровице - городе со смешанным населением: на прошлой неделе произошли столкновения его жителей-сербов с полицией ООН. Многие считают, что волнения спровоцировал Белград.

Раскол в Косово может побудить и другие этнические группы к провозглашению независимости. Босния - непрочная конфедерация, населенная сербами, хорватами и босняками (боснийскими мусульманами) - также может развалиться, спровоцировав возврат к межэтническому насилию, которое царило там в 1990-х гг.

Еще одна проблема связана с необходимостью продвигаться в осуществлении плана развертывания системы противоракетной обороны в Европе, где общественное мнение по этому вопросу раскололось. К счастью, на переговорах о размещении ракет-перехватчиков в Польше и РЛС в Чешской Республике уже достигнут прогресс. Заключение соглашения на этот счет и начало сооружения соответствующих объектов (которые смогут войти в строй примерно в 2013 г.) крайне важно для нейтрализации угрозы со стороны Ирана, учитывая, что Тегеран продолжает работы по обогащению урана и созданию баллистических ракет.

Другой важный вопрос, которым придется заниматься следующему президенту, связан с самой НАТО. Военный альянс должен сохранить волю к борьбе и победе в Афганистане, направив, в частности, дополнительные силы на помощь 40 с лишним тысячам американских и натовских солдат, сражающихся сегодня против талибов.

Кроме того, наш будущий верховный главнокомандующий должен убедить страны НАТО увеличить оборонные расходы, чтобы эта организация всегда была готова к действию в случае необходимости. (Пока большинство из них тратит на военные нужды меньше рекомендованных 2% от валового внутреннего продукта).

Хотя на апрельском саммите НАТО Франция, вероятно, заявит о полномасштабном возвращении в состав военной организации Альянса, из которой президент Шарль де Голль вывел страну в 1966 г., Париж при этом выдвинет ответные условия. Франция может направить дополнительные войска в состав натовского контингента в Афганистане, но она выступает за параллельное создание европейских (еэсовских) вооруженных сил, которые в конечном итоге могут стать соперниками НАТО, подрывая политическую солидарность и военную мощь альянса. Париж, конечно, настаивает, что европейская военная организация лишь усилит военный потенциал НАТО, а не ослабит его единство и связи с Америкой, но с этим, мягко говоря, согласны не все.

Конечно, добиться от европейцев повышения военных расходов - сегодня средний показатель составляет лишь 1,5% ВВП - будет непросто. В результате финансирования хватит либо на еэсовские военные структуры, либо на натовские - но не на обе организации. Так, даже при том, что одна Франция выделила 2000 солдат, ЕС недавно не смог набрать всего 4500 военнослужащих для миссии в Чаде, призванной обеспечить помощь в сложившейся тяжелой ситуации в соседней суданской провинции Дарфур.

Сотрудничество с Европой по проблемам, связанным с усилением России, вызовет у наших политиков головную боль посильнее, чем от дешевого шампанского. К сожалению полного согласия в том, как вести себя с разбушевавшимся медведем, по обе стороны Атлантики не существует.

Москва выражает недовольство в связи с размещением системы ПРО в Европе, расширением НАТО, независимостью Косово и любым вмешательством извне в дела 'ближнего зарубежья', особенно Украины и Грузии. Нотации о 'демократии' также раздражают Кремль.

Неудивительно, что Москва пытается посеять раскол внутри ЕС и НАТО, а также рознь между Европой и США, используя напористую дипломатию, 'петрополитику' (ряд стран Европы крайне зависит от поставок российского газа) и бряцание оружием, чтобы вбить клин между ними.

В конечном счете сотрудничество с Европой в решении проблем локального и глобального масштаба следует считать оправданным, особенно с учетом наших общих демократических ценностей; однако предлагаемые по обе стороны Атлантики способы их решения совпадают не полностью.

К счастью в течение второго президентского срока Буша межатлантические отношения значительно улучшились. И задачей следующего президента будет их поддержание на том же уровне при одновременной защите наших национальных интересов.

Питер Брукс - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation, бывший помощник заместителя министра обороны США.

_____________________________

Новый президент США не будет исполнять все желания Европы ("The International Herald Tribune", США)

Европа не может спать, пока Америка голосует. И вот что ей надо сделать ("The Guardian", Великобритания)