Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В гостях у казаков и ведьмы

На Сумщине отметили годовщину Конотопской битвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Историки до сих пор спорят, что именно помогло Выговскому разгромить врага: поддержка татар и поляков или сила духа казаков, но при этом никто не отрицает, что Конотопская битва стала одним из самых заметных сражений XVII столетия.

Когда спрашивают, чем знаменит Сумской край, первое, что приходит на мысль, это прославленная Иваном Котляревским конотопская ведьма. Однако для историков существуют намного более важные вещи, например, то, что 27-29 июня 1659 года на территории сел Шаповаловка и Сосновка, что под Конотопом, произошла знаменитая Конотопская битва: тогда 40-тысячное войско казаков с успехом разгромило 150-тысячную царскую конницу. Чтобы отдать должное смелости украинских рыцарей, конотопчане ежегодно устраивают праздник в честь битвы. А восемь лет назад в праздновании появилась новая традиция - в селе Шаповаловка проводят Всеукраинский фестиваль 'Казацкий радослав'. А в этом году торжественные празднование совпали еще и с религиозным праздником - Петра и Павла (12 июля).

Современные казаки - современные робин гуды

Начинается праздник с церковной панихиды возле памятного знака Конотопской битве, который стоит в селе Шаповаловка. Но приходят сюда не только шаповаловчане, но и жители соседних сел - все конотопчане считают долгом отдать дань героизму казаков. Чтобы объяснить молодому поколению значимость битвы, после службы старшие конотопчане пересказывают ее историю или приглашают посетить местный музей Конотопской битвы.

- Предводителем казацкого войска был гетман Иван Выговский. Заручившись поддержкой хана Мехмет-Гирея и польского князя Андрея Высоцкого, он выступил против одной из сильнейших армий того времени - российской конницы. Историки до сих пор спорят, что именно помогло Выговскому разгромить врага: поддержка татар и поляков или сила духа казаков, но при этом никто не отрицает, что Конотопская битва стала одним из самых заметных сражений XVII столетия, - рассказывает гостям праздника свободный художник Лина Галанзовская (несмотря на свою творческую профессию, изучала историю Украины всю жизнь, как утверждает, для себя. - Авт.). - Разгром войска Российской империи, которая уничтожала душу и идеологию народов, стал золотой страницей украинской истории. А Конотопская битва - это первая попытка Выговского, как гетмана, освободиться от власти российского царя.

Чтобы придать празднику ощущение казацкой атмосферы, организаторы действа устроили пальбу из самой что ни на есть настоящей пушки XVII века (местные мастера воспроизвели ее по историческим чертежам). Однако с наибольшим нетерпением конотопчане ждали начала боевого крещения современных казаков: как ни как - отмечают казацкий праздник.

Поэтому около казацкого куреня Украинского батуринского полка собралось атаманство Кролевецкой сотни, чтобы принять в свои ряды несколько казаков.

- Не забывай родную землю свою, родителей своих и уважай общество, - приговаривает атаман Кролевецкой сотни Александр Кравченко, ударяя при этом плотвой по спине новобранца, который сидит перед ним на одном колене (чтобы лучше запомнил клятву).

Потом новоиспеченные казаки целуют крест и принимают крещение мечом от казацкого сотника: он кладет меч на левое и правое плечо новобранца, и на этом обряд посвящения завершается. Но стать казаком может не каждый, кто того пожелает. Как рассказал Александр Кравченко, во-первых, нужно иметь огромное желание быть в казацкой сотне, а во-вторых, вести рыцарский образ жизни -- делать добрые дела, защищать бедных, помогать отверженным, то есть быть современным Робин Гудом. Еще одним условием вступления в казачество Кравченко называет рекомендации от друзей будущего рыцаря, их должно быть хотя бы две.

Чтобы закрепить дружеские отношения между опытными и новоизбранными казаками, Кролевецкая сотня устраивает совместный обед. Поскольку коронной пищей казаков считается кулеш, именно им и угощали современное казачество. Кстати, готовили кулеш казачки - женщины, которые также в свое время были зачислены в казацкую сотню (между собой казаки называют женщин берегинями).

Конотопский разгуляй

После боевого крещения и вкусного кулеша гости праздника отправляются на фестиваль 'Казацкий радослав'. На него приехало несколько десятков народных коллективов со всей Сумщины и из соседних регионов. Народные песни и танцы - все напоминало гостям фестиваля о духе казацкого рыцарства. А в небольших куренях, которые раскинулись по обе стороны сцены, жизнь бурлила в совсем другом ритме (каждый курень представлял то или иное село Конотопщины). В 'Казацкой республике' девушки готовили обед для своих казаков, в 'Сосновском дворе' мастерицы показывали вышитые ими полотенца, а в 'Курене Наливайко' бабушки распевали казацкие песни. Но больше всего людей собралось около Духанивского куреня - здесь за ткацким станком пряла нитки старенькая бабушка.

- Лучше всего ткать нитки из льна и конопли, но так как нынче коноплю не позволяют сеять дома, то я беру для прядения шерсть, - рассказывает Надежда Дышковец, жительница села Духанивка. - Заниматься ткачеством я начала еще с 10 лет и переняла знания от мамы и бабушки. К сожалению, давно нет той прялки, которой они пользовались, но и моя уже не новая - я ее купила еще 50 лет назад. А вообще, прядение на селе - это редкое явление, хотя домотканые нитки очень хороши для хозяйства: они очень крепки и их тяжело порвать.

В казацком быту такие нитки были бы незаменимой вещью, поэтому Надежда Дышковец готова подарить несколько клубочков современным казакам. Оказавшись в крае, где зародилась история о конотопской ведьме, не могла не поинтересоваться, верят ли в нее сами конотопчане.

- Когда-то наши бабушки рассказывали, что были у них на селе женщины, которые ходили по чужим домам и доили коров, - делится воспоминаниями жительница Шаповаловки Валентина Головатенко.

По правде говоря, сегодня мало кто этим озабочен, поэтому конотопчане переводят разговор на более важную тему - годовщину Конотопской битвы. Ведь это событие подтверждает история, а вымысел Котляревского еще нужно доказать.

Справка 'Дня'

Конотопская, или Сосновская, битва (27 июня - 29 июня 1659 г.) - битва между московским войском и украинскими войсками гетмана Ивана Выговского. В 1659 году большая Московская армия (более чем 150 000 чел.) во главе с Алексеем Трубецким начала вторжение на Украину. Попытка захватить Конотоп приступом была неудачной. Осада продолжалась с 21 апреля до 29 июня. 29 июня около села Сосновка были уничтожены почти все 30 000 войск Пожарского, посланного Трубецким навстречу Виговскому, а сам он был взят в плен вместе с князями Львовым, Ляпуновым, Бутурлиными, Скуратовым, Куракиным и другими. Сам Трубецкой, услышав о разгроме Пожарского, отозвал Ромодановского из осады Конотопа и поздно вечером начал отступление из Украины. Увидев такое развитие событий, Григорий Гуляницкий вышел из Конотопа и ударил по отступающей армии Трубецкого, захватив много артиллерии.

________________

Героями для Москвы могут быть только украинские холуи ("Украинская правда", Украина)

'Союз казаков и татар оказался мощной силой' ("День", Украина)

Конотопская битва - новый общенациональный миф ("Газета 2000", Украина)