Накануне 9 мая в нашем обществе традиционно обострялась дискуссия вокруг неоднозначных страниц отечественной истории. Но сейчас четкая привязка к календарным датам постепенно утрачивает актуальность: ожесточенные исторические дебаты, умело подогреваемые политикумом, не утихают круглый год. И по-прежнему в центре внимания - эпоха Второй мировой.

Как известно, в покойном СССР история войны подвергалась тотальной мифологизации. На информацию, выходившую за рамки черно-белого эпоса, было наложено табу. Советскому гражданину не полагалось знать о тесном сотрудничестве Сталина и Гитлера после подписания советско-германского пакта.

О каннибализме и снабжении партноменклатуры в блокадном Ленинграде. О немецких женщинах и детях из Неммерсдорфа, убитых красноармейцами. О терроре НКВД на территориях, занятых Советами в 1939-1940 гг. О перипетиях советско-финской кампании: провокации в Майниле, атаке на Суоми без объявления войны, бомбардировках Хельсинки. О том, что история о 28 панфиловцах, якобы уничтоживших 18 немецких танков, - вымысел журналистов из газеты "Красная звезда". . .

К сожалению, в современной России с одобрения властей предпринимаются попытки частично реанимировать и законсервировать советскую историческую мифологию. В современной Украине ситуация противоположная: многочисленные мифы с ярлыком "Made in USSR" активно критикуются и разоблачаются. Но что же движет рьяными борцами с исторической мифологией?

Если одна кривая абсолютно не похожа на другую, это еще не повод считать ее прямой. Однако многие украинские историки, пользующиеся покровительством государственных структур, придерживаются иного мнения. Усердно развенчивая старые мифы, они попросту расчищают место для новых мифов. Советских идолов низвергают, чтобы освободить пьедесталы для других вождей из эпохи развитого тоталитаризма.

Взамен красноармейцев, чья репутация подмочена служением сталинскому режиму, появились новые претенденты на роль доблестных рыцарей без страха и упрека - бойцы УПА. На смену советской мифологии в учебники истории приходит украинская мифология - столь же однобокая и примитивная.

В ход идут одни и те же испытанные приемы. Например, лицемерные призывы не судить о Сталине или Шухевиче "по меркам нашего времени" (хотя деяния того же Адольфа Гитлера почему-то рассматриваются сквозь призму современных представлений о демократии и гуманизме). Или стыдливые эвфемизмы: когда убийство безоружного гражданского человека необходимо представить как подвиг, говорят о ликвидации "врага трудящихся", "известного полонизатора" и т. п. Или бесстыдная гиперболизация: вспомним рассказы о грандиозных боях УПА с частями вермахта, выдержанные в "панфиловском" стиле.

И, разумеется, любые свидетельства, бросающие тень на Наших Героев - заведомая ложь и фальсификация. А зарубежные историки, не разделяющие нашего энтузиазма - будь-то англичанин Энтони Бивор, автор скандальной книги "Падение Берлина", или сотрудники израильского мемориала "Яд Вашем" - подло клевещут.

Еще одна характерная черта мифологизаторов от истории - непоследовательность аргументации. Неудобные факты пытаются опровергнуть и в тоже время найти им благовидное оправдание. Так, рьяный защитник Красной Армии оперирует сразу двумя утверждениями а) рассказы о преступлениях советских солдат в поверженной Германии - подлая клевета б) эти эксцессы - справедливая месть за преступления гитлеровских оккупантов в СССР.

Украинский национал-патриот, столкнувшись с подробными рассказами о зверствах УПА на Волыни, реагирует аналогично: во-первых, это гнусные измышления, а, во-вторых, поляки сами виноваты!

Адепты советской и украинской исторической мифологии недолюбливают друг друга, но мыслят одинаково: их мозг, подобно универсальному сепаратору, отсеивает любую нежелательную информацию. Конечная цель - создание героического мифа, где доблестные рыцари сражаются с отвратительными чудовищами.

Чем чревата такая героизация истории? В первую очередь появлением многочисленных "белых пятен". Как только мы начинаем лепить образ Наших Героев, с ним тут же вступает в противоречие целый ряд исторических фактов, сомнительных обстоятельств, беспощадных документов. Все это следует отмести, предать забвению, исключить из научного оборота. В советские время подобную крамолу было бесполезно искать в многотомной "Истории ВОВ", сейчас о ней пытается как можно скорее забыть пресловутый Институт национальной памяти.

Нужны примеры? Возьмем дело 370, опись 4, фонд 57 Центрального государственного архива общественных организаций Украины. Незасекреченные, доступные любому исследователю документы - агитматериалы ОУН(м) и ОУН(б). Наряду с филиппиками в адрес Сталина и НКВД тут можно встретить весьма любопытные пассажи:

"ОУН несе Тобi, украiнська молоде, визволення, свободу та ясне нацiонально-природнi життя на Твоiй землi, де не буде:

НI КАЦАПА

НI ЖИДА

НI ЛЯХА

ГЕТЬ з ЧУЖИНЦЯМИ!"

"Украiнцi Червоноармiйцi, подумайте над цим, не допустiть себе до обману. Ви подивiться тiльки на склад Ваших вiддiлiв: жиди, цигани i iнша наволоч, котрi то народи не мають навiть права на життя, про них не згадуe жадний iсторiк свiту. Украiнцi Червоноармiйцi, Ви i нащадки славних лицарiв козацьких, i як не встид Вам ходити по лiсах з жидами та циганами i вбивати та грабити своiх братiв украiнцiв".

