Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Доктрина Путина

Кремль устраивает "показательную порку" одним странам для устрашения других

Доктрина Путина picture
Доктрина Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Самодержец' России (президент Владимир Путин), который временно взял на себя роль регента и временно передал власть Дмитрию Медведеву, за время своего правления выработал весьма интересную внешнеполитическую доктрину, которая, возможно, не является плодом его творчества, а вытекает из многовекового имперского опыта российского государства. Суть ее состоит в применении технологий 'выборочного насилия' и 'точечной агрессии'.

'Самодержец' России (президент Владимир Путин), который временно взял на себя роль регента и временно передал власть Дмитрию Медведеву, за время своего правления выработал весьма интересную внешнеполитическую доктрину, которая, возможно, не является плодом его творчества, а вытекает из многовекового имперского опыта российского государства. Суть ее состоит в применении технологий 'выборочного насилия' и 'точечной агрессии'.

Для иллюстрации сказанного придется проанализировать политику Москвы в отношении Чечни, Грузии, Польши и Англии. Тут же надо учесть, что для устойчивости имперской системы остро необходимо не допустить распада и консолидации антагонистических систем. Скажем условно, современную Россию, ее государственную систему окружает несколько антагонистических, системно несовместимых с ней 'поясов', которые, исходя из их внутренних особенностей, представляют угрозу для устойчивости российской государственной системы:

1. входящие в состав Российской Федерации 'автономии' или малые нации, которые Россия в свое время завоевала, вследствие чего, у них сформировалась устойчивая сепаратистская тенденция (северокавказские и поволжские народы, создающие теоретическую угрозу формирования единой сепаратистской системы);

2. бывшие 'союзные республики', которые ныне представляют собой страны, входящие в состав Содружества независимых государств;

3. страны Восточной Европы, которые в советскую эпоху входили в сферу гегемонии России;

4. Запад.

Из первого пояса или из непосредственно входящих в состав Федерации автономий, для демонстративного и примерного наказания Россия выбрала Чечню, которая на пути сепаратизма продвинулась дальше всех. Первая чеченская кампания в 1994 году служила вполне конкретной цели - запугать других потенциальных сепаратистов.

В то же время Москва демонстрировала благожелательную терпимость в отношении других автономий, несмотря на то, что, например, Татарстан и Кабардино-Балкария проявляли порой не менее радикальные сепаратистские устремления. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев запретил призыв жителей этого региона в российскую армию, чтобы они не принимали участия в военных действиях в Чечне. А президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков высокомерно заявлял о целесообразности установления горизонтальных или конфедеративных отношений между Россией и его республикой.

Такая политика позволила России, с одной стороны, сохранить лояльность со стороны других автономий, а с другой стороны, показать им, что их ждет в случае неповиновения. Путин сумел погасить потенциальные очаги сепаратизма. Татарстан и Кабардино-Балкария, а также другие автономии тотчас поменяли сепаратистское законодательство, принятое в соответствии с известным призывом Ельцина ('Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить!'), привели свои конституции в соответствие с российским законодательством.

Тут же следует отметить, что неотделимым технологическим приемом данного метода является заигрывание с другими субъектами при демонстративном наказании одного из членов группы. Придумать преференции нетрудно, главное, чтобы члены группы имели наглядный выбор между 'кнутом' и 'пряником'.

Теперь рассмотрим вторую группу, против которой Москва использует аналогичный метод. Это 11 бывших 'союзных республик, которые в 1992-1993 годах вступили в т. н. Содружество независимых государств.

На этот раз Россия в качестве жертвы для примерного наказания выбрала Грузию. На протяжении последних лет, в назидание другим, Россия демонстративно и публично наказывает Грузию, прибегая при этом к военным акциям, поддержке сепаратистов, бомбардировкам, блокаде, эмбарго, аннексии территорий и т.д.

В то же время Москва поддерживает подчеркнуто хорошие отношения со всеми государствами-членами СНГ, проявляет терпимость, многие проблемы замалчивает с тем, чтобы в грузинском обществе укрепить ощущение 'одиночества'. Москве это нужно для достижения эффекта психологического воздействия на население. Поэтому в СНГ на Грузию смотрят настороженно, как на прокаженного. А Путин с подчеркнутой 'благожелательностью' гостит, например, в соседнем Азербайджане и возлагает цветы на могилы 'шахидов', при этом, чтобы произвести впечатление на азербайджанцев, почти опускается на колени. Как будто этим Москва изменит что-нибудь в Нагорном Карабахе или откажется от поддержки Армении.

