Бурное развитие Азии стало эпохальным событием нашего времени. Этот ренессанс не только преображает облик огромного региона, но и предоставляет новые возможности миллиардам людей по обе стороны Тихого океана - как американцам, так и жителям Азии по созданию более безопасного, процветающего и свободного мира.

Но чтобы этими возможностями воспользоваться, потребуется мощная руководящая роль Америки, а также недвусмысленная преданность Америки Азии, чья судьба неразрывно связана с нашей собственной. Для этого потребуется не изоляционизм, а интернационализм, не протекционизм, а свободная торговля. Когда наши друзья и союзники по Азиатско-Тихоокеанскому региону думают о своем будущем, они должны рассчитывать на большее, а отнюдь не на меньшее внимание со стороны американского государства, а также на инвестиции и сотрудничество.

К счастью, будущий американский президент унаследует целый механизм союзов и дружеских взаимоотношений в Азии, который уже действует вполне эффективно. В момент, когда популярность Америки во многих регионах снизилась, Азия представляет собой исключение. Опросы показывают, что Соединенные Штаты пользуются более активной поддержкой в Японии, Южной Корее, Китае и Индии, чем в 2000 году. Наши ключевые альянсы с Японией, Южной Кореей и Австралией сильны как никогда. Превосходны отношения и с давними друзьями на юго-востоке Азии, такими как Сингапур. А в последние годы создано многообещающее партнерство с такими нашими друзьями, как Индия, Вьетнам и Индонезия.

Новый президент должен будет развивать эти достижения, проводя амбициозную и целенаправленную политику по дальнейшему укреплению и углублению таких взаимоотношений. Отдавая приоритет нашим альянсам, и усиливая партнерство с нашими друзьями в управлении региональными и глобальными делами, мы получим важный инструмент для решения общих проблем, с которыми сталкиваемся в меняющейся Азии и в меняющемся мире. По той же причине США обязаны также более активно участвовать в работе азиатских региональных организаций.

Кроме того, Америка должна правильно строить свои отношения с Китаем. Мощные темпы экономического развития этой страны позволили избавить сотни миллионов людей от бедности, а также оживить экономику соседних с Китаем государств. У США с Китаем есть общие интересы, которые могут стать основой для крепкого партнерства в вопросах общемировой значимости, таких как изменения климата, торговля и распространение оружия массового уничтожения. Однако быстрая военная модернизация Китая, меркантилизм в его экономической деятельности, отсутствие политических свобод и близкие отношения с правящими режимами Судана и Бирмы подрывают ту самую международную систему, от которой зависит развитие этой страны. Следующий американский президент должен будет наращивать и укреплять отношения между США и КНР, строя их на основе совпадающих интересов. Для достижения этой цели нужны будут прочные союзы с другими азиатскими государствами. Понадобится также и готовность к откровенному разговору с Китаем, если он не захочет вести себя ответственно.

Руководящая роль Америки нужна будет и для решения северокорейской проблемы. Мы должны воспользоваться теми рычагами, которые предоставила нам резолюция Совета Безопасности ООН, принятая в 2006 году после ядерных испытаний Пхеньяна. Эти рычаги помогут нам добиться от Северной Кореи принятия полной и окончательной декларации об отказе от ядерного оружия, а также деактивации и демонтажа ее ядерных объектов с возможностью проверки, о чем мы договорились с остальными участниками шестисторонних переговоров. Мы обязаны активизировать трехсторонний процесс координации усилий с Японией и Южной Кореей. И мы ни в коем случае не должны безрассудно проматывать резерв доверия наших союзников и их уважение к нашему государству своими обещаниями о том, что президент начнет бессрочные персональные переговоры безо всяких условий с диктатором, несущим ответственность за организацию международного преступного синдиката, за секретную программу разработки ядерного оружия, а также за массовую систему гулагов.

Азиатско-тихоокеанские альянсы Америки также зависят от поддержания мира и стабильности в соседних регионах, оказывающих воздействие на безопасность в Азии, в частности, на Ближнем Востоке. Главные азиатские лидеры предупреждают, что быстрый уход американцев из Ирака придаст сил "Аль-Каиде" в ее глобальной кампании террора, а также самым серьезным образом подорвет позиции США в Азии. Мы обязаны прислушаться к этим предостережениям. Успех США в Ираке укрепит американское лидерство в Азии и стабильность на этом континенте. Американское поражение и уход оттуда поставит их под угрозу.

Следующая задача нового президента США будет заключаться в углублении американского экономического партнерства со странами Азии. Объем торговли США с Азией за последние 15 лет вырос в три раза, создав миллионы рабочих мест для американцев и позволив миллионам жителей Азии стать потребителями из среднего класса. К сожалению, некоторые американские политики эксплуатируют страхи, порожденные динамичным развитием Азии. Вместо того чтобы привлекать инвестиции в сферу американских инноваций и предпринимательства, они предлагают обнести страну протекционистским забором, что приведет лишь к ухудшению экономической ситуации в США.

Это отъявленная безответственность. США никогда не завоевывали уважение и не создавали рабочие места путем отказа от свободной торговли. И мы не можем делать это сегодня.

***

В конечном итоге, альянсы Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе руководствуются чем-то большим, нежели простым стремлением воспользоваться меняющимися интересами. Наше лидерство в Азии основано на тех нормах и ценностях, которые объединяют нас с великими демократиями данного региона.

Шестьдесят пять лет назад в АТР существовало только два демократических государства: Австралия и Новая Зеландия. Сегодня в Азии в условиях демократии живет больше людей, чем в любой другой части света. Очень красноречиво о значимости демократии для Азии говорят японские руководители. А индийский премьер-министр называет либеральную демократию "естественной системой социально-политической организации в сегодняшнем мире".

Мы согласны с этим. Ни одна страна не обладает монополией на понимание того, что все люди созданы равными и облечены определенными неотъемлемыми правами. Это не только универсальная истина, это необходимая основа для общего процветания и стабильности, которой все мы добиваемся. Именно поэтому США и их союзники должны действовать вместе в целях переноса данных норм в центр существующей мировой системы.

Сама Америка в такой системе должна быть ответственной и заинтересованной стороной, а также добропорядочным "глобальным гражданином". Американская мощь не дает нам права делать то, что нам заблагорассудится, и когда нам этого захочется. Наоборот, наши позиции в Азии были самыми прочными тогда, когда мы прислушивались к нашим друзьям, когда мы не только стремились убедить их в своей правоте, но и сами были готовы признавать, что правы они. Мы должны с полной серьезностью и ответственностью относиться, например, к своим обязанностям в сфере климатических изменений, если убеждаем других делать то же самое.

Дух взаимного уважения и доверия очень важен для всех наших союзов и партнерских отношений в Азии. Речь здесь идет о доверии к прочности наших обязательств в области безопасности, к искренности наших обещаний в сфере экономики, к последовательности в соблюдении наших принципов. Возрождение таких обязательств создаст основу для новой эпохи общего азиатско-американского благополучия, безопасности и свободы.

Джон Маккейн - сенатор-республиканец от штата Аризона. Джозеф Либерман - независимый сенатор-демократ от Коннектикута.

___________________________________________________________

Вопросы Азии к следующему президенту Америки ("Project Syndicate", США)

Сигналы азиатского века ("Los Angeles Times", США)