Ровно год прошел с тех пор, как между Эстонией и Россией разразился грандиозный скандал вокруг многострадального памятника советскому воину, - история, закончившаяся массовыми погромами в центре Таллинна и очередной порцией обвинений в 'оголтелом фашизме' в адрес эстонского правительства. Теперь у прибалтийцев появился шанс отыграться и лишний раз напомнить, что советский солдат для Эстонии был не столько освободителем, сколько оккупантом. Для этого местные власти решили напомнить миру об одном из самых загадочных случаев, сопровождавших присоединение Эстонии к СССР.

В минувшую пятницу гидрографическое судно ВМС США 'Патфайндер' приступило к поискам у побережья Эстонии обломков финского транспортного самолета 'Юнкерс 52', потерпевшего крушение 14 июня 1940 года. Предположительно, останки транспортника, носившего имя 'Калева', покоятся на глубине 90 метров в нескольких милях от берега Финского залива. Среди сотен сбитых в период Второй мировой войны самолетов, этот отличает одно обстоятельство - в момент крушения летящей в Хельсинки 'Калевы' на ее борту находились двое французских и один американский дипкурьеры, которых финское правительство помогало эвакуировать из практически оккупированной Союзом Прибалтики.

Заинтересованность в этих поисках американской стороны легко объяснима. Один из погибших, 27-летний дипломат Генри Анзейл, был весьма важной фигурой в тогдашних американо-советских шпионских игрищах. С 1933 года он состоял при посольстве США в СССР, но как только стала очевидной перспектива захвата Союзом Прибалтики, Анзейл был моментально переправлен из Москвы в Таллинн, чтобы эвакуировать из американского посольства все секретные документы. Можно догадаться, что каждый его шаг, как в Москве, так и в Эстонии, отслеживался советской разведкой. По очень 'странному' стечению обстоятельств, стоило 'Калеве' с Анзейлом на борту вылететь из Таллинна, как уже через несколько минут экипаж и девять пассажиров самолета оказались похоронены в водах Финского залива.

Хотя официальной причиной падения 'Калевы' все эти десятилетия оставался 'взрыв в хвостовой части фюзеляжа', в США Анзейла считают одной из первых американских жертв Второй мировой, не очень-то веря в случайность катастрофы. Хотя бы потому, что 'Юнкерс 52' считался одним из самых надежных транспортников в мире, и вероятность технической неполадки в этом самолете, который использовался вплоть до 80-х годов (!) прошлого века, приближалась к нулю. Стоит ли говорить, что все эти десятилетия негласной версией причины гибели 'Калевы' оставалась атака советских истребителей - накануне присоединения войска СССР установили морскую и воздушную блокаду балтийского побережья. Правда, в 1940 году об этом предпочли умолчать - правительство Эстонии к тому времени стало полностью марионеточным, а руководитель Финляндии маршал Маннергейм, незадолго до этого потерпевший поражение в 'зимней войне', прекрасно понимал, что условия диктует победитель. Остальному миру было не до этого - в день, когда разбился самолет, немецкие войска вступили в Париж. А между тем, бытует версия, что сразу после крушения 'Калевы' в обломках самолета порылись советские водолазы, искавшие пресловутую американскую переписку.

По старой традиции, Россия всячески отрицает любую причастность советских ВВС к катастрофе. И если в ближайшие дни 'Патфайндер' действительно найдет обломки 'Калевы', а эксперты смогут обнаружить на них следы пулеметных очередей, - это будет означать, что российское правительство в очередной раз 'погорит' на лжи. Таким образом, Эстония получит очередной козырь в своих исторических претензиях к России - теперь в многолетнюю тяжбу могут быть втянуты Финляндия, чей экипаж погиб в катастрофе, и США, которые в преддверии выборов могут припомнить россиянам 'первую американскую жертву Второй мировой'. Вряд ли в результате Россия станет выплачивать какие-либо компенсации, но имидж будет подпорчен изрядно.

Как это было

Эстонию Союзу 'подарил' Риббентроп

В довоенные годы страны Балтии выделялись среди всех соседей по-настоящему демократическим государственным строем, потому приход 'освободителей' никак не вписывался в планы большинства прибалтов. Но когда сверхдержавы перешли от слов к делу - сопротивление аннексии оказали только финны, ввязавшись в кровопролитную 'зимнюю войну'. Ну а прибалты, не имевшие никаких резервов для отпора СССР, предпочли решать все вопросы дипломатическим путем. Ситуация повторила сценарий захвата фашистской Германией Австрии и Чехии. Для начала министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов принялся обвинять правительство Эстонии в антисоветских настроениях, предъявляя смехотворные доводы - вроде того, что150 эстонских добровольцев сражались на стороне Финляндии в 'зимней войне'. Под такими предлогами 'для обеспечения порядка' Молотов требовал допуска в Эстонию все новых и новых советских частей. Венцом дипломатического фарса стал ультиматум - немедленный 'приход к власти в стране правительства, дружественного СССР'. 17 июня советские войска окончательно оккупировали Эстонию, а вскоре в стране прошли парламентские выборы, к которым новая власть допустила только коммунистическую партию 'Союз трудового народа'. С этого момента Эстония, как независимое государство, прекратила свое существование. Общее количество эстонцев, репрессированных за время существования Эстонской ССР, оценивается в 180 тыс. человек. Население Эстонии на 1 января 1940 года составляло 1 млн. 122 тыс. человек.

__________________________________

Эстонцев разозлила брошюра финской журналистки ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Ярмо запоздавшей независимости ("Delfi", Эстония)

Эстонский комплекс малого народа ("Przeglad", Польша)