В третью группу входят страны Восточной Европы, бывшие сателлиты Советского Союза. Тут Кремль, в силу ряда причин, выбрал в качестве жертвы Польшу. Достаточно сказать, что президент России делает оскорбительные заявления в адрес президента этой страны. К тому же, экономические санкции Москва ввела только против Варшавы.

В то же время Кремль ввел преференции в отношении Венгрии, Словении и других государств Восточной Европы. Результат тоже налицо. Например, когда Польша и Литва в поддержку Грузии выступили с соответствующими заявлениями, а подписание договора между Россией и Евросоюзом связали с отказом России от ее политики в Абхазии, Словения, являющаяся председателем Евросоюза, направить делегацию в Грузию вместе с Польшей и Литвой отказалась.

Понятно, что этот демарш явился следствием упомянутых преференций - 'Газпром' Словении пообещал кое-что из газопровода 'Южный поток'. Тут политика России уже характеризуется теми же системными особенностями: разделяй и властвуй!

В Москве больше всего опасаются консолидации (точнее, консолидированной позиции) Евросоюза. Чтобы не допустить этого, Россия умело эксплуатирует эгоистические, хотя вполне реальные, естественные и, в общем-то, легитимные интересы и стремления входящих в это объединение малых государств.

Из четвертой группы Кремль в качестве 'жертвы' выбрал Англию. Ни с одной страной Запада Россия не имеет таких напряженных отношений, как с Великобританией. Даже с Америкой, которая создает ей на постсоветском пространстве намного больше проблем. Этот нюанс подтверждает то, что российская политика в этой системе не является реактивной, т.е. ответом на конкретные действия той или иной страны.

В то же время Кремль проявляет особую теплоту к Германии Ангелы Меркель и Италии Берлускони, предлагая им разные преференции в сфере энергетики.

Парадоксально, но факт: системный результат описанной политики в этой группе такой же, как качественно ином, первом поясе - распад группы субъектов с идентичными интересами на отдельные элементы, а, в конечном счете, сохранение ее стратегической лояльности в отношении России.

Какую же цель ставит перед собой такая политика России? Дело в том, что в первом случае Москва добилась решения чеченской проблемы без стабилизации или осложнений в других регионах, благодаря чему прочно пристегнула этот пояс к себе.

Но на этом историческом этапе главную цель Кремля составляют государства, входящие во вторую группу или же сохранение эксклюзивного влияния на территории бывшего СССР и ее постепенное присоединение посредством применения систем 'управляемого хаоса' и провоцирования 'центробежных тенденций'.

Именно это представляет кремлевскую программу-максимум. В Москве считают, что постсоветское пространство, за исключением Прибалтики, является достоянием России, а его окончательное присоединение рассматривают в качестве исторической задачи.

Описанная нами технология таит в себе несколько системных угроз и вызовов для России. В первую очередь, это ответная групповая солидарность субъектов, намеченных в качестве 'жертв'. Например, выбранная для наказания Грузия во второй половине 90-х годов заняла далеко не выгодную для России позицию в отношении войны в Чечне, а входящая в третью группу Польша активно поддерживает Грузию. Президент Польши выступил с сенсационным заявлением в связи с политикой Кремля и поддержал вступление Грузии в НАТО. А ведь в эпоху Шеварднадзе Польша относилась к Грузии так же равнодушно, как сегодня Франция, Испания и Германия.

А из западных государств, Грузию и Польшу активно защищает именно Великобритания. Кремль пытается нейтрализовать этот серьезный вызов путем оказания давления на отдельные государства, изоляции строптивых стран и пробуждения интереса у партнеров. Потому Англии не удается уговорить Германию, Польше - Словению, а Грузии - Азербайджан.

Вторую угрозу для России составляет то, что, когда она занята примерным наказанием одного члена определенной группы, она вынуждена проявлять терпение к другим субъектам, что, в конечном счете, уменьшает шанс на достижение стратегической системной цели. Например, когда Москва оказывала беспрецедентное давление на Грузию в Абхазии, Азербайджан на границе с Ираном задержал российский железнодорожный эшелон с оборудованием, предназначенным для атомной электростанции в Иране, а Украина фактически запретила проведение парада российского Черноморского флота в Крыму в той форме, в какой его задумали в Кремле. Москва была вынуждена промолчать и 'проглотить' оба инцидента.

К счастью, государства постепенно начинают понимать, что после 'главной жертвы' может наступить их черед. Потому у президента Украины появилось желание поддержать Грузию в связи с ситуацией в Абхазии. Но на Западе пока многие думают, что их никто не тронет, поэтому там на происходящее пока смотрят равнодушно.

_______________________

Сплотиться вокруг ущелья ("The Economist", Великобритания)

Кремль нацелился на Грузию ("The Weekly Standard", США)