Сегодня исполняется 60 лет с того дня, когда западные союзники начали использовать авиацию для обеспечения жителей Западного Берлина всем необходимым для жизни. Другого способа обойти установленную СССР блокаду, целью которой являлось вытеснение оккупационных сил США, Великобритании и Франции из Берлина, не было.

Немцы до сих пор благодарны американцам, которые организовали воздушный мост помощи, однако опросы свидетельствуют о том, что нынешнюю политику США положительно оценивают все меньше жителей Германии.

Агентство AP напоминает, что в течение 15 месяцев транспортные самолеты, которые пилотировали американские, британские, канадские, австралийские, новозеландские и южноафриканские летчики, в общей сложности выполнили 278 000 рейсов в Западный Берлин, доставив приблизительно 2,3 миллиона тонн грузов. Это было не только продовольствие, но и медикаменты, уголь, предметы быта и все остальное, что необходимо для жизни. В историю вошло 16 апреля 1949 года, когда на западноберлинских аэродромах Темпельхофф (там была американская база), Гатов (его контролировали британские войска) и Тегель (где примерно 19 000 немцев, половина из них женщины, в течение трех месяцев соорудили аэродром) приземлилось около 1400 самолетов с 13 000 тоннами груза. В среднем через каждые 62 секунды в Берлине приземлялся транспортный самолет.

Советская сторона, разумеется, была не в восторге от такой помощи, поскольку это нарушало планы Иосифа Сталина, но, к счастью, холодная война, не перешла в горячую фазу, хотя в результате различных инцидентов погибли 39 британцев, 31 американец и как минимум пятеро немцев. Отметим, что СССР пытался подкупить западноберлинцев, предлагая в обмен на регистрацию в советской оккупационной зоне более богатые продовольственные комплекты, но на эту приманку поддалось только около 20 000 человек.

'Воздушный мост помощи заставил бывших врагов стать партнерами и сотрудничать, это развило доверие, которое переросло в партнерство и дружбу', - подчеркнул в беседе с АР директор берлинского Музея союзников Хельмут Тротнов, демонстрируя постоянную экспозицию о тех событиях. Для обслуживания самолетов союзников на работу были приняты бывшие механики немецких военно-воздушных сил Luftwaffe, нашлась работа и для других специалистов.

Одним из символов той помощи стал американский пилот Гейл Халворсен, которому сейчас 87 лет. Однажды он угостил двух маленьких берлинцев двумя пластинками жевательной резинки, а, увидев, как их друзья обнюхивают фантики, начал регулярно делиться с детьми своими запасами сладостей. Со временем к этой акции присоединились и другие пилоты, которые сбрасывали с самолетов упаковки со сладостями, используя в качестве парашютов носовые платки. Мерседес Вильд, которой в 1948 году было семь лет, вспоминает, как она написала письмо пилоту, попросив сбросить сладости в саду своего дома - вместе с ответным письмом действительно пришел и пакет со сладостями. 'Берлинцы увидели человеческое лицо своих недавних врагов', - подчеркивает Вильд.

Правда, сейчас отношение к США, которые по-прежнему дислоцируют на своих базах на территории Германии 85 000 военных и членов их семей, изменилось. Проведенный в начале этого месяца Pew Global Attitudes опрос свидетельствует о том, что положительно по отношению к США настроены только 31% немцев, хотя в 2000 году этот показатель достигал 78%. Правда, для 55% немцев американцы приятны как люди, поэтому данный опрос больше указывает на отношение к политике сверхдержавы, например, в вопросе войны в Ираке.

Более того, все больше молодых немцев считают, что немецкий народ должен начинать избавляться от своего менталитета должника. 'Немцы были очень благодарны за все, что США сделали для них - Америка помогла восстановить Германию, воздушный мост помощи помог берлинцам выжить. Но Германия очень развилась - она стала более сильным государством. Сейчас Германия вместе с другими европейскими странами укрепляет Европейский союз, и в данное время ей не нужна такая помощь США, как тогда', - считает 22-летний студент Макси Леман.

_______________________

Мифы 'холодной войны' ("The International Herald Tribune", США)

Новая Ялта ("Tygodnik Powszechny", Польша)