From The Economist print edition

На этой неделе прозвучал набат по роману Америки с пикапами и внедорожниками. Компания General Motors (GM) объявила, что в мае объем продаж упал на 30% по сравнению с прошлым годом, поскольку высокие цены на горючее побудили американцев отказаться от своих поглотителей бензина в пользу более экономичных машин. Ford объявил о 19-процентном снижении, а его пикап F-150 впервые отстал по объему продаж от моделей Toyota Camry и Corolla. Еще более красноречиво 62-процентное падение продаж 'Хаммеров', неповоротливых внедорожников в армейском стиле от GM. GM объявила о планах закрытия четырех заводов по производству пикапов и 'стратегическом пересмотре' бренда Hummer. Общий объем продаж падает третий месяц подряд.

Но есть одна страна, где высокие цены на нефть ведут не к мучительной реструктуризации рынка, а к его расширению. Благодаря богатым природным запасам, российская экономика растет последние десять лет в среднем на 7 процентов в год. За последние пять лет реальный доход населения почти удвоился и каждый год растет более, чем на 10 процентов. Это означает, что многие россияне неожиданно оказались в состоянии купить машину.

По числу автомобилей (200 на 1000 человек) Россия по-прежнему отстает от развитого мира (в большинстве стран Западной Европы этот показатель составляет 500, а в Америке - около 800). Средний доход ниже, чем на Западе, однако ниже и уровень потребительской задолженности. Хейди Маккормак (Heidi McCormack), директор по развитию бизнеса GM в России, говорит, что, по сравнению с другими рынками, обремененными долгами и ценами на нефть, 'Россия находится в какой-то волшебной изоляции'.

Рост и масштаб российского рынка превзошли все ожидания. В 2007 г. объем продаж новых автомобилей вырос на 36% по объему и на 57% по стоимости, что отражает рост покупательной способности потребителей. Продажи легковых автомобилей составили более 2,7 миллионов. Аналитик инвестиционного банка 'Ренессанс-Капитал' Эдуард Фаритов считает, что в этом году Россия может стать крупнейшим рынком Европы, обойдя Германию, поскольку продажи могут составить около 3,3 миллионов. К 2012 г. россияне будут покупать более 5 миллионов новых машин, из которых почти 90 процентов будут иномарками, прогнозирует консалтинговая фирма Ernst & Young.

Продажи автомобилей российских марок в последние несколько лет остаются примерно на одном и том же уровне - от 750 до 800 тысяч. Весь рост обеспечивают иномарки, отмечает Найджел Брэкенберри (Nigel Brackenbury), глава российского представительства Ford, первой зарубежной автомобильной компании, построившей свои заводы в стране. Благодаря крупной дилерской сети Ford преуспевает: десять лет назад он за год продавал в России меньше машин, чем теперь за неделю.

Иномарки продаются в пафосных автосалонах, наподобие Major City, 'дилерской деревни' на окраине Москвы. В ожидании своих новых автомобилей клиенты могут посетить кинотеатр, проверить электронную почту, перекусить или зайти к парикмахеру. Российским брендам здесь не место. Как говорит один из менеджеров автосалона: 'Продажа российских машин - совсем другое дело. Достаточно иметь того, кто будет перечитывать деньги'.

Отечественным производителям оказалось трудно конкурировать сначала с подержанными иномарками, а потом - с новыми автомобилями из-за рубежа и машинами зарубежных марок, производимыми в России. В 2002 г. почти 500 000 продаваемых машин были подержанными иномарками, привезенными, главным образом, из Германии и Японии. По стоимости это составляло 44 процента рынка. Даже довольно престарелые 'Фольксвагены' и 'Тойоты' были качественнее отечественных 'Лад', производимых 'АвтоВАЗом' и 'Волг', производимых 'ГАЗом'. Стремясь помочь отечественным производителям автомобилей, правительство в конце 2002 г. наложило 25-процентную пошлину на ввоз подержанных иномарок.

Но российские фирмы не сумели воспользоваться высвободившимся пространством. Когда снизился объем продаж подержанных машин, их место заняли новые иномарки, на долю которых в 2005 г. пришлось 48 процентов рынка по стоимости. В ответ правительство не стало вновь повышать пошлины, а постаралось убедить иностранных производителей возродить российскую автопромышленность, создав в стране заводы по сборке своих машин.

