Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия - Литва: Торг начат

История о том, как Россию и Литву поссорили нефть и деньги

Россия - Литва: Торг начат picture
Россия - Литва: Торг начат picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Литва продолжают обмениваться 'любезностями'. Нынешнее обострение в отношениях в результате требований Литвы в переговорах Россия - Евросоюз - это только верхушка айсберга истории, которая началась едва ли не десятилетие назад

Россия и Литва продолжают обмениваться 'любезностями'. Нынешнее обострение в отношениях в результате требований Литвы в переговорах Россия - Евросоюз - это только верхушка айсберга истории, которая началась едва ли не десятилетие назад, а обострилась в 2006 году, когда в нашу страну перестала поступать российская нефть по трубопроводу 'Дружба'.

Из рук в руки

Чтобы правильно понимать логику сегодняшних действий обеих стран, нужно вернуться хотя бы на несколько лет назад.

Раздор между Литвой и Россией начался после гонки за владение крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием в Прибалтике - заводом 'Мажейкю нафта'. Во время приватизации, как известно, его готовы были отдать кому угодно, но только не в руки российского капитала. Завод в прямом смысле подарили американцам. Те, в свою очередь, столкнувшись с первыми трудностями в Литве, продали его российскому 'ЮКОСу'. В итоге завод 'Мажейкю нафта' оказался в руках тех, кому его так не хотели отдавать. Разумеется, это очень короткая хронология тех событий - не будем вдаваться в сложные схемы тех лет, в результате которых завод попал в руки вначале американцев, потом - 'ЮКОСа'.

Главное, что после ареста Михаила Ходорковского и банкротства 'ЮКОСа', на завод снова стал претендовать российский капитал. Одним из претендентов на покупку контрольного пакета акций был 'ЛУКОЙЛ'. Но Литва, игнорируя свой не самый удачный опыт с продажей завода американскому 'Вильямсу', вновь пошла по протоптанной дороге и решила продать завод кому угодно, но только не российской компании. Покупателем становится польский концерн 'Орлен', о котором до этого ни в Литве, ни в России никто ничего не слышал.

Поссорили деньги

А дальше пошла череда событий, о причинах которых можно рассуждать только через призму домыслов и догадок. И Россия, и наша страна официально придерживаются дипломатического тона и в крайности пока никого не бросает. Ссориться стали на экономическом фронте.

Итак, по странному стечению обстоятельств, именно в дни, когда подписание договора о продаже завода польской компании находилось на финишной прямой, в Брянской области случается авария, в результате которой в Литву перестает поступать нефть по наземному пути.

В России заявляют об износе трубопровода и многих сотнях дефектов. Мол, 'Дружба' состарилась и вконец испортилась. В прессу просачиваются осторожные доводы чиновников о том, что ответвление на Литву и вовсе не перспективно, поэтому, якобы, и чинить нет смысла.

В Вильнюсе поломку мгновенно назвали местью России за отказ продать 'Мажейкю нафту', а поломку назвали 'политической'.

Обмен 'любезностями'

Но как и Литва зависит от российских энергоресурсов, так и часть России зависит от услуг Литвы. Этой маленькой частью, которую Литва использует как свою козырную карту, является соседняя Калининградская область.

В конце лета 2006 года некий анонимный высокопоставленный дипломат заявляет в одном из литовских изданий, что Литва в скором времени начнет ремонт на железной дороге. Как раз на участке транзитной линии из Калининградской области в Россию. Напомню, что из, как ее в Калининграде называют, 'материковой' России в Калининградскую область и обратно наземным путем можно попасть только через территорию Литвы.

Понятное дело, что Литва не стала бы перекрывать воздух всей Калининградской области, иначе в эту историю ввязался бы уже Брюссель. Но на короткое время под предлогом ремонта, движение остановить могли вполне. Потом литовские политики обмолвились, что следует запретить через территорию Литвы транзит военных и чуть ли не грузовой транзит. С первыми все понятно, а вот запрет второго больно ударил бы по самой Литве. Россия немало платит за транзит по литовской территории.

В любом случае, заявление о ремонте железной дороги, тем более анонимное, вполне логичный поступок со стороны властей. Таким образом, Вильнюс провоцировал реакцию России и перекинул мяч в Москву.

Реакция появилась достаточно быстро. В России объявляют о том, что в Калининградской области, в Балтийске, будет построен крупный грузовой терминал и организовано непрерывное паромное сообщение. Весь груз из России в Россию, таким образом, планировалось пустить в обход Литвы. Надо ли говорить, сколько денег Литва теряет в случае успешной реализации этих планов.

Новый виток

Следующим шагом со стороны России стало объявление о строительстве в Калининградской области своей АЭС. Электроэнергетика - еще одна зависимость соседнего региона от Литвы. Другими словами, Москва делает все, чтобы лишить Литву ее козырей, и все, чтобы нарастить свое влияние - тоже вполне логичное стремление, с точки зрения России. Вильнюс, тем временем, тоже не сидит сложа руки и вовсю лоббирует интересы Грузии и Украины в Брюсселе и НАТО.

И вот несколько недель назад Литва блокирует выдачу мандата на переговоры Россия - ЕС. Вильнюс потребовал внести в мандат ряд вопросов. Список достаточно большой, но, по мнению политологов, главным требованием является ситуация с поставкой энергоресурсов по 'высохшей' 'Дружбе'. Процесс переговоров внутри Евросоюза еще продолжается, но Россия уже успела сделать ответный шаг. Владимир Путин, находясь уже в должности премьер-министра России, заявил, что в ближайшее время перевалка российских экспортных нефтепродуктов, которая сейчас идет через порты стран Балтии, будет переориентирована на российские порты.

"Очень рассчитываю, что в ближайшее время это и будет сделано", - сообщил Путин на презентации проекта "Север" и терминала для перевалки светлых нефтепродуктов в Приморске.

По подсчетам Путина, следует своевременно закончить работы по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, в том числе Киришского на Нижней Волге, в Татарстане. Это даст возможность расширить перевалочные мощности на терминале в Приморске до 24 млн. тонн.

"Это означает, что экспортные грузы, которые сегодня мы переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты", - заявил Путин.

Тему взаимоотношений со странами Балтии вслед за Путиным развил назначенный вице-премьером Игорь Сечин. Он заявил, что считает необоснованными претензии Литвы о возобновлении поставок российской нефти на литовский НПЗ. "Какие к нам могут быть требования и претензии?!", - сказал он журналистам в Приморске. - "Почему мы должны отдавать наши ресурсы?".

По его словам, если Литва хочет закупать российское сырье, то она может воспользоваться российскими терминалами как, к примеру, открывающимся в Приморске терминалом "Северный".

Другими словами, торг между Россией и Литвой перешел в публичное русло. Если раньше обе страны обменивались неофициальными действиями, то теперь начали отстаивать свои позиции конкретными делами - Литва со своим вето на начало переговоров Россия - ЕС, Россия - со своими экономическими проектами, которые, похоже, развиваются по всем направлениям. От газопровода по дну Балтийского моря, в обход потенциальных транзитных стран, до атомной АЭС в Калининградской области и ухода из портов Прибалтики.

_________________________________

Старые шпильки Литвы новой России ("Литовский курьер", Литва)

Москва разозлилась: Литва оставит без нефти всю Балтию ("Telegraf", Латвия)