Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократии нечего стесняться

Интервью с Робертом Каганом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Роберт Каган считает: война не за горами. Не обязательно настоящая, с пушками и бомбами, но все же: в своей новой книге он утверждает, что главная разделительная линия в мире сегодня проходит между либерально-демократическими и авторитарными государствами (Россией и Китаем).

Нам следует рассматривать международные отношения как арену конкурентной борьбы, поскольку именно из этого уже исходят Россия и Китай

Роберт Каган (Robert Kagan) считает: война не за горами. Не обязательно настоящая, с пушками и бомбами, но все же: в своей новой книге он утверждает, что главная разделительная линия в мире сегодня проходит между либерально-демократическими и авторитарными государствами (Россией и Китаем). Каган и кандидат в президенты Джон Маккейн (John McCain), чьим советником он является, выступают за создание Лиги демократий - сенатор-республиканец обещает заняться этим, если победит на ноябрьских выборах. Корреспондент Newsweek Кристофер Верт побеседовал с Каганом о новом витке великодержавного соперничества.

NEWSWEEK: Маккейн не просто выступает за создание Лиги Демократий: недавно он заявил, что будет добиваться исключения России из 'большой восьмерки'. Насколько всерьез выдвигаются подобные идеи?

Каган: Давайте сразу расставим точки над 'i': никакой Лиги демократий не будет, если другие демократические страны не захотят в нее войти. Маккейн - не новый Вудро Вильсон, который приплыл в Европу со своими 'Четырнадцатью пунктами' и просто заявил: 'Подпишитесь вот здесь'. И никто, конечно, не собирается выставлять Россию из 'восьмерки'. В этой организации сама Россия имеет право голоса, да и другие страны с этим не согласятся. Подлинный вопрос в другом: если бы кто-то знал, что Россия станет такой как сейчас, приняли бы ее вообще в 'большую восьмерку'? Маккейн хочет подчеркнуть: к проблеме самовластья в России следует относиться со всей серьезностью.

NEWSWEEK: В то же время это можно рассматривать как критику Совета Безопасности ООН?

Каган: Это признание того факта, что Совету Безопасности в принципе плохо удается выработка единой позиции, особенно когда речь идет о гуманитарных проблемах - в Дарфуре, Бирме, Зимбабве. Можно с уверенностью утверждать, что в этих вопросах наблюдается раскол между демократическими и авторитарными государствами. Маккейн уже отмечал: создание Лиги демократий - не способ 'обойти' ООН, а способ ее дополнить. Стоит вспомнить, что некоторые акции на международной арене уже осуществлялись своего рода 'Лигой демократий'. Так, в 1999 г. страны НАТО начали войну из-за Косово. Может быть, такие вещи стоит делать не только в рамках трансатлантического сообщества, но и в глобальном масштабе?

NEWSWEEK: В своей книге 'Возвращение истории и конец мечтаний' ("The Return of History and the End of Dreams") вы утверждаете: если 20 лет назад на международной арене действовали по сути две мировые державы, то сейчас их стало больше. Но отличие от периода 'холодной войны' заключается в том, что в экономическом плане эти великие державы сегодня тесно взаимосвязаны.

Каган: Честно говоря, мне надоели все эти бесконечные утверждения о том, что глобализация, это усиление взаимозависимости, по сути аннулирует геополитическое соперничество, лишает его актуальности - или аннулирует идеологическую напряженность. Если вспомнить историю, станет ясно, что конфликты между великими державами чаще возникают по геополитическим причинам, из-за столкновения амбиций, а то и идеологий, и реже - по экономическим. Экономические факторы не всегда могут предотвратить противостояние между странами.

NEWSWEEK: Что выиграют демократические страны, если будут рассматривать международные отношения как арену конкурентной борьбы с авторитарными государствами?

Каган: В какой-то степени это вынужденная мера, поскольку авторитарные государства уже смотрят на события в мире через эту призму. Я не отрицаю, что это вызовет раздражение у Владимира Путина. Но у Путина многое вызывает раздражение. Его раздражает НАТО, Его раздражает ЕС. Меня немного беспокоит та степень, в которой озабоченность реакцией Путина, или озабоченность тем, чтобы Китай не почувствовал себя в изоляции, побуждает людей считать, что идея объединения демократических государств именно на основе их демократического характера - самое опасное, что только можно вообразить.

NEWSWEEK: А что это означает в плане отношения к тем, кто - как, например, сенатор Барак Обама (Barack Obama) - считает, что необходимо активнее использовать дипломатические методы?

Каган: Естественно, нам необходимо будет вести переговоры, вести диалог с теми, с кем мы не согласны, но давайте начнем с диалога с теми, с кем мы согласны. Я бы сказал, что самая приоритетная задача для нового президента - восстановить здоровые отношения с нашими демократическими союзниками. Не думаю, что нашей 'первой остановкой' должен стать Тегеран. Я бы предпочел, чтобы это был Париж.

NEWSWEEK: Как вы относитесь к утверждению, что мы имеем те международные отношения, которые заслужили - что проводя политику поляризации, мы получаем усиление поляризации?

Каган: По-моему, это забавно. Те же самые люди, что заявляют, будто создание Лиги демократий - вещь опасная, одновременно поддерживают наше правительство, когда оно осуждает действия Пекина в Тибете. Я тоже это поддерживаю, но не надо строить наивных иллюзий насчет того, как это осуждение воспринимается китайцами. Они приходят к выводу, что демократические страны настроены по отношению к Китаю враждебно, и действуют единым фронтом. Авторитарные государства отлично понимают, что это соперничество имеет место.

_____________________________________

Р.Каган: Слово в защиту лиги демократий ("The Financial Times", Великобритания)

Р.Каган: Российские лидеры - не просто автократы. Они верят в автократию ("The Washington Post", США)

Р.Каган: Диктаторы вернулись: а мы будто этого не замечаем ("The Sunday Times", Великобритания)