Документальный фильм Меэлиса Муху - лучший эстонский документальный фильм последних лет. А может быть, и не только последних. В нем нет изначально присущих эстонской кинодокументалистике композиционной расплывчатости, вялости, затянутости. 67-минутная картина смотрится на одном дыхании, причем интерес постоянно нарастает. А финал сделан вообще по законам игрового кино.

Бронзовое откровение

В кадрах, снятых еще 9 мая 2005 года, на Тынисмяги, появляется ветеран в синей флотской тужурке, увешанной орденами. Он очень доброжелателен и лоялен; постоянно повторяет, что в Эстонии ему живется хорошо, предлагает телевизионщику, беседующему с ним, выпить 50 граммов по случаю праздника Победы. Через два года, уже на Военном кладбище, в кадре снова этот человек. Он также одет, также благожелателен; он говорит, что на новом месте памятнику хорошо и спорит с другим ветераном, который возмущен переносом Бронзового солдата.

Я не думаю, что это постановочный кадр. Вряд ли режиссер предварительно сговаривался с этим 83-летним стариком, чтобы тот пришел на Военное кладбище. Скорее всего, Меэлису Муху просто повезло. Но чтобы использовать такое везение, нужен талант!

И никакой автор игрового кино не отказался бы от реплики, сказанной в тот же день малышом, которого мать привела на Военное кладбище: 'Мама, а почему он никогда не улыбается?' И крупным планом - лицо Бронзового солдата. Скорбное - как и положено памятнику погибшим на войне. Но в контексте двухлетней эпопеи вокруг памятника эта скорбь приобретает глубокий подтекст. Режиссирует сама жизнь. Художнику остается уловить ее поток.

В картине, слепленной из кадров документальных съемок прошлого и телерепортажей последних лет, нет авторского закадрового голоса. Зрителю самому предоставляется возможность делать выводы. Естественно, что выводы будут разными - в зависимости от убеждений зрителя, его опыта и пр.

Картина, очевидно, предназначена на экспорт. Она уже снабжена английскими субтитрами. Следовательно, рассчитана на нейтрального зрителя, который будет судить о происходящем только на основании 'картинки' и эмоций, которые она вызовет.

Кадры, снятые у памятника в 2005-2006 годах, очень неоднозначны. Когда на экране появляются люди, прошедшие войну, они вызывают самые добрые чувства. Но когда мы видим несимпатичных теток, распевающих под аккордеон 'День Победы', известного в городе политического недоумка или пьяных в дымину российских футбольных болельщиков, пришедших 'поддержать' 'Алешу', становится как-то не по себе.

Точно так же, как от вида митингующих противников памятника: злобные перекошенные лица, срывающиеся голоса, оскорбительные реплики. Картина беспристрастно показывает нам: независимо от того, как люди относились к Бронзовому солдату, среди тех, кто проявлял наибольшую активность - с обеих сторон! - было много маргиналов и, бесспорно, имелись провокаторы.

Комментарии излишни

Просмотрев 'Алешу' беспристрастным взглядом, убеждаешься в том, что эксцессы вокруг памятника, закончившиеся шоком 'бронзовой ночи', может, и начались спонтанно, но затем были использованы в большой политической игре. В которой обе стороны получили, что они хотели, а проиграли, как водится, простые люди. И эстонцы, и русские. Прежде всего - молодежь. Ненависть в их души вливали как минимум в течение двух лет. Продуманно и целенаправленно.

Репортер ТВ (женщина) берет интервью у полицейских, охраняющих уже огороженный и предназначенный к сносу памятник. Те улыбаются, шутят. Им скоро сменяться с дежурства. И один произносит реплику, оказавшуюся пророческой: 'После нас - хоть потоп'. И потоп состоялся.

Фильму не хватает малости: кадров, снятых в самом начале погрома. И в терминале D. Ho yвиденного - достаточно, чтобы составить представление о бронзовом шоке, последствия которого нам расхлебывать еще не один год.

Комментарии читателей Postimees:

DVD, 23.04.2008 01:11

Фильм не смотрел. При случае - обязательно посмотрю. Борису Туху - не доверяю, исходя из анализа предыдущих статей. Даже здесь это место "...Просмотрев 'Алешу' беспристрастным взглядом, убеждаешься в том, что эксцессы вокруг памятника, закончившиеся шоком 'бронзовой ночи', может, и начались спонтанно, но затем были использованы в большой политической игре. В которой обе стороны получили, что они хотели, а проиграли, как водится, простые люди. И эстонцы, и русские. Прежде всего - молодежь." - абсолютная нелепица. Короче, смотреть обязательно. Выводы самим делать. Только по поводу мастерства режиссера, остальные выводы ВСЕ УЖЕ СДЕЛАЛИ.

Lol, 23.04.2008 04:52

Проиграла вся Эстония. Ансип - упертый ..., опустивший свою страну в кризис. И солдат тут не при чем, пока ансипы у власти, Эстония будет экономическим аутсайдером.

777, 23.04.2008 07:03

... там, а не предвзятый. Памятник снесли, из Д-терминала сделали тюрьму, людей избили, постреляли и закидали гранатами, Ансип - ..., активистов Дозора преследуют до сих пор. Вот это непредвзятые факты!

Jamakasi, 23.04.2008 07:40

Дык получается, что Д терминала не было. А где же непредвзятость? Прошел через эстонскую цензуру? Смотреть стопудово не буду.

Правда, 23.04.2008 08:27

Боря, это ПСЕВДОдокументальный фильм. И псевдоправдивый!

DRON, 23.04.2008 08:45

Не смотрел, но осуждаю. Раз Криштафне понравилось, то мне сразу нет. Автор не подумал, почему у протестующих накопилось столько злобы? И какая же тут непредвзятость, если взяли старика (единственного в своем роде наверное, если он не актер) и выдали за мнение всех ветеранов. Почему русские показаны злые с перекошенными рожами и тетки показаны неприятными? Хотите, я вам покажу непредвзятое кино о бронзовой ночи? Смотрите: http://pomnim.blogspot.com/2007/07/blo g-post.html, http://pomnim.blogspot.com/2007/05/blog-post_53 43.html.

_________________________

Одна страна, много историй ("Przeglad", Польша)

Сависаар: "Что нам дал перенос Бронзового солдата?" ("ETV24", Эстония)