Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
А. Миллер: 'Газпром хочет стать образцовым оператором во Франции'

Газ - особенный товар

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы поддерживаем стремление Еврокомиссии к либерализации энергетических рынков. Однако мы считаем, что наше присутствие на рынке Европы способствует усилению конкуренции. Брюссель преследует другую цель - обеспечение энергобезопасности Европы. Комиссия считает, что зависимость Европы от российского газа носит односторонний характер. На самом деле 'Газпром' также зависит от Европы, поскольку она является нашим основным рынком сбыта...

Алексей Миллер, председатель правления 'Газпрома', которому реформы Брюсселя могут помочь реализовать амбициозные планы, рассказывает о европейской стратегии ведущего мирового производителя газа.

- Эксперты утверждают, что объемы добычи 'Газпрома' не увеличиваются. Как Вы можете гарантировать поставки газа в полном объеме, обещанные Вашим клиентам, в том числе Gaz de France?

- Цифры свидетельствуют об обратном. В период с января по апрель сего года объем добычи 'Газпрома' составил 4,2 миллиарда кубометров, больше чем за аналогичный период 2007 года. Сомнения в нашей способности выполнить обязательства необоснованны. Даже в трудные годы перед распадом Советского Союза Россия никогда не подводила своих клиентов. Репутация надежного партнера - бесценный капитал для поставщика энергоносителей.

- Чем же тогда вызвано недоверие Международного агентства по энергетике?

- Компании газовой отрасли добывают объемы, необходимые для удовлетворения спроса. Если зима теплая - спрос падает, и объемы добычи сокращаются.

- 'Газпром' осуществляет инвестиции в достаточном объеме, чтобы позволить новым месторождениям прийти на смену истощающимся?

- Именно таким образом 'Газпром' поступает в Надым-Пур-Тазе. Осуществляемые нами инвестиции позволяют нам рассчитывать на добычу 570 миллиардов кубометров в 2010 году. В 2015 году мы можем нарастить объемы до 610-615 миллиардов кубометров, а в 2020 году добывать 650-670 миллиардов кубометров. К этому времени половина объемов добываемого газа будет поступать с новых месторождений, расположенных на континентальном шельфе арктических морей, на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

- Какова Ваша коммерческая стратегия во Франции?

- Французский филиал 'Газпрома' в настоящее время поставляет всего лишь 1% от общего объема потребляемого Францией газа. Мы стремимся стать во Франции образцовым энергетическим поставщиком. В первую очередь мы считаем своей целевой клиентурой крупные промышленные предприятия, а также малый и средний бизнес. Развитием сети поставок индивидуальным потребителям мы можем заняться позже. Мы считаем, что установление прямых коммерческих связей с предприятиями и местными партнерами предоставляет лучшие гарантии безопасности снабжения. Кроме того мы планируем усилить наше положение на рынках торговли газом, электроэнергии, углем. В том, что касается угля, например, мы уже сейчас можем разработать коммерческие предложения для промышленных предприятий, на которые распространяются ограничения на выбросы углекислого газа.

- Планирует ли 'Газпром' развивать свою деятельность во Франции с помощью крупных приобретений?

- Мы не исключаем такой возможности, но приоритет отдаем органическому развитию.

- В своем недавно опубликованном докладе Клод Мандиль (Claude Mandil), бывший директор Международного агентства по энергетике, дал рекомендацию, чтобы контракты с 'Газпромом' подписывали страны, а не предприятия. Таким образом, можно будет получить конкурентные цены. Что Вы думаете по этому поводу?

- Цель 'Газпрома' как коммерческого предприятия - заключать контракты с другими предприятиями, а не с государствами или правительствами. Я хотел бы отметить, что в своем докладе г-н Мандиль выдвигает очень взвешенные предложения, он признает, что 'Газпром' является надежным поставщиком, и подчеркивает, как повезло Европе, что у нее есть достаточно близкий сосед, обладающий значительными запасами природных ископаемых.

- Как Вы относитесь к позиции Еврокомиссии, которая выступает против выхода на европейский рынок интегрированных корпораций, которые одновременно занимаются добычей и транспортировкой энергоносителей?

- Мы поддерживаем стремление Еврокомиссии к либерализации энергетических рынков. Однако мы считаем, что наше присутствие на рынке Европы способствует усилению конкуренции. Брюссель преследует другую цель - обеспечение энергобезопасности Европы. Комиссия считает, что зависимость Европы от российского газа носит односторонний характер. На самом деле 'Газпром' также зависит от Европы, поскольку она является нашим основным рынком сбыта, несмотря на международную диверсификацию нашей клиентуры. Поэтому в отношении России и Европы следует скорее говорить о взаимозависимости.

- Брюссель, который разрабатывает пакет мер по энергетике, ратует за то, чтобы газопроводы были открыты для всех . . .

- Не будем делать преждевременных выводов о том, что в конечном итоге решит Еврокомиссия. Мы полагаем, что если заставить такие интегрированные предприятия, как 'Газпром', разделить их активы, привлекательность инвестиций в газовую инфраструктуру снизится. Затраты на содержание газопроводов очень высоки. Именно поэтому их традиционно берут на себя сами энергетические компании. Это в их интересах. Зато передача ответственность за эти инвестиции исключительно третьим лицам может привести к сокращению пропускной способности. Не слишком ли это большой риск для Европы, чье потребление газа в ближайшие годы значительно возрастет?

- Тем не менее, Брюссель рассчитывает создать конкурентный рынок и добиться низких цен именно благодаря этому разделению видов деятельности . . .

- Комиссия разработала свои рекомендации, основываясь на опыте стран-производителей газа, владеющих развитыми транспортными сетями. Ярким примером является британская модель. Но можно усомниться в том, что данная модель будет эффективно работать на рынке, зависящим от импортных поставок. Достаточно посмотреть на нынешний уровень цен в Великобритании или в Испании. На самом деле газ - особенный товар. Это - не мобильные телефоны, не автомобили, не программное обеспечение. Доступ к ресурсам здесь ограничен в силу объективных причин.

- Может ли сложиться такая ситуация, что Gaz de France станет конкурировать со своим главным поставщиком?

- Тут нет ничего необычного. У нас похожие отношения сложились с Total. Мы с Gaz de France на протяжении десятилетий были превосходными партнерами. Помимо поставок газа мы сотрудничаем в таких областях, как энергосбережение, обновление транспортных сетей, сокращение утечек газа, строительство и развитие подземных хранилищ, СПГ, обучение сотрудников. Кроме того, Gaz de France будет получать ежегодно дополнительные 2,5 миллиардов кубометров природного газа по газопроводу Nord Stream.

- Не станет ли возобновление атомной программы во Франции препятствием для реализаций планов 'Газпрома'?

- Во Франции и так уже 78% электроэнергии генерируются АЭС. Это не мешает Франции импортировать значительные объемы природного газа из Норвегии, России, Голландии, Алжира и Египта. В период 1990-2004 гг. объем ее импорта газа возрос на 55%. Учитывая растущий спрос на энергию, возобновление атомной программы будет поддерживать нынешний уровень потребления. Это никак не повлияет на проекты 'Газпрома' во Франции.

_____________________________

Куда "Газпром", туда и Россия ("The New York Times", США)

Вырваться из объятий 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)

Думайте о трубах, не о ракетах ("The Economist", Великобритания)