Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Извлекая уроки из 'нефтяного шока'

Цены на нефть непредсказуемы, и если произойдет их обвал, американцы уже не будут испытывать иллюзий, полагая, что мы навсегда вернулись во времена дешевой энергии

Извлекая уроки из 'нефтяного шока' picture
Извлекая уроки из 'нефтяного шока' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все мы знаем, что галлон бензина стоит 4 доллара, а баррель нефти 135 долларов. Но если вы думаете, что на этом все остановится, вам не о чем говорить с экономистом из CIBC World Markets Джеффри Рубиным. Согласно его подсчетам, мы пока только на полпути в уверенном движении вперед и вверх, и к 2012 году галлон бензина будет стоить 7 долларов, а баррель нефти - 225 долларов. По его словам, несмотря на колебания, общий подъем цен будет повсеместным и станет сопровождаться удивительными и неожиданными побочными эффектами.

Все мы знаем, что галлон бензина стоит 4 доллара, а баррель нефти 135 долларов. Но если вы думаете, что на этом все остановится, вам не о чем говорить с экономистом из CIBC World Markets Джеффри Рубиным (Jeffrey Rubin). Согласно его подсчетам, мы пока только на полпути в уверенном движении вперед и вверх, и к 2012 году галлон бензина будет стоить 7 долларов, а баррель нефти - 225 долларов. По его словам, несмотря на колебания, общий подъем цен будет повсеместным и станет сопровождаться удивительными и неожиданными побочными эффектами. Среди них можно отметить следующие.

Американские производители от роста цен выиграют, поскольку импорт станет дороже из-за увеличения цен на океанские перевозки, которое будет неизменно сопровождать рост топливных цен. Часть производства вернется в США, а часть переместится из Азии к более близким экспортерам (например, из Китая в Мексику). По оценкам Рубина, с 2000 года стоимость перевозки 40-футового контейнера из Восточной Азии выросла с трех до восьми тысяч долларов. А когда баррель нефти будет стоить 200 долларов, стоимость перевозки составит 15000 долларов.

Инфляция станет более устойчивой. На протяжении многих лет Федеральный резерв США все свое внимание уделял 'базовой инфляции' - цены минус топливо и продовольствие. Это объяснялось тем, что крупные изменения в ценах на энергоресурсы и продовольствие обычно имеют тенденцию менять направление движения на обратное. Но если они упорно растут, такая логика терпит крах. 'Базовая инфляция едва превышает 2 процента, но это может утешить вас лишь в том случае, если вы не едите и не ездите на машине, - говорит Рубин, - а общий уровень инфляции раза в два больше, примерно 4 процента'.

Две отрасли - жилищное строительство и автомобилестроение будут нести дальнейшие потери. 'Через пару лет за руль будет садиться меньше американцев', - утверждает Рубин. Рост цен на бензин заставит людей пользоваться общественным транспортом и использовать автомобили коллективно и по очереди. Цены на жилье поставят новый рекорд падения, особенно в удаленных пригородах, откуда долго добираться до центра. 'Люди не смогут позволить себе то, что могли позволить прежде', - заявляет Рубин.

Последствия нефтяного кризиса не следует недооценивать. Мир подошел к пику нефтедобычи, когда истощающиеся нефтяные запасы больше не позволяют существенно увеличивать объемы годового производства. На самом деле, в буквальном смысле это не совсем так. Прогнозы и оценки по крупным неразведанным месторождениям нефти говорят о том, что до 'нефтяного пика' еще несколько десятков лет. Однако государства, контролирующие 75 и более процентов известных запасов, ведут себя так, будто такой пик уже наступил. Они прячут дефицитные сырьевые ресурсы, ограничивая объемы разведки новых месторождений. Тем временем, добыча в некоторых местах быстро сокращается. Резервы истощаются, а спрос начинает превышать предложение.

Эта брешь закрывается высокими ценами. Мрачные оценки Рубина и других специалистов основаны на предположении о том, что такая ситуация сохранится. Конечно, они могут ошибиться, если дальнейший рост цен приведет к резкому снижению спроса, а предложение внезапно вырастет. Саудовская Аравия недавно просигнализировала о небольшом увеличении добычи. В Соединенных Штатах рост цен уже привел к тому, что люди стали меньше ездить. В марте объем поездок и перевозок по автомагистралям снизился на 4,3 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В мае объем продаж спортивных и грузопассажирских автомобилей в сравнении с маем прошлого года упал на 31 процент. Эти данные приводит сайт WardsAuto.com. Спрос на топливо замедлил свой рост также в Европе и Японии.

Однако увеличение потребностей в развивающихся и нефтедобывающих странах компенсирует падение спроса в богатых государствах. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 2008 году потребление там вырастет на три процента.

Нефтедобывающие страны обретают мощную силу и влияние. Даже при цене в 100 долларов за баррель Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты в период с 2008 по 2020 год получат доходы от продажи нефти в размере 8 триллионов долларов. Такие оценки делает аналитический центр McKinsey Global Institute. Еще большую тревогу вызывают возможные политические последствия. 'Такая ситуация по-настоящему усиливает иранцев, русских и венесуэльцев, позволяя им вести себя в мире вызывающе', - говорит Ларри Голдштейн (Larry Goldstein) из фонда Energy Policy Research Foundation. Если поставки сырой нефти контролировало государство, то в сфере продаж доминировали частные компании. Нефть всегда можно было купить, пусть и дорого. Но теперь она может стать политическим товаром, который будут предлагать со скидкой друзьям, скрывая его от соперников.

Как мы можем вернуть себе хотя бы часть утраченной силы и влияния? В первую очередь, следует отказаться от политики отрицания. Хватит обвинять нефтяные компании и 'спекулянтов'. Далее, нам нужно наращивать внутреннюю добычу нефти и газа, в том числе, на Аляске. Мы не можем 'пробурить себе путь' для выхода из данной проблемы. Но мы можем увеличить объемы поставок и уменьшить ценовую нагрузку. На это понадобится лет десять, а то и больше, поскольку новые проекты имеют огромные масштабы. Но любая задержка лишь усугубляет наши будущие трудности.

И наконец, мы должны понять, что высокие цены могут стимулировать использование новых видов биотоплива из опилок, пищевых отходов и проса. По словам Дэвида Коула (David Cole) из Центра автомобильных исследований (Center for Automotive Research), себестоимость таких видов топлива может составить примерно 1 доллар за галлон. Если это так, то данная цифра будет намного ниже сегодняшних оптовых цен на бензин. По словам Коула, чтобы убедить новых производителей в том, что они не обанкротятся в случае резкого падения цен на нефть, нам надо установить нижнюю ценовую границу от 50 до 80 долларов за баррель. Это можно сделать при помощи резервного тарифа, который будет вводиться в действие только в том случае, если цены упадут до такого пограничного значения. Цены на нефть непредсказуемы, и если произойдет их обвал, американцы уже не будут испытывать иллюзий, полагая, что мы навсегда вернулись во времена дешевой энергии. Такую ошибку мы уже делали.

___________________________________________________________

Нефть - слишком важная вещь, чтобы доверить ее рыночным силам ("The Times", Великобритания)

Дайте рынку разрешить энергетический кризис ("The Financial Times", Великобритания)