"У нас поважали тих, якi одружувались з жидiвками i цим вироджували украiнську нацiю. Жиденят - всяких Бусiв Гольдштейнiв, Давидiв Ойстрайхiв називали украiнськими музиками, iх премiювали, називали сталiнськими лауреатами, а справжня талановита украiнська молодь топталась, в'янула на пнi. В iнститутах i школах кишiли жиди, бо вони мали грошi".

"В найлютiших тортурах, якi чинили нам наiздники московсько-большевицькоi Iмперii i прокляте усiм свiтом юдове плем'я - жиди, ми зберегали чистоту i прозорiсть нашого слова, спiвучiсть нашоi славноi украiнськоi пiснi"

"УЧИТЕЛI УКРАIНЦI! Допомагаймо украiнському народовi в його нацiонально визвольнiй боротьбi! Вiтаймо нiмецьку армiю, найкультурнiшу армiю свiту, яка проганяe з наших земель жидiвсько-комунiстичну наволоч. Допомагаймо Органiзацii Украiнських Нацiоналiстiв пiд проводом Степана Бандери будувати велику Самостiйну Украiнську Державу".

Возможно, ксенофобские откровения обеих ОУН придутся по вкусу некоторым радикальным патриотам ("Молодцы ребята! Называли вещи своими именами!"). Однако интенсивный дрейф в сторону толерантной Европы заставляет нас откорректировать образ Наших Героев: они никак не могут быть агрессивными ксенофобами и антисемитами. Доказано СБУ! А посему оуновские листовки становятся такой же документальной крамолой, как в свое время - пожелтевший номер "Правды" со сталинской телеграммой Риббентропу: "Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной".

Военно-исторические мифы всегда пользовались популярностью в народе и благосклонностью политической элиты. Реальная история войны чересчур многогранна, противоречива, насыщена драматическими парадоксами и потому сложна для восприятия. Это мир, где привычные культурные стереотипы не работают. Там бесстрашный воин, насильник и мародер в одном лице - далеко не редкость. Там самопожертвование во имя Родины органично соседствует с убийством женщин и детей - во имя той же Родины. Там едва ли уместен героический пафос - его заслоняет скорбь по жертвам безжалостной эпохи. . .

А главное - из этого моря крови и грязи чертовски сложно выудить живые иконы, пригодные для политической эксплуатации. То ли дело простая и удобная историческая мифология!

Все вышесказанное касается не только истории Второй мировой. В следующем году мы будем с помпой отмечать 70-летие Карпатской Украины. И вновь - внушительная подборка неудобных фактов, о которых лучше забыть. Скажем, концентрационный лагерь Думен под Раховым - первый концлагерь для инакомыслящих в истории Закарпатья. Или ненависть карпатских националистов к многострадальной Чехословацкой республике и явные симпатии к Третьем рейху. Или Карпатская Сечь, в организационной плане копировавшая гитлеровские штурмовые отряды (СА), чего никто и не скрывал.

Если прибавить к этому мужество карпатских штурмовиков и венгерский террор, картина получится чересчур сложная и неоднозначная. Нам этого не надо! Нам нужен бодрый, понятный каждому трудящемуся официоз.

К сожалению, беспристрастный подход к истории непопулярен на постсоветском пространстве. В принципе, его могла бы заменить свободная конкуренция исторических мифов. Сопоставление противоположных, пусть и мифологизированных исторических концепций, позволяет составить более или менее объективное представление о прошлом. Однако защитники старой и создатели новой мифологии упорно не желают уживаться вместе: каждый их них претендует на монополию.

При этом соперники выступают в роли борцов за "историческую правду", усердных ниспровергателей вражеских мифов. А если в дела музы Клио будет вмешиваться государство, активно подыгрывающее одной из сторон. . . Тогда полемика украинских и российских историков рискует превратиться в состязание двух сказочников, наперебой зазывающих публику: "Граждане, вас обманывают! Гномов и эльфов не существует! Лучше послушайте меня - я расскажу вам правдивые истории о феях и гоблинах".

Историки-мифологизаторы охотно рассуждают о национальной идее, консолидации страны, патриотическом воспитании молодежи и т. п. Однако не следует упускать из виду одно важное обстоятельство. Марк Туллий Цицерон некогда назвал историю Учительницей Жизни.

В своей изначальной неоднозначности и парадоксальности история дает нам богатейшую пищу для размышлений; это действительно Magistra Vitae, помогающая расширить горизонты сознания. Но если низвести историю до уровня примитивных мифов о героях-богатырях и злобных чудищах, она сможет лишь оболванивать неокрепшие умы.

Впрочем, нужен ли политической элите мыслящий народ? С ним одни хлопоты: привередлив, капризен. . . Воодушевленные потребители исторического агитпропа намного лучше! Их очень легко построить в колонну, вручить дежурные лозунги и повести в светлое будущее.

____________________________________________

Апология Шухевича (ИноСМИ, Россия)

Роман Шухевич: солдат ("Украинская правда", Украина)

ОУН-УПА = ВКП(б)-РККА, или История без двойных стандартов ("Украинская правда", Украина)

Стоило ли сотрудничать с Третьим Рейхом? ("Le Monde diplomatique", Франция)

Советская оккупация: pro et contra ("Украинская правда", Украина)