Условия были просты: для того, чтобы их продукция не облагалась ввозной пошлиной, иностранные автомобильные компании должны были построить завод, способный производить более 25 000 машин в год, что требует инвестиции, как минимум, в 100 млн. долларов. В течение пяти лет после начала производства доля российских компонентов в каждой машине должна достичь 30 процентов. В отличие от Китая, фирмы не обязаны вступать в партнерство с местными производителями.

В результате, десять крупнейших в мире автопроизводителей вступили в борьбу за право строить заводы в России. Согласно уже объявленным инвестиционным планам, к 2012 г. объем производства может достичь 1,6 млн. машин. Renault производит модель Logan на возрожденном заводе 'Москвича' в Москве, а Volkswagen строит завод в городе Калуге в 110 милях к юго-западу от Москвы. Но большинство фирм обосновывается в окрестностях Санкт-Петербурга, следуя примеру 'Тойоты' и 'Форда', который недавно объявил об увеличении объема производства до 125 000 машин в год. Вскоре к ним присоединятся General Motors, Nissan, Suzuki и Hyundai. Популярность Санкт-Петербурга объясняется его незамерзающим портом, хорошим железнодорожным сообщением и образованной рабочей силой - а также тем, что его губернатор Валентина Матвиенко, женщина-политик номер один в России, действует по принципу 'сказано-сделано'.

Что же остается отечественным автопроизводителям? В 1990 г. они производили 1,2 миллиона легковых автомобилей, но в прошлом году продали лишь 756 тысяч. Наиболее уязвим 'АвтоВАЗ', производящий более 90 процентов отечественных автомобилей. Его 'Лады' все еще хорошо продаются в российской провинции, потому что у него много дилеров, машины дешевы, а вариантов у покупателя мало.

Главной угрозой 'Ладе' являются очень дешевые китайские машины. Пока власти отказывают таким компаниям, как Chery и Great Wall, в выдаче разрешений на строительство заводов в России, но эта дискриминация может оказаться недолгой. Следующая угроза - возможность того, что вновь сменится динамика бизнеса по продаже подержанных иномарок. Если, как ожидается, будет отменен 18-процентный НДС на подержанные автомобили, продаваемые дилерами, то ценовое преимущество 'Лады' исчезнет.

Свои надежды 'АвтоВАЗ' возлагает, прежде всего, на 25-процентный пакет акций, недавно приобретенный Renault за 1 миллиард долларов. Менеджеры Renault начали прибывать в марте, а глава компании Карлос Гон (Carlos Ghosn) будет одним из трех руководителей Renault, представленных в совете директоров 'АвтоВАЗа'. Янн Венсан (Yann Vincent), недавно назначенный вице-президентом по операционному управлению, говорит, что приоритетом будет вывод на рынок новых 'Лад' на основе платформ Renault к 2010 г.

Еще один отечественный производитель автомобилей, 'Северсталь-Авто', разумно решил вместо того, чтобы тягаться с зарубежными фирмами, специализироваться на производстве коммерческих автомобилей и грузовиков, спрос на которые будет повышать быстрорастущий розничный сектор. У 'Северстали' уже есть совместное предприятие с Fiat по производству седанов Albea и Linea, а в мае премьер-министр Путин выкатил первый микроавтобус Fiat Ducato из сборочного цеха фирмы в Елабуге, 'свободной экономической зоне' в Татарстане. Кроме того, 'Северсталь' производит малые и средние грузовики Isuzu.

Финансовый директор 'Северсталь-авто' Николай Соболев добавляет, что следующим шагом стратегии компании является создание дилерской сети для оказания высокодоходных услуг, таких как адаптация ее автомобилей для школ и больниц, заключение лизинговых соглашений, предусматривающих полный комплекс услуг, и содействие предоставлению кредитов местными банками. Те отечественные фирмы, которые понимают своих клиентов и умеют находить доходные ниши, будут преуспевать. Но, если речь идет о покупке машины, то, русские, при всем своем шовинизме, похоже, с удовольствием оставляют патриотические чувства за дверью автосалона.

______________________________________

Русские идут - на автомобилях ("Forbes", США)

Страсти по иностранному: автомобильная лихорадка ("Chicago Tribune", США)

Нефтяной резерв: заливай по горловину ("The Washington Times", США)

Америке следует научиться любить дорогой бензин ("The Times", Великобритания)